logo
Информационные технологии / РАЗДЕЛ 2 Общие характеристики ЭИС

5.1. Страховой бизнес в России

Страхование один из самых информационно насыщенных и информационно зависимых видов бизнеса. Автоматизация является одним из главных элементов стратегии развития страховых компаний. В страховой компании все бизнес-процессы тесно связаны, автоматизация отдельно взятой задачи практически ничего не дает, необходима сквозная автоматизация всех процессов в комплексе.

В страховом бизнесе основой всего является страховой продукт услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемый клиентам.

В настоящее время новые информационные технологии, основанные на прогрессивных методах и средствах обработки информации, использовании баз данных и пакетов прикладных программ, широко используются в различных отраслях человеческой деятельности, одной из которых является страхование.

Функционирующие страховые фирмы имеют различную организационную структуру.

Так, компания Росгосcтрах имеет трехуровневую структуру: федеральный, региональный и местный уровни. Наряду с этим, существуют фирмы с двух- и одноуровневыми структурами. Определенная организационная структура страховой фирмы предполагает определенную технологию обработки и анализа информации.

Фирмы со сложной организационной структурой, как правило, имеют более сложные информационные технологии. Кроме того, технология сбора, обработки и передачи информации на вышестоящие уровни в страховой компании с многоуровневой организационной структурой зависит от технической оснащенности каждого уровня и всей страховой компании. Персональные компьютеры, составляющие основу технической базы страховой компании, привели к широкому использованию автоматизированных рабочих мест на различных уровнях: местном, региональном, федеральном.

Технический уровень современных персональных ЭВМ, на базе которых создаются АРМ, позволяет делать их информационно-совместимыми друг с другом.

Информация, подготовленная на АРМ специалиста одного подразделения, может использоваться без повторной фиксации данных специалистами других подразделений страховой компании. Внутриуровневый обмен информацией осуществляется с использованием локальной сети. Межуровневый обмен информацией в многоуровневой страховой компании, как правило, реализуется с помощью средств дистанционной связи или передачи магнитных носителей. Так, в страховой компании Росгосстрах на местном уровне в результате автоматизированной обработки данных формируются по определенной структуре файлы телеграмм, которые передаются на региональный уровень. С помощью соответствующего программного обеспечения на региональном уровне осуществляется обработка полученных данных и формирование по определенной структуре файлов данных для передачи их на федеральный уровень.

Современные информационные технологии в страховании ориентированы на возможность адаптации к изменяющимся условиям работы страховых компаний:

1. Прежде всего, это вступление в силу закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», который вызвал резкий рост количества договоров на страхование. А это означает большой рост объемов данных и появление других задач, решение которых невозможно без эффективных информационных систем.

2. Еще один важный фактор – изменение правил бухгалтерского и налогового учета и движение в сторону международных стандартов учета и отчетности. Достижение большей финансовой прозрачности компании для акционеров и руководства требует освоения новых методологий учета и построения совершенной информационной платформы с развитой аналитической подсистемой.

3. Рост различных видов страхования. Страхование жизни самый востребованный вид страхования последних лет. Его доля в общем объеме взносов на протяжении 2003 г. колебалась на уровне 35 – 45%. Объемы по страхованию имущества, добровольному медицинскому страхованию (ДМС) и страхованию от несчастных случаев по итогам 2003 г. выросли.

4. Другим достаточно активным направлением развития страхового рынка стали программы страхования финансовых рисков, непосредственно связанных с бурным ростом кредитования населения в нашей стране.

5. Изменение законодательства, регулирующего лизинговую деятельность, вызвало появление в истекшем году новых страховых продуктов, рассчитанных на страхование ответственности лизингополучателей.

6. Появились и начинают внедряться в реальную практику страховые продукты, рассчитанные на защиту банков, осуществляющих потребительское кредитование.

Существуют проблемы, сдерживающие развитие страхового рынка России: неплатежеспособность потенциальных страхователей (как граждан, так и юридических лиц), несовершенство нормативно-правового регулирования страховой деятельности, монополизм крупных страховых компаний.

С другой стороны, у большинства страхователей существуют определенные страховые интересы, не удовлетворяемые российскими страховщиками: если рынок страхования лизинга по большей части сложился, что косвенным образом отражается в падении интереса к данному виду страхования у страховщиков, ранее активно на нем не работавших, то относительно страхования инноваций дело обстоит значительно хуже. Само понятие инновационных рисков для многих страховщиков нуждается в дополнительном пояснении.

5.2. Преимущества автоматизации в сфере страхования На необходимость в использовании в страховых компаниях автоматизированной системы управления указывает ряд следующих факторов, присущих страховому бизнесу:

  1. Регистрация, хранение и быстрая обработка большого объема информации. Технология страхования предусматривает обработку больших объемов данных. Планирование деятельности базируется на актуарных расчетах и статистической обработке огромного объема информации, который накапливается на протяжении значительного периода времени. Это предъявляет повышенные требования к надежности хранения данных, поддержки их целостности и достоверности.

  2. Оперативность принятия решений в условиях динамично меняющихся внешних обстоятельств. Выполнение договорных условий требует оперативной обработки и своевременной подготовки данных.

  3. Необходимость в информационном взаимодействии подразделений страховой компании. Накопление и обработка данных происходит в различных подразделениях компании. При отсутствии автоматизированной системы управления сложно наладить постоянную информационную связь подразделений в рамках страховой компании в целом.

Использование автоматизированной информационной системы дает возможность:

  1. повысить эффективность управления компанией за счет обеспечения руководителей и специалистов максимально полной, оперативной и достоверной информацией; это позволит руководству оперативно получать сводные данные, характеризующие финансовое положение компании в целом, оценивать эффективность работы подразделений, определить результаты деятельности по тому или иному виду страхования;

  2. снизить расходы на ведение дел компании за счет автоматизации процессов обработки информации и упрощения доступа сотрудников компании к информации;

  3. аналитическим службам проводить актуарные расчеты на основе единого банка данных, что позволяет компании осуществлять разумную тарифную политику;

  4. руководителям среднего звена анализировать деятельность своего подразделения и оперативно готовить сводные и аналитические отчеты для руководства и смежных отделов;

  5. повысить эффективность обмена данными между отдельными подразделениями и филиалами компании;

  6. гарантировать полную безопасность данных на всех этапах обработки информации;

  7. изменить характер ручного труда сотрудников, избавляя их от выполнения рутинной работы и давая возможность сосредоточиться на профессионально важных обязанностях.