logo
Информационные технологии / РАЗДЕЛ 2 Общие характеристики ЭИС

6.1. Автоматизированная информационная система «Налог»

Налоговая служба РФ представляет собой территориально распределенную совокупность районных и региональных инспекций под управлением Министерства РФ по налогам и сборам. Выполнение налоговых расчетов и проведение контрольных работ по соблюдению налогового законодательства сопряжено с обработкой колоссальных объемов отчетности, форм поступающих документов от налогоплательщика различной периодичности (раз в квартал, месяц, год), выдачей справок по запросам налогоплательщиков, формированием отчетности по регламенту и по запросам регионального и федерального уровней управления.

В современных условиях вопрос оптимизации работы налоговых органов может эффективно решаться только при выполнении следующих условий:

Для осуществления управления подразделениями Министерства РФ по налогам и сборам по заказу министерства создана автоматизированная информационная система «Налог». В рамках АИС «Налог» разработано программное обеспечение типовых задач налоговых инспекций, а также основных задач регионального и федерального уровня. Система имеет в своем составе более 160 000 автоматизированных рабочих мест пользователей. Каждый пользователь системы решает свои задачи в едином информационном пространстве и с малыми затратами ручного труда.

Основные направления развития автоматизированной информационной системы МНС России:

Одним из основных принципов, положенных в основу АИС «Налог», является интеграция системно-технических решений на основе их стандартизации и унификации. АИС «Налог» открытая модульная система, состоящая из структурных подсистем (федерального уровня, уровня федерального округа, регионального и местного уровней), каждая из которых, в свою очередь, состоит из набора типовых программно-технических комплексов, которые реализуют стандартный набор информационных технологий. Каждая из взаимодействующих структурных подсистем АИС «Налог» также рассматривается как открытая система, удовлетворяющая некоторому набору стандартных соглашений (протоколов), реализация которых гарантирует возможность их взаимодействия.

Архитектура АИС «Налог» представляет собой единую централизованную структуру, построенную по принципу иерархической организации, соответствующей иерархии подразделений Министерства по налогам и сборам (МНС), и многоуровневую инфраструктуру сбора, обработки и передачи информации, включающую три уровня:

1 уровень: пользовательский уровень в виде автоматизированных информационных систем подразделений МНС России (центрального аппарата (ЦА), управлений МНС (УМНС), инспекций МНС (ИМНС));

2 уровень: уровень обмена и обработки налоговой информации в виде центров обработки данных и аппаратно – программных комплексов УМНС;

3 уровень: транспортный уровень, обеспечивающий информационно-коммуникационный сервис для обмена данными между подсистемами АИС «Налог».

Многоуровневую архитектуру среды территориально – распределенной обработки налоговой информации можно определить как информационно – телекоммуникационную сеть, объединяющую в единое информационное и коммуникационное пространство структурные подсистемы АИС «Налог» и МНС России.

Имеющая место в АИС «Налог» модель обработки налоговой информации позволяет сочетать высокую адаптивность технологии клиент–сервер и Web-технологии с преимуществами централизованной обработки, управления всей системой и обеспечения ее безопасности.

Основным системообразующим решением по информационному обеспечению АИС является концентрация отраслевых информационных ресурсов на местном, региональном и федеральном уровнях в составе интегрированных баз данных.

К основным отраслевым ресурсам относятся:

1. Учетные данные налогоплательщиков, в том числе Единый Государственный Реестр Налогоплательщиков (ЕГРИ), а также первичные документы налогоплательщиков.

2. Лицевые счета налогоплательщиков по всем видам налогов.

3. Информация о налогоплательщиках и объектах налогообложения, получаемая из других ведомств и органов государственной власти.

4. Нормативно-правовая и нормативно-справочная информация.

Интеграция информационных ресурсов обеспечивается за счет:

  1. применения единого профиля протоколов и процедур обмена данными;

  2. унификации программных процедур, общих для различных уровней подсистем АИС «Налог» в рамках одного делового процесса.

В составе интегрированной базы данных федерального уровня создается хранилище данных, обеспечивающее многомерную аналитическую и статистическую обработку налоговой информации в целях информационной поддержки принимаемых стратегических решений.

Таким образом, создаются реальные предпосылки создания единого информационного пространства МНС России, функционирующего на основе единых принципов и по общим правилам.

Единое информационное пространство МНС России складывается из следующих главных компонентов:

  1. Информационных ресурсов, содержащих данные, классификаторы и словари, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

  2. Организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

  3. Средств информационного взаимодействия налоговых органов и должностных лиц, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно – технические средства и организационно-нормативные документы.

Приняты определенные решения по унифицированной структуре технических средств АИС «Налог». С точки зрения технических средств каждая структурная подсистема должна быть реализована как трехуровневый комплекс.

Первый уровень – технические средства подсистемы в целом, т.е. компьютеры класса корпоративных серверов: сервер базы данных и функциональные серверы. Логическое назначение сервера базы данных – размещение программных средств СУБД и интегрированной базы данных на дисковых накопителях, поддержка устройств архивирования базы данных на внешних накопителях. Логическое назначение функциональных серверов – размещение программных средств, реализующих общесистемные службы общего пользования.

Второй уровень – технические средства структурных подразделений, обеспечивающих функционирование программных средств, общих для конкретного подразделения.

Третий уровень – компьютеры на рабочих местах пользователей.

Все технические средства объединяются в локальную вычислительную сеть. Количество технических средств и их мощности (серверов и рабочих станций), а также перечень необходимых серверных программных средств определяются для каждой реализации каждой структурной подсистемы исходя из конкретных условий: численности сотрудников, объемов баз данных, объема эксплуатируемого СПО и т.д.

Основным системным решением в части структуры прикладного программного обеспечения является переход на его компонентное построение. При компонентном построении приложений для реализации типовых функций создаются функциональные программные компоненты, которые многократно используются при решении комплексов задач. Такие функциональные компоненты имеют стандартный интерфейс вызова и запускаются в нужной последовательности управляющими (головными) компонентами, разрабатываемыми для каждого комплекса задач. В клиент-серверной архитектуре управляющие компоненты запускаются как клиенты на рабочих местах пользователей, а функциональные компоненты исполняются на сервере приложений, при необходимости обращаясь к серверу базы данных. Достоинством компонентного подхода, помимо снижения трудоемкости разработки, является возможность независимого сопровождения и развития отдельных компонентов.

Для того, чтобы пользователям информационных систем с начальной компьютерной подготовкой можно было использовать потенциальные возможности информационных систем, разработано прикладное программное обеспечения информационных услуг (IT-услуг). Пользователю достаточно ввести в систему имя функции (IT-услуги) и, при необходимости, некоторые параметры, которые могут ограничивать или уточнять объем вычислений. После этого система по каталогу проверяет наличие запрошенной услуги и при положительном ответе запускает прикладной процесс, который осуществляет обработку интегрированной базы данных в соответствии с заданными параметрами. Результаты представляются пользователю в заранее определенном виде.

Информационный обмен между структурными подсистемами АИС «Налог» осуществляется с использованием системы телекоммуникаций (СТК) Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, которая обеспечивает высоконадежную и оперативную передачу данных, разделение подсистем передачи конфиденциальной и открытой информации, качественную и оперативную голосовую (телефонную) и факсимильную связь, поддержку мультимедийных технологий, организации видеоконференцсвязи, дистанционного обучения, поддержку систем электронной почты, в том числе через сеть Интернет.

Необходимо особо отметить требование совместимости вновь разрабатываемых средств с находящимися в эксплуатации системами. Кроме того, ставится задача установления тесной информационной связи между информационной системой «Налог» и бухгалтерскими информационными системами предприятий.

Применение новых технических средств и новых информационных технологий должны привести в 2007 2008 годам к следующим результатам:

  1. Полный учет на базе Единого Государственного Реестра Налогоплательщиков (ЕГРН) хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, взаимосвязанных физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов с принадлежащими им объектами налогообложения.

  2. Автоматизированный контроль за соблюдением налогового законодательства крупнейшими налогоплательщиками с учетом их филиалов.

  3. Полный контроль за взиманием налогов с доходов физических лиц в рамках Российской Федерации.

  4. Оперативная, в течение нескольких часов, подготовка справок о текущей ситуации, о начисленных и собранных платежах в разрезе регионов, видов деятельности, конкретных крупных налогоплательщиков.

После этого будут реализованы:

  1. Достоверное прогнозирование налоговых поступлений на последующий год по регионам и по видам деятельности.

  2. Долгосрочное и краткосрочное прогнозирование в плане изменения объемов налоговых поступлений в зависимости от изменения налогового законодательства и ставок налогообложения.

  3. Многомерный анализ и статистическая обработка налоговой информации.