logo
Информационные технологии / РАЗДЕЛ 2 Общие характеристики ЭИС

4.3. Автоматизация банковской деятельности

Многообразие оказываемых банком услуг и связанных с ними банковских технологий, особенности организации управления и отсутствия единой концепции автоматизации банковской деятельности обусловили появление на нашем рынке большого количества разнообразных банковских программных продуктов различных производителей, среди которых: Минибанк («Система»), VIMCOM, Диасофт, БИСквит, ДОРА, INFA, ЛЭК-банк, MIM-банк, OPTIMUM, IRISAB SB, ЭЛЬБРУС, «Операционный день» (АО/NEST), БАНКИР, САДКО, DACOMS-Bank, CANOPUS MAKROBank, «Коммерческий банк» (СВАК-Банк), Меркурий СОФТ, «Операционный день банка» г. Тула, «Операционный день банка» А/О ЭЛОРТ, СИС-Банк (ТОО «Союзконтракт»), «Ведение лицевых счетов в коммерческом банке» (ХлебоБанк).

Анализ этих продуктов российского рынка показывает, что практическое выделение подсистем и задач в интегрированных БИС учитывает их группировку одновременно по трем признакам: управлен­ческая структура, трансформация ресурсов и функции управления. При этом часть задач реализуется различными технологиями, распределяется между различными АРМ (рис. 2) и не повторяется, а некоторые задачи становятся функционально избыточными и оформляются при разработке в виде некоторых универсальных технологий, структурно выполненных в форме перемещаемых блоков, одновременно присутствуя в нескольких АРМ и соответствующим образом настраиваясь.

На рис. 2 показан ряд АРМ, которые необходимы относи­тельно полноценности управления, но отсутствуют как самостоятельные в большинстве БИС: АРМ специалиста по маркетингу, АРМ сотрудника по управлению активами и пассивами, АРМ аналитика, АРМ планиров­щика, АРМ сотрудника по управлению ликвидностью и др.

Работа с внешней средой осуществляется по каналам телекоммуникаций через АРМ коммуникаций.

Во многих БИС автоматизированы лишь самые основные, наиболее важные с точки зрения разработчиков системы, задачи. Это может быть мотивировано отсутствием некоторых услуг: лизинга, карточных услуг (или элементов оргструктуры, но есть управленческие задачи, решаемые в любом банке и, как правило, отсутствующие в большинстве отечествен­ных БИС, например, автоматизированный анализ качества кредитного портфеля, прогнозирование и планирование кредитных ресурсов.

Программные продукты, обеспечивающие автоматизацию банковской деятельности, различаются по признаку включения или невключения в их тело банковской технологии.

В большинстве БИС банковская технология оказывается жестко встро­енной в программный продукт. Поэтому пользователь не имеет возмож­ности отклоняться от нее, пользуясь меню, и всегда следует по пути за­программированного диалога, корректность которого зависит практи­чески полностью от разработчика. В большинстве случаев настройка БИС производится специалистом в процессе инстал­ляции. Обычно таким специалистом является представитель разработ­чика, реже − банковский тех­нолог (администратор) автоматизируемого учреждения.

Условно технология банковских операций может быть разделена на макро-и микротехнологию. Макротехнология определяет последова­тель­ность действий (функций) банковского сотрудника при оказании банковских услуг.

Микротехнология представляет собой подробный перечень операций, которые выполняет банковский сотрудник при реализации той или иной функции.