logo
Шпора РЦБ

2. Отличия “уличного” рынка от первичного и биржевого вторичного рынков ценных бумаг

Организованный вторичный внебиржевой («уличный») рынок представляет собой сферу преимущественно прямых (без посредника) сделок вторичной купли и продажи ценных бумаг между институциональными субъектами, как правило, кредитно-финансовыми учреждениями.

Причины появления этого рынка:

Несмотря на название, "уличные" рынки является достаточно хорошо организованными и упорядоченными. Ими управляют саморегулируемые организации профессиональных участников фондового рынка. Торговля на "уличном" рынке происходит посредством автоматизированных систем, использующих телекоммуникационные сети связи через электронные терминалы, расположенные в офисах субъектов. Она осуществляется крупными лотами (пакетами) ценных бумаг, т.е. на оптовой основе. Скорость совершения сделок превосходит биржевую.

Таким образом, "уличный" рынок является каналом привлечения финансирования для новых, мелких и средних компаний. Этим рынком иногда пользуются также крупные субъекты, чьи ценные бумаги котируются на бирже. Главным мотивом для них служит экономия на комиссионном вознаграждении, которое необходимо было бы заплатить брокерской компании.

Главным организованным вторичным внебиржевым рынком РФ до недавнего времени выступало созданное в 1995 г. некоммерческое партнерство Российская торговая система (РТС). Оно объединило четыре разрозненных внебиржевых рынка: Москвы, С.Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска - в единую телекоммуникационную сеть. РТС состоит из брокерско-дилерских компаний - членов Национальной ассоциации участников фондового рынка. С 2001 г. РТС имеет статус …фондовой биржи. В стране функционируют другие организованные вторичные внебиржевые рынки. Уличный рынок более дешев и доступен; он мобилизовал значительные денежные ресурсы через акции для развития новых передовых компьютерно-информационных технологий; привлек средства населения, вложенные в акции.

Особо интенсивно этот процесс проходил в 90-е годы в США, где новые информационные технологии получили наибольшие приоритеты по сравнению со странами Западной Европы и Японии.

Отличительной чертой уличного рынка является то, что на нем нет листинга, т.е. оценки ценных бумаг, выпущенных в оборот.