logo
Шпора РЦБ

14. Рынок облигаций (западная и российская практика)

Облигация – это ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ее номинальную стоимость в оговоренный срок и выплатить причитающийся доход. Рынок облигаций является составной частью  рынка ценных бумаг, на которой обращаются долгосрочные долговые обязательства (облигации,  и другие долговые обязательства). Под рынком в данном случае подразумевается совокупность соответствующих ценных бумаг, физических и юридических лиц, вовлеченных в сделки с этими бумагами и механизмов, делающих возможными данные сделки. Облигация обладает видами стоимости: номинальной – печатается на самой облигации, служит базой при дальнейших перерасчетах и начислении %ов; выкупной – цена, по которой эмитент выкупает облигацию по истечении срока займа, м/т не совпадать с номинал. и зависит от условий займа; рыночной (курсовой) – складывается под влиянием условий эмиссии и ее привлекательности, а также зависит от спроса и предложения на РЦБ.

Курс облигации – отношение ее рыночной цены к номинальной цене, выраженное в процентах.

На рынке первичного размещения корпоративных облигаций можно выделить участников: эмитента, андеррайтера и инвестора. Эмитент. Это субъект, эмитирующий облигационный займ. Цель эмиссии - привлечь заемные средства для пополнения оборотных средств. Эмитент заинтересован в привлечении средств под наименьший процент на долгий срок.

Андеррайтер. Это финансовые структуры, обеспечивающие размещение облигаций эмитента. Функции андеррайтинга выполняют инвестиционные компании и банки. Существуют две формы размещения ценных бумаг: гарантированное размещение и размещение "на лучших условиях". В первом случае андеррайтеры гарантируют эмитенту размещение ценных бумаг по оговоренной цене.При размещении "на лучших условиях" инвестиционные банки осуществляют содействие эмитенту в продвижении его ценных бумаг на рынке, но не гарантируют размещение выпуска, то есть андеррайтер действует как брокер, посредник.

В размещении облигационных выпусков сегодня наблюдается постепенный переход от формы размещения "на лучших условиях" к гарантированным размещениям. Этот фактор определяет рост числа участников в консорциуме андеррайтеров.

Инвесторы. Они в конечном счете покупают облигации. Основной объем инвестиций в корпоративные облигации сегодня осуществляется банковскими структурами, на которые приходится 90-95% рынка. Остальная часть приходится на организации коллективного инвестирования и независимых инвесторов.Для активных игроков фондового рынка, инвестиционных компаний, корпоративные облигации малоинтересны в силу низкой ликвидности вторичного рынка.

После первичного размещения инвесторы имеют возможность перепродажи облигаций, не дожидаясь их погашения. Возникает так называемый вторичный рынок. Обращаются облигации в торговых системах и на торговых площадках (ММВБ, РТС).