Введение
Рынок банковских услуг является одной из важных и неотъемлемых составляющих современной рыночной экономки. Поэтому сегодня растет интерес к различным аспектам деятельности банков и методам управления ими. Банки постепенно превратились в основных посредников в перераспределении капиталов, в обеспечении непрерывности процесса экономического воспроизводства. Условия растущей конкуренции и коммерциализации деятельности диктуют необходимость реорганизации структур, разработки гибких рыночных стратегий, проведение сегментации рынка банковских услуг, развития новых сегментов, услуг и методов обслуживания.
Мировая теория и практика государственного управления убедительно указывают на то, что важнейшим условием развития современной конкурентоспособной национальной экономики является формирование эффективной банковской системы как движущей силы экономического развития и рыночных преобразований. Особую актуальность эта проблема приобрела за последние годы, которые отметились финансовыми потрясениями, глубокими изменениями в банковском деле, многочисленными нововведениями в организации, формах обслуживания и методах управления банком. Речь идет об осложнении приемов и методов банковской деятельности, возникновения новых видов финансовых операций и услуг, усиление конкуренции со стороны различных небанковских организаций, занимающихся приобретением и распределением средств и т.п. Углубление изучение и творческое осмысление этих процессов будет способствовать выбору оптимальных путей развития рынка банковских услуг, повышению эффективности функционирования национальной экономики с целью достижения высокого жизненного уровня.
Изучению проблем развития рынка банковских услуг посвящены работы известных иностранных и отечественных исследователей: Е. Балларина, К. Барлтрона, О.Береславської, А. Гальчинского, О. Дзюблюка, В. Заутера, Ю. Качаева, Ф. Котлера, О. Лаврушина, Же. Ламбена, 3. Луцишин, И. Февраля, А. Мороза, П. Роуза, Г. Савлука, Дж. Сондерса, Дж. Стенлейка, Е. Уткина и др. Вместе с тем быстрые темпы развертывания глобализационных процессов в финансовой сфере, обострение противоречий развития современной мирохозяйственной системы стимулируют дальнейшие научные поиски в этой области.
Целью нашего исследования является обоснование теоретических основ функционирования современного рынка банковских услуг, определение его структуры и инфраструктуры, а также выявление главных особенностей развития в условиях глобализации экономики.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
провести исследование понятия "банковская услуга" и ее особенностей как продукта деятельности банка;
определить сущность рынка банковских услуг, его место и роль в банковском секторе экономики, принципы его функционирования;
проанализировать процессы формирования и особенности современного состояния рынка банковских услуг в Украине;
определить структуру и основные факторы влияния на цену банковских услуг как базового элемента рынке банковских услуг;
исследовать основные проблемы рынка банковских услуг за последние несколько лет, в условиях кризиса и посткризиса;
выявить основные проблемы направления дальнейшего развития рынка банковских услуг.
Объект исследования - экономические отношения между коммерческими банками и их клиентами.
Предмет исследования - деятельность коммерческих банков на рынке услуг.
Методы исследования. Исследование рынка банковских услуг выполнено на основе использования общенаучных и специальных методов и приемов. В работе использовались метод анализа и синтеза, метод сравнительного анализа, математической статистики.
Информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, Законы Украины и нормативно-правовые акты Национального банка Украины, Кабинета Министров, статистические данные государственных органов, сводные материалы Ассоциации коммерческих банков, НБУ, отчеты о деятельности отдельных банков.
- Оглавление
- Введение
- 1. Теоретические аспекты функционирования рынка банковских услуг
- 1.1 Сущность, задание и структура рынка банковских услуг
- 1.2 Понятие, суть и классификация банковских услуг современного банка
- 1.3 Продуктовая политика современного банка
- 2 Рынок банковских услуг Украины
- 2.1 Динамика показателей рынка банковских услуг Украины
- 2.2 Основные тенденции развитие рынка банковских услуг Украины в посткризисном периоде
- 3 Перспективы развития рынка банковских услуг Украины
- 3.1 Рекомендации повышения эффективности работы банковского сектора Украины и перспективы его развития
- 3.2 Управление продуктовым портфелем современного банка как основа развития рынка банковских услуг
- 3.3 Роль банковского имиджа в стимулировании сбыта банковских услуг
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение а Классификация банковских услуг