logo
DKB_Kravtsovoy_1

Предисловие

Деньги, кредит – не новые экономические категории. Они существовали и существуют в различных общественно-экономических формациях на базе товарного производства и товарного обращения.

Житейское представление о деньгах и кредите не совпадает зачастую с их действительной сутью и ролью, что обусловливает необходимость раскрытия их роли и места в экономике. Деньги и кредит – элементы не частных сделок, изолированных друг от друга, а общественные явления, элементы производственных отношений, тесно связанные с другими экономическими понятиями, инструментами.

Деньги и кредит как порождение экономических отношений развиваются в масштабах, определяемых экономическими процессами. Изменения в денежно-кредитном обороте обусловлены воспроизводственным процессом. Следовательно, деньги и кредит по своей сущности не являются неизменными, раз и навсегда застывшими в своем развитии. В настоящее время они приобретают особое значение как элемент рыночных отношений.

При развитии рыночных отношений, совершенствовании методов управления возникает необходимость глубокого изучения экономического содержания денег, кредита в интересах повышения эффективности общественного производства. Высокие требования к экономическим методам управления обусловливают необходимость изучения денежно-кредитного механизма как одного из составных элементов всего экономического механизма. В условиях конкуренции между участниками воспроизводственного процесса успех приходит к тому, кто лучше владеет современными методами использования денег, кредита, технологией банковского дела.

Предметом учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки» является изучение сферы экономических отношений, связанных с функционированием денег, кредита, банков, закономерностями их развития; основами построения и структурой кредитной системы, принципами организации банковской деятельности; развитием новых явлений в денежно-кредитной системе страны. Данная дисциплина формирует базовые теоретические знания, необходимые при подготовке специалистов по экономическим специальностям.

Изложение материала предполагает изучение, обобщение фактов путем их выражения в понятиях, таких как – деньги, кредит, платежный оборот, денежный оборот, банки и т.п. Изложение ведется в порядке перехода от абстрактного (общие принципы, закономерности функционирования денежно-кредитных отношений) к конкретному (денежная, валютная, кредитная система, банковские операции, формы расчетов).

Рассматриваются не только действующие принципы, формы функционирования механизмов денежно-кредитной сферы в их статике, но и в развитии на перспективу. А это означает, что предмет курса диктует необходимость изложения основных тенденций развития, совершенствования денежно-кредитно-расчетного механизма в его связи с хозяйственным механизмом.

Раскрытие теоретических положений опирается на приоритет логического изложения системы экономических отношений в области денег, кредита и закономерностей перед их историческим описанием. В то же время используются исторические экскурсы в область эволюции денег, кредита, банков для выявления преемственности экономических отношений и знакомства читателей с материалом, послужившим основой для теоретических обобщений. Вместе в тем, авторы стремились избежать перегрузки содержания второстепенными понятиями и фактами.

В курсе “Деньги, кредит, банки” практические вопросы содержатся лишь в той мере, в какой это необходимо для уяснения экономической роли денег, кредита, банков. Следовательно, в курсе не дается систематическое изложение действующий практики кредитования, организации денежного обращения, эти вопросы должны решаться в прикладных специальных дисциплинах. Курс формирует базовые теоретические знания, необходимые для изучения таких специальных дисциплин как: “Организация деятельности коммерческих банков”, “Банковский аудит”, “Финансовый анализ деятельности банков”, “Организация деятельности центрального банка” и др.

В первых разделах учебника дается характеристика видов денег и их сущности и роли, денежного оборота, рассматриваются организация денежного обращения, методы регулирования денежного оборота, элементы денежной и валютной систем.

Далее раскрываются сущность, функции и роль кредита, особенности организации функционирования его отдельных форм (банковского, коммерческого, факторингового, государственного, потребительского, лизингового, ипотечного, международного кредита). Дается характеристика кредитной и банковской систем, функций и роли банков и специализированных кредитно-финансовых организаций, различных видов банковских услуг и операций.

В ходе изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» студенты обязаны:

- ознакомиться с взглядами на сущность, функции, роль денег и кредита в развитии национального и мирового хозяйства;

- усвоить содержание, организацию денежного оборота и кредитного процесса в рыночной экономике, условия стабильности и методы регулирования денежно-кредитной сферы;

- знать основы функционирования денежно-кредитных отношений в международном экономическом обороте;

изучить структуру кредитной системы государства, виды, функции и операции банков и специализированных кредитно-финансовых организаций, их роль в экономике страны;

- уметь использовать теоретические знания курса для приобретения соответствующих практических навыков по своей специальности. Будущая работа студентов как сотрудников банков, предприятий связана с использованием знаний по теории денег, кредита, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Структура и содержание учебника позволяет решить эти задачи.

Учебник написан коллективом преподавателей кафедры денежного обращения, кредита и фондового рынка под руководством профессора Г.И.Кравцовой в соответствии с типовой программой курса «Деньги, кредит, банки» (2006 г.).

В учебнике учтены законодательные и нормативные документы, действующие на 1 января 2007 года.

Авторами отдельных глав являются:

Г.И. Кравцова – предисловие, гл. 1 (§ 1.3); гл. 3,5,6,8 (§8.1.-8.5.), гл. 10 (§10.1., 10.2; 10.4.-10.8.), 11,12,14,15, литература

Г.С. Кузьменко - гл. 1 (§ 1.1.; 1,2.,1.4), гл.2, 4,9,10 (§10.9.), гл. 13 (§13.1)

О.В. Купчинова – гл. 13 (§ 13.5-13.7)

О.И. Румянцева - гл. 7, гл. 8 (§8.6.-8.7), гл. 13 (§13.2.-13.4.)

И.Н. Тищенко – гл. 10 (§10.3.), гл. 13 (§13.8.)