12.4. Перспективы развития банковских услуг
В современных условиях банки расширяют свою деятельность начиная новые или расширяя действующие сегменты услуг банковского рынка. Одной из важнейших задач является формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков. Состояние конкурентной среды на рынках банковских услуг призвано способствовать повышению их качества, снижению стоимости, активному внедрению новых банковских продуктов и услуг. При этом должен учитываться реальный спрос экономики на деньги, на кредит. Финансовая поддержка реального сектора хозяйства должна привести к росту кредитных вложений банков. Так, «Концепцией развития банковский системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг.» предусматривается рост кредитов к номинальному ВВП к 2010 г. не менее чем на 40-42 процента. Валовые кредиты банков в белорусских рублях и в иностранной валюте за 2006-2010 гг. должны увеличиться в 2,7 раза. 61
Ресурсами кредитов должны стать прежде всего внутренние источники, формируемые развитием экономики страны (до 90%) и внешнее инвестирование. Условиями расширения состава операций, выполняемых банками является наращивание их ресурсной базы и оптимизация структуры активов и пассивов. Это потребует развития депозитных операций банков. Рост депозитов предприятий и населения за 2006-2010 гг. составит в 2,1 раза. Каждый банк должен разработать стратегию оптимизации структуры активов и пассивов, снижения доли проблемных активов, и прежде всего проблемных кредитов в кредитном портфеле банков.
Одним из направлений деятельности банков становится ипотечное кредитование. В июле 2001 г. Совет Министров Республики Беларусь принял концепцию ипотечного жилищного кредитования, которая положила начало системы ипотечного кредитования населения. Система долгосрочного кредитования граждан в целях приобретения ими жилья позволяет увеличить платежеспособный спрос, активизировать рынок жилья, вовлечь в экономический оборот недвижимость, создавать базу для привлечения сбережений населения, что влияет на экономику в целом.
Банки все активнее осуществляют нетрадиционные для них операции: консультирование, информационные услуги, доверительное управление денежными средства, сделки с недвижимым имуществом, операции с производными инструментами фондового рынка, выполнение функций агента и др.
Особое значение приобретает розничная банковская услуга физическим лицам.
Рынок розничных банковских услуг – это сфера рыночных отношений, складывающихся по поводу удовлетворения потребностей физических лиц в банковских услугах. Розничная банковская услуга – это существующая (уже оказываемая) услуга, модифицированная с целью улучшения ее потребительских свойств, или вновь созданная услуга, то есть услуга с новыми потребительскими свойствами. Розничный банковский бизнес как элемент комплексного обслуживания населения развивается в самостоятельном направлении. Набор розничных услуг для населения включает в себя: вкладные операции; потребительский кредит, который удовлетворяет различные потребительские нужды населения; эмиссия и расчеты с помощью банковских карточек; денежные переводы и платежи; валютно-обменные операции и др.
Концепция развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 г.62определяет условия, цели и направления развития данного сегмента банковского рынка. Основной результат развития розничных банковских услуг для банковской системы будет состоять в увеличении числа клиентов, объемов привлекаемых ресурсов, улучшении их структуры, роста возможностей банков по проведению активных и посреднических операций, роста рентабельности указанных услуг. Для физических лиц это будет означать улучшение качества и расширение сектора оказываемых услуг со стороны банков. Для экономики республики результатом развития рынка розничных банковских услуг будет создание условий, способствующих: вовлечению в инвестиционный процесс свободных денежных средств населения для обеспечения устойчивого экономического развития страны и реализации социальных программ; сглаживанию при помощи потребительских кредитов различий между денежными доходами и накоплениями, уровнем и структурой потребления различных категорий граждан.
Основными тенденциями развития розничных банковских услуг должны стать:
использование стратегий многоканального обслуживания физических лиц;
переход от оказания отдельных видов услуг к комплексному обслуживанию клиентов;
переход при оказании стандартных услуг от прямого контакта банка и клиента к самообслуживанию;
расширение спектра и повышение качества розничных банковских услуг;
модификация уже оказываемых банковских услуг для населения;
доступность услуг – возможность получить необходимый набор услуг с минимальными издержками и затратами времени, в удобное время и в удобном месте;
снижение стоимости розничных банковских услуг для населения.
Стратегическими целями развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года являются: достижение уровня обслуживания, позволяющего максимально удовлетворять потребности физических лиц в банковских услугах; приближение параметров розничных банковских услуг в республике к уровню развитых стран. Для достижения поставленных задач деятельность банков должна включаться в себя: стандартизацию и автоматизацию процесса оказания розничных банковских услуг; внедрение современных стратегий продаж; развитие и оптимизацию филиальной сети.
Вопросы для самоконтроля
Что такое банковская услуга?
Что такое банковская операция?
Каков перечень банковских операций?
В чем содержание пассивных операций банка?
В чем содержание активных операций банка?
В чем содержание посреднических операций банка?
Что относится к другим (прочим) операциям банка?
В чем сущность депозитных операций банка?
В чем сущность кредитных операций банка?
Каковы признаки классификации банковских кредитов?
В чем сущность валютных операций банков?
Каковы виды валютных операций банков?
В чем особенности лизинговых операций банков?
В чем содержание доверительных операций банков?
Какие операции совершают банки с ценными бумагами?
Каково содержание расчетных операций банков?
Каковы перспективы развития банковских услуг?
Каковы направления развития розничных банковских услуг для населения?
- Деньги, кредит, банки
- Предисловие
- 1. Виды и роль денег
- 1.1. Причины появления денег
- 1.2. Сущность денег, их функции
- 1.3. Виды денег и их особенности
- 1.4. Роль денег в рыночной экономике
- 2. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
- 2.1. Понятие эмиссии и выпуска денег
- 2.2. Денежная масса и денежная база
- 2.3. Эмиссия безналичных денег, банковский мультипликатор
- 2.4. Налично-денежная эмиссия
- 3. Денежный оборот
- 3.1. Понятие денежного оборота
- 3.2. Классификация и принципы организации денежного оборота
- 4. Платежная система
- 4.1. Понятие «платежная система». Элементы и виды платежных систем
- 4.2. Безналичный денежный оборот, его значение.
- 4.3. Формы безналичных расчетов юридических лиц во внутреннем экономическом обороте
- Банковский перевод
- Инкассо
- Аккредитив
- 4.4. Особенности безналичных расчетов населения
- 4.5. Международные расчеты, их формы
- 5. Наличный денежный оборот
- 5.1. Экономическое содержание наличного денежного оборота
- Центральный банк
- Коммерческие банки
- 5.2. Организация кассовых операций в народном хозяйстве
- 6. Денежная система
- 6.1. Понятие, типы и элементы денежных систем
- 6.2. Денежная система Республики Беларусь
- 7. Методы регулирования и стабилизации денежного оборота.
- 7.1. Устойчивость денежного оборота, его роль в обеспечении макроэкономического равновесия.
- 7.2. Необходимость регулирования денежного оборота
- 7.3. Методы регулирования денежного оборота
- 8. Валютная система и валютное регулирование
- 8.1. Валютная система, ее элементы
- 8.2. Виды и эволюция валютных систем
- 8.3. Конвертируемость национальных валют
- 8.4. Валютный курс
- 8.5. Платежный баланс, его содержание
- 8.6. Валютное регулирование, его направления и принципы
- 8.7. Методы валютного регулирования, их особенности в Республике Беларусь
- 9. Сущность и роль кредита
- 9.1. Причины возникновения и условия функционирования кредитных отношений
- 9.2. Сущность кредита
- 9.3. Функции кредита, их характеристика
- 9.4. Роль кредита
- 10. Формы кредита
- 10.1. Понятие форм кредита и их классификация
- 10.2. Банковский кредит
- 10.3. Государственный кредит
- 10.4. Коммерческий кредит
- 10.5. Потребительский кредит
- 10.6. Лизинговый кредит
- 10.7. Ипотечный кредит
- 10.8. Факторинговый кредит
- 10.9. Международный кредит
- 11. Банки и их роль
- 11.1. Сущность и роль банков
- 11.2. Виды банков и их классификация
- 11.3. Банковская деятельность, принципы ее организации
- 11.4. Банковские объединения, их формы
- 12. Банковские операции
- 12.1. Банковские услуги и операции
- 12.2. Классификация банковских операций
- Банковские операции
- 12.3. Характеристика отдельных операций банков
- 12.4. Перспективы развития банковских услуг
- 13. Банковская система
- 13.1. Банковские системы и их виды
- Банковская система
- 13.2. Центральный банк, его статус и функции.
- 13.3. Национальный банк Республики Беларусь
- 13.4. Денежно-кредитная политика центрального банка, её инструменты
- Денежно-кредитная рестрикция
- Общественный сектор
- Частный сектор
- 13.5. Коммерческий банк, особенности его организации и деятельности
- 13.6. Понятие банковской ликвидности
- 13.7. Регулирование деятельности банков
- 13.8. Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь
- 14. Банковские проценты
- 14.1. Сущность банковского процента, его функции
- 14.2 Депозитный процент
- 14.3. Процент по банковским кредитам
- 14.4. Ставка рефинансирования центрального банка
- 14. 5. Учетный процент
- Векселедержательь
- Векселедатель
- 15. Небанковские кредитно-финансовые организации
- 15.1. Виды и роль небанковских кредитно-финансовых организаций
- 15.2. Лизинговые компании
- 15.3. Инвестиционные компании (фонды)
- 15.4. Финансовые компании
- 15.5. Ломбарды
- 15.6. Кредитные союзы и кооперация
- 15.7. Специфические кредитно-финансовые организации
- Литература
- 1. Виды и роль денег 5