logo
DKB_Kravtsovoy_1

Банковская система

Централизованная (административная)

По степени центра-лизации управления и характеру взаимо-связи банковских организаций

Рыночная

По соподчинен-ности элементов

Одноуровневая

Двухуровневая

Рис.13.1. Виды банковской системы.

Централизованная банковская система существовала в условиях командно-административной экономики. Ее характерной чертой являлась государственная монополия на банковское дело: государство выступало собственником банков и отвечало по их обязательствам, планировало и жестко регулировало их деятельность. Структура банковской системы была суперцентрализована ― по сути, в стране функционировал один или несколько государственных банков с множеством отделений на местах. Они выполняли функции центрального и коммерческих банков и подчинялись правительству. На счетах этих банков автоматически аккумулировались все свободные денежные средства предприятий и часть денежных сбережений населения. Средства распределялись в соответствии с кредитными планами, базирующимися на планах социального и экономического развития страны. Взаимосвязи между банковскими организациями осуществлялись на основе централизованного управления их деятельностью и директивных планов аккумулирования и перераспределения ресурсов.

Рыночная банковская система основана на различных формах собственности на банки. Для нее характерна децентрализованная система управления и разграничение ответственности между банками и государством по их обязательствам. Функционирует множество банков, различающихся организационной формой, спецификой операций и т.д. За банковской деятельностью осуществляется надзор, ее регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами. Банки проводят свои операции на рыночной основе (в целях получения прибыли), конкурируя друг с другом за клиентов и позиции на финансовых рынках.

Одноуровневая банковская система функционирует, если входящие в нее банки находятся на одной иерархической ступени, между ними не существует разделения функций и отношений соподчинения, а взаимодействие осуществляется на основе только горизонтальных связей. Такая система была характерна, например, для исторического этапа развития, когда в странах действовали только коммерческие банки, которые выполняли все банковские функции, включая эмиссионную. Однако следует отметить, что нерегулярный и слабый характер взаимодействия между коммерческими банками дает основание некоторым экономистам отрицать наличие в тех условиях банковской системы в том значении, которое вкладывается в это понятие в современных условиях. К одноуровневой банковской системе относят также централизованную банковскую систему, функционировавшую в командно-административной экономике ― здесь действовал практически один банк-монополист, выполнявший функции центрального банка и расчетно-кредитное обслуживание экономических субъектов через свою филиальную сеть.

Двухуровневая банковская система существует в настоящее время в большинстве стран мира. Она включает центральный банк, который образует первый, верхний уровень системы, и коммерческие (деловые) банки, составляющие второй, нижний уровень. В такой системе банки разных уровней различаются целями деятельности, выполняемыми функциями и ролью в экономике. Взаимоотношения между банками разных уровней организованы по вертикали: хотя банки второго уровня юридически не подчинены центральному банку, он законодательно наделен полномочиями по контролю и надзору за их деятельностью, ее регулированию. В связи с этим отношения между центральным и другими банками строятся не только на договорных началах, но и административно-властных. Между банками второго уровня (коммерческими банками) взаимодействие осуществляется по горизонтали ― на основе равноправного партнерства и конкуренции. Отношения между ними носят исключительно договорной характер, а взаимосвязь осуществляется в процессе координации деятельности. Банки этого уровня равны перед законом и должны иметь равные конкурентные возможности.

Центральный банк является в системе особым банковским институтом, который осуществляет свою деятельность на макроэкономическом уровне. Его клиентами как банка являются главным образом коммерческие банки и правительственные структуры. Центральный банк не всегда находится в государственной собственности, но осуществляет свои функции, руководствуясь только общенациональными, государственными интересами. Проводимая им денежно-кредитная политика является одним из важнейших составляющих государственного регулирования экономики.

Коммерческие банки осуществляют свою деятельность на микроуровне, непосредственно обслуживают юридических и физических лиц, предоставляя им депозитные, кредитные, расчетные и другие банковские услуги на платной основе.

Второй уровень банковской системы во многих развитых странах, а также в странах с переходной экономикой64, имеет сложную структуру. Банки этого уровня в зависимости от особенностей страны можно разделить на группы, которые существенно различаются спецификой деятельности и ролью в экономике. В частности, в разных странах в зависимости от национальных особенностей выделяют группы банков по признаку собственности (государственные банки, в которых контрольным пакетом акций владеет государство, и частные), по величине активов (группа крупнейших банков и группа мелких и средних банков), по направлениям деятельности (группа специализированных банков и группа универсальных банков) и т.п. Во многих развитых странах и странах с переходной экономикой, например, наряду с универсальными коммерческими банками существуют группы специализированных банков (сберегательных, инвестиционных и др.).

С одной стороны, многообразие видов банков второго уровня позволяет полнее удовлетворять спрос на банковские услуги со стороны различных экономических субъектов, расширять спектр этих услуг и обеспечивать равный доступ к ним независимо от региона страны, повышает устойчивость банковской системы, способствует снижению системного риска ликвидности. С другой стороны, такое строение второго уровня банковской системы затрудняет равноправную конкуренцию, которая должна развиваться между входящими в его банками, дает конкурентные преимущества отдельным группам.

Классификация видов банковской системы на основе выделения ее различных уровней в современной экономической литературе является предметом дискуссий. Многие экономисты считают, что банковские системы можно рассматривать только как одноуровневые или двухуровневые. В то же время ряд экономистов наряду с одно- и двухуровневой банковской системой выделяет трех-, четырех- и пятиуровневые системы. Чаще всего в дополнительные уровни выделяют:

При выделении в отдельный уровень банковской системы специальных кредитно-финансовых организаций происходит смешение понятий банковской и кредитной систем. Отнесение же на разные уровни различных типов коммерческих (деловых) банков обычно мотивируется значительной спецификой их деятельности и необходимостью вследствие этого дифференцированного подхода к регулированию их деятельности и установлению нормативных требований. Однако исходя из общепринятого критерия соподчиненности банков можно выделить лишь один или два уровня банковской системы, при этом второй уровень в зависимости от особенностей страны может иметь достаточно сложную структуру, включать несколько групп банков с ярко выраженной спецификой деятельности.

Особенности исторического и экономического развития страны определяют своеобразие ее банковской системы. Это касается банков как первого, так и второго уровней. Так, например, центральные банки могут быть организованы в форме унитарных государственных банков (Великобритания, Франция, ФРГ, РФ и т.д.) и акционерных банков (Швейцария, Япония и др.), в том числе в виде системы независимых банков, в совокупности выполняющих функции центрального банка (США). Еще большей спецификой характеризуется структура второго уровня. В одних странах существует множество коммерческих банков, преимущественно небольших (например, в США, Японии), в других ― их количество относительно невелико и в основном это сравнительно крупные банки (Канада, ФРГ и др.); для одних стран характерно преобладание универсальных банков (ФРГ, Турции и т.д.), для других ― специализированных.

Одной из проблем развития национальных банковских систем в современных условиях глобализации является проблема участия в них иностранного капитала. В целом ряде стран его доля в совокупных активах национальной банковской системы в настоящее время достигает 70-80 % (например, в Венгрии, Польше). С одной стороны, снятие ограничений на деятельность нерезидентов в банковской сфере усиливает конкуренцию на внутреннем рынке банковских услуг и на основе использования передового мирового опыта способствует распространению новых банковских технологий и повышению уровня менеджмента банков, а также расширению спектра и росту качества банковских услуг, предоставляемых хозяйствующим субъектам и населению. С другой стороны, при недостаточной развитости банковской системы страны большинство национальных банков не в состоянии конкурировать с иностранными, а центральные банки постепенно теряют часть контроля за банковской системой.