Современный этап развития рынка ценных бумаг в россии и задачи регулирования
В последние годы рыночное реформирование российской экономики позволило достичь ряда серьезных успехов. Кардинально снижен уровень инфляции, существенно меньшими стали инфляционные ожидания населения, стабилизировался курс национальной валюты, достигнуты первые успехи в деле перепрофилирования неэффективных производств, заработала процедура банкротства.
В 1994—1996 гг. на российском рынке ценных бумаг произошел ряд позитивных изменений:
-
сложились благоприятные политические условия для развития рынка;
-
рынок государственных ценных бумаг позитивно повлиял на формирование инвестиционных портфелей крупных инвестиционных фондов;
-
вырос потенциал рынка корпоративных ценных бумаг и увеличилась его капитализация;
-
рынок стал более ликвидным и информационно-прозрачным;
-
развивалась инфраструктура рынка и был преодолен ряд специфических рисков (“риск регистратора” и др.);
-
укрепилась законодательная база рынка за счет принятия федеральных законов и ряда нормативных документов в этой сфере;
-
были наработаны новые механизмы защиты прав акционеров.
Важнейшим качественным отличием современного этапа развития РЦБ является также растущее международное признание российского РЦБ, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить вступление России в Международную организацию комиссий по ценным бумагам (IOSCO), получение одновременно кредитного рейтинга Moody's, Standard&Poor's и 1ВСА, успешные выпуски “еврооблигаций”, публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение одной из российских компаний в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских банков “надежным иностранным депозитарием” и др.
При этом у российского рынка ценных бумаг существует значительный потенциал дальнейшего развития. В основе этого потенциала лежат такие факторы, как большое число созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, значительное число перспективных предприятий, акции которых пока явно недооценены, интерес многих предприятий к дополнительным эмиссиям, желание многих региональных и муниципальных органов власти осуществить выпуски своих займов (облигаций) и ряд других. Значительные перспективы роста российского рынка связаны с разумной политикой финансирования дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных типов государственных ценных бумаг.
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг в России, является прежде всего обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формирование необходимых условий для стимулирования накопления и трансформации сбережений в инвестиции.
С учетом специфики формирования российского рынка ценных бумаг в рамках переходной экономики складывающаяся модель должна содействовать также достижению следующих целей:
• макроэкономическая;
• содействие в формировании условий для экономического роста;
• эффективное финансирование дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных типов государственных ценных бумаг;
• надежная защита прав инвесторов;
• развитие процессов интеграции регионов России на основе формирования единого цивилизованного фондового рынка;
• стимулирование вложения капиталов российских инвесторов преимущественно в российскую экономику;
• превращение России в один из самостоятельных мировых центров фондовой торговли.
В то же время текущее развитие российской экономики протекает на фоне инвестиционного кризиса. Он выражается как в острой нехватке инвестиционных ресурсов на рынке, так и в нежелании инвесторов (как внутренних, так и внешних) вкладывать средства в промышленность (реальный сектор). Надежда на то, что после президентских выборов в Россию хлынет мощный поток зарубежных инвестиций, пока не оправдалась. Причин здесь несколько, но главная — высокий уровень инвестиционных рисков: политических, валютных, рыночных, законодательных и др. В этой ситуации особое значение приобретает мобилизация внутренних источников инвестиций и в особенности денежных средств населения.
Институциональные реформы, которые в значительной мере уже осуществлены, не могут считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности экономики являются определяющими факторами становления рыночной экономики.
Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер. Соответственно трудно переоценить необходимость эффективного регулирования рынка ценных бумаг:
• регулирование дает “правила игры” для цивилизованной конкуренции между участниками рынка, которая в конечном результате приводит к расширению и улучшению качества предлагаемых инвесторам услуг;
• регулирование создает условия, позволяющие населению с уверенностью вкладывать средства, а участникам рынка — безбоязненно расширять свой бизнес;
• регулирование обеспечивает высокие стандарты поведения участников, минимизируя риск мошенничества и злоупотреблений.
В силу вышеуказанных экономических и социальных причин и в силу важности этой отрасли для развития и стабилизации экономики рынок ценных бумаг на сегодняшний день рассматривается как область интенсивного регулирования, то есть расширяется сфера присутствия и степень прямого вмешательства государственных органов в этот сектор экономики.
Этот принцип справедлив и по отношению к политике в области квалификационных требований, целью которой является контроль профессиональной компетенции лиц, работающих на рынке ценных бумаг, их приверженности законодательству, нормам деловой и профессиональной этики. Аттестация руководителей и специалистов профессиональных участников рынка ценных бумаг является практической реализацией указанной политики.
Данное учебное пособие предназначено для подготовки к базовому экзамену для соискателей квалификационных аттестатов ФКЦБ России и служит целям ознакомления с основами функционирования рынка ценных бумаг, законодательной, нормативной базой и системой регулирования рынка ценных бумаг в России.
- Глава 18. Основы финансовых вычислений
- Современный этап развития рынка ценных бумаг в россии и задачи регулирования
- Часть 1: основы рынка ценных бумаг введение
- Глава 1. Основные понятия рынка ценных бумаг
- 1.0 Сбережения, инвестиции и рынок ценных
- Основные заемщики и поставщики капитала
- 1.2 Инструменты денежного рынка
- 1.3 Инструменты рынка ценных бумаг
- 1.4 Первичные и вторичные рынки
- 1.5 Роль посредников
- 1.6 Инвестиционные цели и решения
- Глава 2. Инфраструктура рынка ценных бумаг
- 2.0 Понятие инфраструктуры
- 2.3 Как работают элементы инфраструктуры
- Глава 3. Рынки долговых ценных бумаг
- 3.2 Основные участники
- 3.3 Доходность облигаций
- 3.5 Рынок государственных ценных бумаг россии
- 3.6 Корпоративные облигации
- 3.8 Конвертируемые облигации
- 3.9 Еврооблигации
- Глава 4. Рынки акций
- 4.1 Виды акций
- 4.2 Основные участники рынка
- 4.3 Доходность и прирост капитала
- 4.4 Международные рынки акций
- 4.5 Российский рынок акций
- 4.7 Индексы цен на акции
- Глава 5. Производные инструменты
- 5.0 Виды производных инструментов
- 5.1 Базовые принципы ценообразования
- Глава 6. Инвестиционные фонды
- 6.2 Юридическая и операционная структура фонда
- 6.4 Сравнение типов фондов в разных странах
- 6.6 Роль органа регулирования
- Глава 7. Риск, хеджирование и диверсификация
- 7.0 Понятия риска, хеджирования и диверсификации
- 7.1 Основы управления портфелем ценных бумаг
- Часть II: Законодательные и регулятивные основы функционирования рынка ценных бумаг в России
- Глава8. Правовые основы ведения предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
- 8.0 Понятия и иерархия законодательной и нормативной базы
- 8.1 Субъекты и объекты гражданского права
- 8.2 Собственность в гражданском праве
- 8.3 Сделки, представительство и доверенности в гражданском праве
- 8.4 Обязательственное право
- Глава 9. Основы корпоративного права
- 9.1 Создание ао
- Преобразование и ликвидация ао
- 9.3 Права акционеров
- 9.4 Компетенция органов управления
- Глава 10. Система регулирования рынка
- Общие принципы, задачи и объекты
- 10.1 Функции и права фкцб
- 10.2 Региональные отделения фкцб
- 10.3 Саморегулируемые организации (сро)
- 10.4 Обеспечение исполнения законодательства
- Глава II. Эмиссия ценных бумаг
- 11.1 Регулирование эмиссии ценных бумаг
- 11.2 Стандарты выпуска акций и облигаций
- Глава 12. Обращение ценных бумаг
- Глава 13. Раскрытие информации на
- Глава 14. Виды профессиональной
- Глава 2 Закона “о рынке ценных бумаг” устанавливает семь видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:
- Глава 15. Формы коллективного
- 15.3 Негосударственные пенсионные фонды
- 15.4 Кредитные союзы
- Часть III. Налогообложение, бухгалтерский
- Глава 16. Налогообложение на рынке ценных
- 16.2 Налог на прибыль предприятий и организаций
- 16.3 Подоходный налог с физических лиц
- Налог на добавленную стоимость, налог
- Глава 17. Основы бухгалтерского учета
- 17.0 Основные регистры бухгалтерского учета
- 17.1 Виды счетов бухгалтерского учета
- Глава 18. Основы финансовых
- 18.2 Изменение стоимости денег во времени
- 18.3 Расчет годовых ставок процента
- 18.5 Внутренняя ставка доходности
- 18.6 Аннуитеты