logo
макро тексты ВШУБ

Налогообложение и налоговый мультипликатор. Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Налогам отводится роль фактора, влияющего на темпы развития экономики. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно бόльшую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога (рис. 4. 6). Таким образом, срабатывает эффект мультипликации.

Рис. 4. 6. Влияние влияния изменения ставки пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели

Рассмотрим эффект мультипликации, порождаемый прямыми, т.е. условно пропорциональными доходу налогами.

Экономический смысл эффекта мультипликации здесь таков. При снижении ставки налога (-Δt) увеличивается доля потребления в доходах, уровень располагаемого дохода возрастает значительно (+Yd) и следовательно возрастает эффективный спрос в одной отрасли, затем это приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики (+Yd2, +Yd3 и т.д.) по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора (рис. 4. 7). В результате суммарное увеличение объема национального производства (ΔY) будет гораздо больше.

-Δ t

Рис. 4. 7. Мультипликативный эффект от снижения пропорциональных налогов в экономике

Этот эффект графически изображен на рис. 4. 6 в модели «крест Кейнса». При понижении ставки налога с t1 до t2 уменьшается сумма налоговых поступлений в госбюджет с Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз при уменьшении угла наклона функции спроса к горизонтальной оси. В результате положение равновесия А1 в экономике смещается также вправо, и равновесный ВВП увеличивается (с Y1 до Y2) в более значительной степени, чем первоначальное снижение ставки налогов.

Примечание. Уменьшение угла наклона функции спроса означает и уменьшение его тангенса. Из темы 3 (см. рис. 3. 2) известно, что тангенс угла наклона функции спроса представляет собой предельную склонность к потреблению МРС.

Пример. Пусть значение предельной склонности к потреблению МРС колеблется в пределах 0,8, а ставка налога на прибыль поэтапно снижается с 28 до 20 %. Тогда значение функции спроса при ставке t1 = 28% и t2 = 20% составит соответственно:

AD1 =Е1= a + 0,8Y(1-0,28) + I = a + 0,576Y+ I и

AD2 = Е2 = a + 0,8Y(1-0,20) + I = a + 0,640Y + I. (4.9)

Таким образом, в уравнениях (4.8) изменяется значение коэффициента при Y, который и характеризует предельную склонность к потреблению.

Однако рассмотренный выше пример влияния налогов на динамику ВВП касается только пропорциональных налогов.

Дадим формализованное представление влияния пропорциональных налогов на динамику объема национального производства.

Представим налоговые поступления в выражении (4.1) как функцию от объема национального производства Т = Y t , при условии, что это — пропорциональные налоги:

Y = МРС Y - МРС t Y + a + I+G. (4. 10)

Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, в правой части:

Y - МРС Y +МРС t Y = a +I+G; (4. 11).

После преобразования получим:

Y [1- МРС (1- t) ]= a + I+G. (4.12)

Выразим отсюда значение объема национального производства:

. (4.13)

Из выражения (4.13) видно, почему изменение налоговой ставки t изменяет угол наклона функции совокупного спроса Y. Выражение, стоящее перед автономным потреблением и инвестициями в формуле (4.6), и есть мультипликатор пропорциональных налогов mT (называемый в некоторых учебных пособиях налогово-бюджетным мультипликатором, мультипликатором госрасходов):

. (4.14)

Действительно, он может рассматриваться как мультипликатор госрасходов, поскольку в правой части уравнения (4.12) стоит значение госрасходов. При изменении госрасходов с G1 до G2 изменение объема национального производства ΔY будет рассчитываться по формуле (4.14) с учетом мультипликативного эффекта и при неизменности всех других составляющих выражения (4.13), т.е. ΔI = 0.

. (4.15)

Снижение ставки налогов в выражении (4.13) приводит к уменьшению значения его знаменателя, и, следовательно, к росту значения мультипликатора. Это означает, что снижение налоговой ставки усиливает мультипликативный эффект от роста инвестиций в выражении (4.12).

Для концептуального изучения влияния косвенных налоговых сборов на динамику ВВП используют несколько другой мультипликатор.. Он показывает, на сколько изменяется величина ВВП при изменении величины налоговых поступлений Т на 1 единицу. Следует отметить, что с его помощью иллюстрируется действие на ВВП фиксированных или аккордных налогов, природа которых близка к косвенным видам налогов, не зависящих по своей сути от размера доходов.

Рис. 4.8. Влияние изменения ставки аккордного налога на ВВП в кейнсианской модели

На рис. 4.8 видно, что увеличение величины налоговых сборов аккордного типа с T1 до Т2 приводит к снижению уровня располагаемого дохода на эту величину, и, следовательно, к снижению совокупного спроса с AD1 до AD2. В результате равновесный объем национального производства снижается Y1 до Y2).

Выведенный ранее в выражении (4.4) мультипликатор аккордных налогов как множитель перед Т есть мультипликатор, показывающий, на сколько изменяется величина Y при изменении аккордных налогов на 1 денежную единицу. Характерен знак «–» в числителе формулы мультипликатора, показывающий, что между динамикой ВВП и уровнем налоговых сборов аккордного типа существует обратно пропорциональная зависимость:

. (4.16)

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь, так как с ростом объема национального производства увеличивается и объем налоговых поступлений в казну. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг — постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком уровне доходов — излишек бюджета (рис. 4.9).

Рис. 4. 9. Формирование дефицита, избытка и сбалансированности государственного бюджета

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений в госбюджет совпадает с суммой правительственных закупок (точка D) и равна на рис. 4. 9 отрезку DE. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне госзакупок сокращается до уровня ВС, возникает бюджетный дефицит величиной АВ.

На фазе экономического подъема цикла величина налоговых поступлений HF выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток HZ. При данном уровне госрасходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

Сбалансированный бюджет представляет собой бюджет, в котором расходы равны доходам (точка D на рис. 4. 9), т.е. дефицит бюджета равен 0. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Докажем это с помощью преобразования уравнения дефицита госбюджета.

Известно, что изменение бюджетного дефицита ΔB2 - В1 равно изменению уровня госрасходов ΔG= G2-G1 за минусом изменения суммы налоговых поступлений ΔT= Т21, которое имело место в результате изменения уровня доходов. В случае сбалансированного бюджета будет соблюдаться равенство:

В2- В1=( G2-G1)— Т21 = 0. (4.19)

Рост ВВП, равный ΔY, вызывается ростом госрасходов ΔG, при этом имеет место эффект мультипликации:

. (4.20)

Но в то же время снижение объема ВВП вызывается ростом величины самих налогов, и здесь также присутствует эффект мультипликации:

. (4.21)

Поскольку левая часть уравнения (4.20) ΔY - следствие прироста ΔG, то очевидно, что при сбалансированном бюджете, когда ΔG= ΔT, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (T) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I):

S + T = G + I. (4.22)