logo
макро тексты ВШУБ

Кейнсианская функция потребления. Автономное потребление. График потребления. Средняя и предельная склонность к потреблению.

Важность исследования поведения домашних хозяйств на потребительском рынке объясняется следующими обстоятельствами:

Во-первых, в современной экономике расходы на потребление достигают трех четвертей всех совокупных расходов, и уже один этот факт сам по себе придает анализу функции потребления чрезвычайную актуальность.

Во-вторых, расходы на потребление составляют преобладающую долю трансакций в экономике, следовательно, характер поведения домашних хозяйств на потребительском рынке в значительной степени определяет величину и характер спроса на деньги.

В-третьих, так как одну часть располагаемого дохода домашние хозяйства тратят на потребление, а другую на сбережения, то очевидно, что определенному характеру функции потребления соответствует строго определенный вид функции сбережения, а оценка объема сбережений чрезвычайно важна для определения условий как статического, так и динамического равновесия в экономике.

Функция потребления в теории Кейнса была первой попыткой создания модели текущего потребления, связанного с доходом домашних хозяйств. Подход Кейнса основывался на следующем утверждении: «Основной психологический закон, в существовании которого мы можем быть вполне уверены, исходя не только из априорных соображений и знания человеческой природы, но также из детального изучения прошлого опыта, состоит в том, что люди, как правило, склонны в среднем увеличивать свое потребление с ростом доходов, но в меньшей степени, чем растут доходы».

Руководствуясь этим соображением, Кейнс создал простую модель потребления, связывающую текущий доход и текущее потребление:

C=a+cY

Где Y – текущий доход, коэффициенты а и с – константы, соответствующие психологическому закону Кейнса, который предполагал, что с  1.

Функция потребления определяет планируемый или желаемый уровень потребительских расходов для каждого из уровней ЛРД (личного располагаемого дохода):

C=C(Y)

Функция потребления обладает следующими свойствами:

Средняя склонность к потреблению (АРС) показывает долю дохода (У), идущую на потребление (С):

АРС=

Предельная склонность к потреблению (МРС) – это доля прироста дохода, на величину которой увеличивается потребление:

МРС=∆С/∆У

Функция потребления принимает следующий вид:

С = а + МРСУ.

В данной функции две переменные (С как зависимая переменная и У как независимая переменная) и два параметра (а и МРС).

«а» – это так называемое автономное потребление, когда доход слишком мал, чтобы соответствовать необходимому минимуму потребления.

В отличие от «а», означающего автономное потребление, выражение МРСУ представляет собой производное потребление. Это часть личного потребления прямо зависит, производна от располагаемого дохода.

Итак, функция потребления состоит из двух частей – автономной, независимой от уровня располагаемого дохода и представленной параметром «а», и производной, зависимой от уровня располагаемого дохода и представленной выражением МРСУ.

Графическое изображение функции потребления:

E

450

S

C=C(Y)

E1

C

a

Y1 Y

Рис. 3.1. Кейнсианская функция совокупного потребления.

В кейнсианской концепции: величина дохода выступает в качестве экзогенного параметра; объем потребления зависит только от текущего располагаемого дохода; распределение дохода на потребление и сбережения зависит не от объективного параметра экономической конъюнктуры (текущей ставки процента), а от предпочтений потребителя: традиций, сложившегося мировоззрения, общественных установок и т.п., то есть от факторов субъективного характера.

Кейнс подчеркивал, что вероятность того, что домашнее хозяйство изменит свое потребление в результате колебаний процентной ставки на один или два пункта, очень низка.

Предельная склонность к потреблению и есть параметр, выражающий субъективные (психологические) предпочтения относительно распределения дохода на потребление и сбережения. В коротком периоде этот параметр есть константа.

В отличие от предельной, средняя склонность к потреблению, то есть доля дохода, идущая на потребление, в соответствии с основным психологическим законом с ростом дохода должна снижаться.

Кейнсианская трактовка взаимозависимости между потреблением и доходом содержит четыре гипотезы разного уровня абстракции и разной значимости.

По мнению Кейнса, при росте доходов в основе снижения МРС лежат, по крайней мере, две причины:

- во-первых, при конъюнктурном подъеме экономической активности доходы предпринимателей растут быстрее, чем доходы домашних хозяйств. Однако МРС предпринимателей в целом ниже, чем МРС домашних хозяйств. Поэтому суммарная МРС имеет тенденцию к снижению.

- во-вторых, при конъюнктурном спаде экономической активности (падении дохода) увеличивается доля безработных, живущих за счет пособий по безработице. Безработные же имеют наиболее высокий уровень МРС.