logo
макро тексты ВШУБ

Инструменты экономического механизма

инструменты социального механизма

инструменты правового механизма

Социальная защищенность безработных в немалой степени определяется действующей системой соци­альных выплат, призванных частично компенсировать потерю доходов в связи с потерей работы. В раз­витых странах сложились два подхода к организации предоставления социальной помощи безработным. Первый подход основан на принципе социального страхования на случай безработицы. Второй подход заключается в обеспечении гарантий определенного прожиточного минимума через сис­тему социального вспомоществования - предостав­ление социального пособия.

Примером социального риска является безработица. Система страхования по безработице имеется бо­лее чем в 80 % стран. Она предполагает создание фондов социальной помощи безработным за счет отчислений нанимателей и са­мих работников от заработной платы, доля участия которых в каждой из стран различна. Кроме того, часть средств в этот фонд перечисляет государство.

Право на получение пособия по безработице, раз­мер и продолжительность его выплаты ограничены определенными условиями. Среди них: регистрация на бирже труда, период ожидания для получения ста­туса безработного, размер заработка по последнему месту рабо­ты, трудовой стаж и др. В Беларуси пособие по безработице может быть предоставлено вне зависимости от стажа работы.

Другой фактор риска не менее часто вызывающий социальные конфликты – инфляция и обесценивание реальных доходов населения. Инфляция вызывает в первую очередь снижение доходов общества, что происходит как посредством обесценивания сбережений и снижения текущих реальных доходов, так и в результате деформации системы налогообложения.

В данном случае необходимо стимулировать увеличение процента по вкладам (депозитам), который должен быть выше, чем темп роста цен, а также создавать возможность свободно вкладывать сбережения в акции, недвижимость и другие активы. Применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от темпа роста цен.

Однако, государственная индексация доходов имеет и недостаток, который проявляется при прогрессивном налогообложении. Так, государство, осуществляет индексацию номинальных доходов, в результате налогоплательщик перемещается из одной группы налогоплательщиков в другую, с более высокой ставкой подоходного налога. И его доход может оказаться меньше уже не только в результате инфляции, но и более высокой ставки подоходного налога.

Еще одним фактором риска является наступление старости, что также приводит к социальной незащищенности. Эти и другие сопутствующие наступлению старости обстоятельства вызвали необходимость существования пенсионного страхования, суть которого заключается в аккумулировании в государственных или частных пенсионных фондах части дохода для его расходования при достижении пенсионного возраста.

В практике постсоциалистических стран, как и непосредственно, в СССР, пенсионный фонд по своей сути является дополнением к бюджету. А пенсионные выплаты имеют налоговый характер. В результате использования этих средств на нужды бюджета реально выплата пенсий по возрасту обеспечивается работающими на данный момент времени членами общества. При неблагоприятной демографической ситуации (старение населения) это приводит к росту налоговой нагрузки на работающее население.

Социальное страхование не исчерпывается пенсионным, оно также включает страхование от несчастных случаев и страхование временной нетрудоспособности.

Не менее актуальным фактором риска являются и экологические условия проживания. Осознание значимости экологии проявляется в постоянном увеличении средств, выделяемых на охрану и восстановление окружающей среды в государственном бюджете, бюджетах предприятий.