logo
Деньги,кредит,банки

Безналичные расчеты. Принципы организации системы безналичных расчетов

Безналичные расчетыв хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, которые определяются конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ним документооборота.

Система безналичных расчетов в условиях развития рыночных отношений в Республике Беларусь основывается на следующих принципах.

Осуществление расчетов по банковским счетам, которые открываются субъектам хозяйствования всех форм собственности для хранения денежных средств и осуществления операций с денежными средствами.

Осуществление расчетов в пределах остатков на счетах клиентов банкаи исключительно по приказу субъектов хозяйствования, в порядке установленной очередности платежей. В формулировке отсутствует указание на источник платежа, что подтверждает экономическую самостоятельность владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами, и ответственность за обеспечение платежа. Главное требование, предъявляемое банком к участнику расчетов - это осуществление расчетов в пределах остатка по счету.

Свобода выбора владельцев счета в банке при определении формы платежа и полном невмешательстве банка в договорные отношения субъектов хозяйствования. Этот принцип нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений.

Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования-поручения, платежного требования, переводного векселя).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщика) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основании исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжению взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.

Срочность платежа, которая предполагает осуществление расчетов исходя из сроков, предусмотренных в договорных отношениях субъектов хозяйствования, нормативных документах центрального банка. Экономический смысл этого принципа состоит в том, что получатель денежных средств заинтересован в зачислении средств на свой счет в строго оговоренный, твердо фиксированный срок.

Срочный платеж может совершаться:

На практике могут встречаться досрочные, отсроченные и просроченные платежи.Досрочный платежхарактеризует выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.Отсроченный платежотражает невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предлагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое с согласия получателя средств.Просроченные платеживозникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения отсрочки банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

Обеспеченность платежапредусматривает наличие у владельца счета в банке достаточных денежных средств для осуществления платежа или гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств субъекта хозяйствования. В зависимости от характера ликвидных средств различаютоперативную и перспективную обеспеченность платежа.Оперативную обеспеченностьобуславливает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств, а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства.Перспективная обеспеченностьплатежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей. Принцип обеспеченности платежа создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

К принципам организации безналичных расчетовотносятся также место платежа (выбор субъектами хозяйствования обслуживающего банка), согласие плательщика на осуществление платежа (акцепт), источник платежа и некоторые другие. Все принципы организации безналичных расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение действия одного из них ведет к нарушению функционирования всей платежной системы.

Следует отметить, что международная банковская практика выработала еще ряд принципов, которые пока не нашли должного отражения в национальном законодательстве.

Одним из таких принципов является правовой режим осуществления расчетов и платежей. Данный принцип обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой такого регулирования служит комплекс законов и подзаконных актов, а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

Еще одним принципом организации безналичных расчетов является контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Существуют определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. Каждое предприятие является одновременно покупателем и продавцом. Выступая покупателем (сырья, материалов и других материальных ресурсов для осуществления производства), оно контролирует своевременность и правильность исполнения своих обязательств перед кредиторами в соответствии с договорами с тем, чтобы обеспечить нормальные хозяйственные связи со своими контрагентами. Выступая кредитором, т.е. поставщиком своей продукции, предприятие в целях увеличения своей выручки проводит кредитный контроль за повышением уровня инкассации счетов дебиторов, предотвращением внеплановых отсрочек платежей, безвозвратных долгов, потерь крупных сумм.

Банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, осуществляют контроль за соблюдением ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, в частности на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. Например, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов. Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между банками.

Однако, как показывает практика, все виды контроля (предварительный, текущий, последующий, внутренний) участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств тесно связаны с развитием финансового менеджмента на предприятии. Неразвитость финансового менеджмента, а также отсутствие отрегулированного механизма и правового контроля со стороны государства за деятельность предприятий различных форм собственности являются причинами, которые могут формировать условия для возникновения платежного кризиса.

С предыдущим принципом связан принцип имущественной ответственности за соблюдением договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если оно наступило со стороны последних - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.