logo
ответы по ГОСам

81. Процедура эмиссии банковских ценных бумаг.

Включает в себя следующие этапы: I. Принятие эмитентом решения о выпуске ц.б. (принимается общим собранием акционеров/ Наблюдательным советом банка). Право выпускать ценные бумаги, банк должен: быть безубыточным в течении последних 3 финансовых лет (или с момента образования, если этот срок меньше трех лет); не подвергаться санкциям со стороны государственных органов за нарушение действующего законодательства в течении 3 лет (или с момента образования); не иметь просроченной задолженности кредиторам и по платежам в бюджет. Данные, подтверждающие соответствие банка этим требованиям, содержаться в проспекте эмиссии. II. Составление проспекта эмиссии (подготавливается Правлением банка и подписывается его председателем и главным бухгалтером. Для первого выпуска акций впервые учреждаемого банка проспект эмиссии подготавливается его учредителями и подписывается членами назначенного учредителями органа по организации банка) Это данные о банке, о его финансовом положении и сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг (общие данные о ценных бумагах, условия и порядок их распространения, данные о ценовых и расчетных условиях выпуска ценных бумаг, данные о получении доходов по ценным бумагам. При первом выпуске акций в случае преобразования банка из паевого в акционерный, а также при повторном выпуске акций и выпуске облигаций всеми банками проспект эмиссии должен быть заверен независимой аудиторской фирмой. III. Регистрация выпуска ценных бумаг. банк-эмитент представляет в Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России или в ТУБР по месту своего нахождения следующие документы: заявление на регистрацию; выписка из протокола собрания акционеров или Совета, на котором было принято решение о выпуске ценных бумаг; проспект эмиссии; документ, подтверждающий согласование данного выпуска, копию платежного поручения об уплате налога на операции с ценными бумагами (за регистрацию проспекта эмиссии). Представленные документы рассматриваются регистрирующим органом на соответствия действующему законодательству, банковским правилам и инструкциям. В момент государственной регистрации выпуска ценных бумаг им присваивается государственный регистрационный номер. Зарегистрированные документы и письмо о регистрации подписываются уполномоченным лицом, заверяются печатью регистрирующего органа и выдаются банку-эмитенту. IV. Публикация проспекта эмиссии осуществляется банком-эмитентом путем издания ее проспекта в виде отдельной брошюры тиражом, достаточным для информирования всех потенциальных покупателей. Одновременно банк сообщает через средства массовой информации о проводимом им выпуске ценных бумаг и приступает к их реализации. V. Размещение ценных бумаг начинается после регистрации и публикации проспекта эмиссии. Здесь банк-эмитент может пользоваться услугами посредников - финансовых брокеров, с которыми заключаются специальные договоры комиссии или поручения. Такой способ реализации допускает рассрочку платежа, устанавливаемую из расчета обязательной оплаты акций в течение одного года со дня регистрации выпуска акций. При продаже ценных бумаг банками оплата их может производиться либо наличными деньгами, либо в безналичном порядке. Если оплата происходит безналичным путем, покупатели переводят средства непосредственно на специальный накопительный счет коммерческого банка в Банке России, открываемый по месту ведения основного корреспондентского счета этого банка. В оплату акций могут поступать взносы от акционеров в капитал банка материальными ценностями, нематериальными активами, иностранной валютой. При этом в оплату уставного капитала должны приниматься только те активы, которые могут быть использованы в непосредственной деятельности банка, определенной законодательством и банковскими инструкциями. Их доля в структуре уставного капитала не должна превышать 20% на момент создания банка. В последующем она должна быть доведена до 10% (без учета стоимости зданий). Имущество, которое было представлено акционерами в натуральной форме в оплату акций, становится собственностью банка. Реализация акций путем капитализации прочих собственных средств банка с распределением соответствующего количества акций среди акционеров и внесением изменений в реестр акционеров. На капитализацию могут быть направлены: средства резервного фонда банка; остатки фондов экономического стимулирования (ФЭС) по итогам года; Реализация акций путем замены на ранее выпущенные банком ценные бумаги, а также путем консолидации и дробления акций. Независимо от способа реализации цена всех акций внутри каждого типа в одном выпуске при их продаже первым владельцам должна быть едина. Цена устанавливается исходя из их номинальной стоимости (не ниже номинальной). Оплата акций осуществляется по их рыночной стоимости. Реализация облигаций может происходить двумя путями: при продаже на основе договора с покупателями; при обмене на ранее выпущенные ценные бумаги. VI. Регистрация и раскрытие информации об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг. после завершения процесса реализации ценных бумаг. Банк-эмитент анализирует его результаты и составляет отчет об итогах выпуска, который подписывается председателем Правления банка и представляется в регистрирующий орган. Регистрирующий орган после рассмотрения отчета об итогах выпуска в течение двух недель (при отсутствии претензий к эмитенту) должен зарегистрировать отчет и итоги выпуска. Затем он выдает банку письмо о регистрации, одну копию регистрационного отчета и подтверждает государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг. При отказе в регистрации итогов выпуска ценных бумаг регистрирующий орган извещает об этом банк эмитент письмом, в котором четко должны быть изложены причины отказа (нарушение действующего законодательства, банковских правил и инструкций в процессе выпуска ценных бумаг, несвоевременное представление отчета об итогах выпуска ценных бумаг, неправильное составление отчета и т.д.) и претензии к банку-эмитенту. Государственный регистрационный номер выпуска аннулируется. VII. Публикация итогов выпуска ценных бумаг д/производиться банком-эмитентом в том же печатном органе, где было опубликовано сообщение о выпуске. Все реализованные акции, отчет об итогах выпуска, который зарегистрирован, должны быть полностью оплачены покупателями в течение 1 года со дня регистрации выпуска.

82. Краткосрочные инструменты привлечения банковского капитала на РЦБ. Данные ц.б. выпускаются на относительно короткий срок, служат для покрытия текущих потребностей в дополнительных д.с. и относятся к инструментам денежного р-ка. Введу небольшого срока обращения риск на операции с ними относительно невелик и поэтому их выпуск не регистрир-ся. В банковской практике сертиф. рассматрив-ся как управляемые пассивы, которые банк самостоятельно может привлечь путем предложения более высокой нормы %, т.о. они явл. альтернативой ликвидным активам, кот. банк д/держать в качестве вторичных резервов для осуществления непредвиденных платежей. Сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в кредитную организацию, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в кредитной организации, выдавшей сертификат, или в любом ее филиале. Право выдачи сберегательного сертификата предоставляется банкам при следующих условиях: осуществления банковской деятельности не менее двух лет; публикации годовой отчетности, подтвержденной аудиторской фирмой; соблюдения банковского законодательства; выполнения обязательных экономических нормативов; - наличия резервного фонда в размере не менее 15 процентов от фактически оплаченного уставного капитала; выполнения обязательных резервных требований. Сертификаты могут выпускаться как в разовом порядке, так и сериями. Сертификаты могут быть именными или на предъявителя. Сертификат не может служить расчетным или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги. Денежные расчеты по купле - продаже депозитных сертификатов, выплате сумм по ним осуществляются в безналичном порядке, а сберегательных сертификатов - как в безналичном порядке, так и наличными средствами. Выпуск сертификатов в иностранной валюте не допускается. Сертификаты должны быть срочными. В случае досрочного предъявления сберегательного (депозитного) сертификата к оплате кредитной организацией выплачивается сумма вклада и проценты, выплачиваемые по вкладам до востребования, если условиями сертификата не установлен иной размер процентов. Начисление процентов по сертификату осуществляется кредитной организацией не реже одного раза в месяц и не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца. Выплата процентов по сертификату осуществляется кредитной организацией одновременно с погашением сертификата при его предъявлении. Именной сберегательный (депозитный) сертификат должен иметь место для оформления уступки требования (цессии), а также может иметь дополнительные листы - приложения к именному сертификату, на которых оформляются цессии. Внесение исправлений при оформлении цессии именного сберегательного сертификата оформляется нотариально либо в кредитной организации, выдавшей сертификат. В отличии от индосамента цессия не предусматривает солидарную ответственность перед последующими держателями. При наступлении даты востребования вклада или депозита кредитная организация осуществляет платеж против предъявления сертификата и заявления владельца с указанием счета, на который должны быть зачислены средства. Кредитная организация вправе размещать сберегательные (депозитные) сертификаты только после регистрации условий выпуска и обращения сертификатов (далее "условия выпуска") в территориальном учреждении Банка России и внесения их в Реестр условий выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций в Департаменте контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России. Для регистрации условий выпуска кредитная организация, должна представить в регистрирующий орган следующие документы: условия выпуска и обращения сертификатов; макет бланка сертификата; нотариально заверенную копию лицензии кредитной организации на осуществление банковских операций; свидетельство о государственной регистрации кредитной организации (при выпуске сберегательных сертификатов); баланс и расчет обязательных экономических нормативов на последнюю отчетную дату перед принятием решения о выпуске сертификатов. Основанием для отказа в регистрации условий выпуска могут быть: несоответствие условий выпуска действующему законодательству; несвоевременное представление кредитной организацией условий выпуска, а также документов; существенное ухудшение финансового положения кредитной организации и отнесение кредитной организации к 3 или 4 классификационной группе в порядке; применение территориальными учреждениями Банка России санкций к кредитным организациям в виде ограничения, запрета на проведение операций по привлечению денежных средств во вклады; реклама выпуска сертификатов до регистрации условий выпуска. Для привлечения кредитных ресурсов КБ м/выпускать собственные векселя. Банковские в-ля имеют сл. особенности: это ц.б подтверржд. факт предоставления займа под %, формальный докум. составленный в строго оговоренной законом форме, это абстрактный ден. докум. в его тексте не допускается ссылка на основание его выдачи, это безусловное обяз-во, это ден. докум.- предметом вексел. обяз-ва м/б только деньги, это краткосрочное долговое обяз-во. Как правило срок обращения составляет неск-ко мес. но не более 1 года. Это ордерная ц.б,т.е право на получение векс. суммы м/б реализовано только обладателем векселя. Это право подлежит передачи путем индосамента. Индосамент выражается словами "платите приказу/ платите вместо нас". Кол-во индосаментов не ограничивается. Вексель не требует обращения к нотариусу для засвидетельствования подписи на векселе. Все заинтересованные по векселю лица имеют солидарную ответственность. Банковский векс. отличается от классического коммерческого в-ля в своей истории имеет депозитную природу. Он выписывается банком эмитентом на основании депонирования клиентом в банке опред. суммы денег. Банковский вексель явл. универсальным инструментом и выполняет сл. эк.функции: кредитная- банк оформляет привлечение дополнительного капитала. Для выполнения этой ф-ции лучше форма простого в-ля, т.к он устан.т прямые отношения м/у банком-должником и кредитором. Век-держатель имеет право получить деньги по в-лю ранее срока по средствам учета векселя в банке/ по средствам получения кредита под залог векселя - т.о. важной ф-цией векселя явл. возм.ть use его в качестве ср-ва обеспечения сделок и кредитов. В-ль служит инструментом ден. расчетов в форме кредитных денег. Объем выпуска банк. векс. регул. ЦБ. Собственные в-ля включаются в расчет суммы обяз. резервов, кот. подлежат к депонированию в банке России. Различают сл. виды банк. векс.: простые и переводные; в-ля кот. оплачиваются немедленно по предъявлении, срочные, срок платежа м/б задан на конкретный день; разовые и серийные; ректо в-ль на кот. делается метка не по приказу; рублевый в-ль (преобрет.ся ф/юр лицом, м/б ордерным, на предъяв., именным использоваться как ср-во платежа и залога) и валютный ( это имен. ц.б - как ср-во расчет. его не use, выпис.ся на опред. лицо и регистр.ся в реестре банка. Солидарной отв.ти не сущ.т, по нему обязан только банк. Передача др. лицу не допускается, т.к расчеты в иностр. авлюту на террит. РФ запрещены. Действующее закон-во допускает для эмитентов сам-но устан.ть правила выпуска и оборота своих в-лей.

83. Роль государства на РЦБ. На РЦБ роль государства огромная, РЦБ очень регламентирован. Функции гос-ва на РЦБ: 1. Системообразующая. На РЦБ обращаются ценности – совокупность прав, поэтому они не могу существовать без НПБ и системы правоприменения, которой обеспечивает государство. НПБ меняется в соответствии с изменением задач, которые стоят перед государством. Государство – обеспечить и защитить национальные интересы. Цель – обеспечить экономический рост на основе улучшение экономического климата. Цель определяет модель госрегулирования. Предпосылки выбора модели: Россия – самодостаточная экономическая система, т.е. не ориентирована ни на один из финансовых мировых центров, должна взаимодействовать и использовать от этого возможности; РФ – должна быть самостоятельны финансовым центром – использовать те элементы ЗФР, которые повысят конкурентоспособность. На начальном этапе формирования РЦБ – прямая поддержка инфраструктуры (финансирование, привлечение инвесторов). Это было временно и в итоге передана ПУ РЦБ. РЦБ должна удовлетворять условиям: обеспечить макс ликвидность; рынок – информационно прозрачен; обеспечение эффективной системой управления рисками; ответственность должна распределяться между всеми участниками РЦБ; возможность наращивать обороты не внося существенных структурных изменений в ее модель; д.б. совместим с ЗФР. 2. Регулирующая. Гос-во создает систему регулирования и обеспечивает ее функционирование (нормы, стандарты, правила РЦБ и отдельных участников). Система регулирования – в строну детализации и усиления госконтроля. 3. Государство-заемщик. С целью покрытия дефицита, для целевых программ – влияние на количественную и качественную характеристику РЦБ. 4. Государство-инвестор. Государство владеет в основном естественными монополиями, либо имеют стратегически важное значение для контроля за их деятельностью и влияния на экономику страны. 5. Гос-во ПУ РЦБ. ЦБ – посредник при размещении госбумаг, крупнейший дилер, в лице РФФИ – гос-во организует аукционы по продаже акции приватизируемых п/п. Госполитика – совокупность мер, которые направлены на обеспечение эффективного функционирования РЦБ. Цели гос-ва: создание и обеспечение эффективного механизма привлечения частных инвестиций; создание надежных инструментов инвестирования; покрытие дефицита неинфляционными методами; создание цивилизованного РЦБ, связанного с ЗФР. Затрудняют достижение этих целей: низкая капитализация структур РЦБ; низкий уровень ликвидности ц.б.; недостаточно развитая инфраструктура РЦБ, с т.з. снижения риска; нарушение прав акционеров; проблема сбора и раскрытия информации; слабая НПБ; неразвитая система регулирования и надзора за ПУ РЦБ на основе СРО; низкий уровень компетентности специалистов РЦБ. Принципы госполитики на РЦБ: принцип универсальности – защита прав и инвесторов, и ПУ на основе лицензирования, чтобы минимизировать конфликт интересов; принцип единства – на все территории РФ едина НПБ; принцип равных возможностей – стимуляция конкуренции на РЦБ – госорганам запрещено давать публичные оценки ПУ, не регулирует цены на услуги; выравнивание возможностей различных групп участников РЦБ; принцип ориентации на мировой опыт. Направления госполитики: создание эффективного финансового сектора для мобилизации и распределения инвестиции в экономике, стабильность и доступность инвестиций на РЦБ – путем открытости рынка и информационной прозрачности, РЦБ должен перейти из механизма обслуживания спекулятивных операций в механизм перераспределения инвестиций, стимулировать выход эмитентов на ФР для этого надо повысить ликвидность путем: развитие системы защиты прав инвесторов, повысить разнообразие инструментов и участников, развитие инфраструктуры рынка – снижение издержек и рисков в системе обращения и обслуживания ц.б., повышение информационной прозрачности; формирование социально-ориентированной экономики и повышение стабильности в обществе – обеспечить формирование надежных инструментов для населения, борьба с суррогатам, мошенничеством, приоритетная поддержка портфельных инвесторов, обеспечить участие населения в доходах от операций с ц.б. на основе развития всех форм коллективного инвестирования; укрепление экономического суверенитета – формирование самостоятельного финансового центра мирового значения, операции с ц.б. д.б. сконцентрированы внутри страны, источники иностранных инвестиции д.б. диверсифицированы, обеспечить конкуренцию между ними, развитие сотрудничества с мировыми финансовыми институтами для привлечения консервативных инвесторов с д/с вложениями, налоговые льготы для д/с инвесторов, органы регулирования должны иметь возможность ограничивать участие ин.инвесторов в текущих операциях. Регулирование РЦБ – упорядоченная деятельность участников и сделок между ними со стороны госорганов. Причины жесткого регулирования: между участниками РЦБ существуют сложные отношения; большое число инструментов; высокие риски. Поэтому РЦБ регулируют и СРО. Гос-во: правовое – законы, НПБ; административное – надзор, санкции, система правоприменения; экономические – эмиссия ГЦБ, операции на открытом рынке, макроэкономическое регулирование. СРО: нормативное – правила для ПУ; экономические – развитие инфраструктуры рынка. Разграничение полномочий между РФ и СРФ, а также между органами исполнительной власти. Приоритет – защита мелких инвесторов и КИ. Регулирование на снижение и разделение рисков, поддержка конкуренции, предотвращение интересов. Направления госрегулирования: требования к эмитентам, ПУ и установление стандартов; регулирование выпуска ЭЦБ, контроль за соблюдением эмитентом условий и обязательств; лицензирование; система защиты прав владельцев ц.б. и контроль за их соблюдением. Интересы государства и участников РЦБ совпадают – позволяет использовать СРО. Совпадение интересов: разрешение конфликтов интересов; управление рисками; снижение возможности мошенничества; поддержание ликвидности; внедрение лучших стандартов. Цена регулирования – затраты времени и финансовых ресурсов участников, связанные с выполнением требований регулирования. Регулирование оптимально, если оно стимулирует ликвидность. Цели регулирования: создание условий для регулирования; защита УРЦБ; обеспечение реального ц/о; развитие РЦБ как механизма перераспределения денежных ресурсов. Принципы регулирования: принцип единства; принцип функционального регулирования – передача полномочий по регулированию СРО с передачей части ответственности за результат; принцип взаимодействия – совместная работа министерств и ведомств, совместная разработка НПБ, координационный совет при правительстве государственных регулирующих органов по финансовому рынку; принцип минимального государственного участия и максимум СРО – для минимизации затрат и обеспечить участие ПУ в НПБ. Регулирование: внутренне и внешнее. Внутреннее – подчинение ПУ собственным нормативным документам. Внешнее – государства, СРО, международных соглашений. Прямое регулирование – осуществление обязательных требований – лицензирование, регистрация эмиссии, гласность и равная информированность. Косвенное – налоговая политика, бюджетно-кредитная, денежная и т.п. Регулятивная инфраструктура: регулирующие органы, регулятивные процедуры (лицензирование, регистрация, аттестация, надзор), правовая инфраструктура, этика ФР, традиции и обычаи.

84. Органы регулирования РЦБ в РФ. Основной орган – ФКЦБ – контролирует деятельность ПУ через определение порядка их деятельности, определяет стандарты эмиссии, обеспечивает права инвесторов, акционеров, вкладчиков, также международные связи и информационный обмен. Орган госуправления в сфере РЦБ – МФ РФ: бухучет операций, госполитика в области эмиссии ГЦБ. ЦБ РФ – регулирование деятельности КО, регулирует выпуск и контролирует соблюдение законов о РЦБ. МАП: обеспечение свободной конкуренции и ограничение монополии на РЦБ. Правительство: координация деят-и ФОИВ в целях обеспечения единой фин.й и ден-кред. политики. Президент: определение основных напр-й вн-й и внешней пол., согласованное функц-е и взаимодействие ОГВ, издание НПБ. Ф-и: Корд-ая – разрабатывает основные напр-я развития РЦБ, координирует деят-сть ФОИВ по ? рег-я РЦБ и осуществляет руководство своими РО; Законотворческая: разрабатывает проекты законов и актов, связанными с регулирование, лиц-ем; Нормативная – разработка ед. стандартов и треб-й РЦБ. Стандарты и требования на РЦБ: эмиссия ц.б. (стандарты эмиссии проспектов, порядок госрег-ии эмиссии, отчетов об итогах, проспектов); обращения (требования к операциям с ц.б., нормы допуска ц.б. к разм-ю, обр-ю, котировки, порядок допуска к IPO); ПД на РЦБ (единые требования и правила осущ-я ПД, обяз-е треб-я к порядку ведения реестра ИЦБ, квалиф-е треб-я, стандарты деят-и ИФ, НПФ и листинга). ФКЦБ уст-ет правила ведения и сост-я отч-и; Лиц-аттест-я (лиц-и, генлицензия, аттестация). Порядок и осущ-е лиц-я ПД и СРО, приост-т и аннулирует, ведет реестр выданных и приост-х лицензий. Генлицензия – уполномоч-й орган, ее аннулирование не влечет анн-е выданных им лицензий. Аттестация рук-й и раб-в ПУ, соответствие квал-м треб-м – выдача квал-ого аттестата, опр-т порядок пров-я аттестации, док, программу экзамена, порядок сдачи; Над-контр. – предотвращает, со стороны участников РЦБ – надзор за выпуском по кол-у, соблюдение закон-ва ПУ, эмитентом СРО, стандартов и требований, контр-ет опер. с д.с. и ц.б., чтобы противодействовать легал., иск о ликвидации ПУ и т.п.; Информ-я ф-я – раскр-е инфо о зарег-х выпусках, о ПУ, о рег-ии РЦБ, создание общедоступной сист. раскрытии ифно. Права ФКЦБ: 1) выдавать лицензии; 2) квал-ть ц.б. и опр-ть их виды; 3) устанавливать обязательные для ПУ РЦБ нормативы достаточности СС и иные требования, напр-е на снижение рисков ПД на РЦБ, а также на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся фин-м конс-м, услуг по размещению ЭЦБ; 4) принимать решение о приост.-и действия или об анн-и лиц.; 5) отказать в выдаче лиц-и СРО, анн-ть выданную ей лиц.; 6) уст-ть порядок проведения проверок эмитентов, ПУ и СРО; 7) направлять эмитентам и ПУ и СРО предписания, обяз-е для исп-я; 8) направлять мат. в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд; 9) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений; 10) аннулировать квалиф-е аттестаты; 11) устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения. ФКЦБ - ФОИВ по проведению госполитики в области РЦБ, контролю за деятельностью ПУ РЦБ через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ц.б. Руководитель - федминистр. ФКЦБ коллегиальный орган (11 членов, м.б. изменено указом). ФКЦБ для осуществления своих полномочий создает свои РО. Коллегия ФКЦБ состоит из 15 членов. Пять членов коллегии являются представителями ФОИВ, в компетенцию кот входят ?, связанные с РЦБ (в обязательном порядке представитель МФ). Один член коллегии из ЦБ. Председатель Экспертного совета входит в состав коллегии. Два члена коллегии из палат ФС. ФКЦБ создается консультативно-совещательный орган - Экспертный совет при ФКЦБ, в состав которого входят 25 членов: госорганы, ПУ, СРО и независимые эксперты. Член Экспертного совета назначается сроком на 2 года. Работа в коллегии и Экспертном совете осуществляется на безвозмездной основе. Коллегия самостоятельно утверждает регламент работы и деятельности Экспертного совета. ФКЦБ принимает решения по ? регулирования РЦБ, деятельности ПУ, СРО и контроля за соблюдением закон-ва. Решения ФКЦБ - в форме постановлений, подписываются председателем. Члены ФКЦБ - право внесения их мнения по отдельным вопросам в протокол, а также приобщения к протоколу в письменной форме особого мнения и отдельных материалов. Подготовка и принятие документов, в которых специально выделяется КО, производятся по согласованию с ЦБ. Регулирование операций с вал. фондовыми ценностями - по согласованию с ЦБ. Постановления обязательны для исполнения фед мин-ми и иными ФОИВ, ОИВ СРФ и ОМС, а также ПУ и СРО. Принятие постановлений только с предвар. рассмотрением их на Экспертном совете. Постановления – обяз-е опубл. Постановления, имеющие норм-й хар-р, подлежат гос-й рег-и. Они вступают в силу по истечении 10 дней со дня их офиц-о опубл-я, если не предусмотрено иное. М.б. обжалованы в суде. ПУ – своих кандидатов в Экспертный совет на всероссийской конференции ПУ. Избранные кандидаты утверждаются в составе Экспертного совета (ЭС). Председатель ЭС избирается его членами и утверждается председателем ФКЦБ. Кандидаты в ЭС от госорганов представляются этими органами и утв-ся реш-м ФКЦБ. ЭС осуществляет: подготовку и предв-е рассм-е ?, связанных с исп-ем полномочий ФКЦБ; разработку предложений по осн-м напр-м рег-я РЦБ; предв-е рассм-е проектов пост-й. ЭС вправе больш-м голосов приостановить на срок до 6 мес. введение в действие пост-й. ФКЦБ – ЮЛ. РО образуется реш-м ФКЦБ по согласованию с ОИВ СРФ для обеспечения выполнения установленных закон-м норм, правил и условий функц-я ФР, практической реал.-и принимаемых ФКЦБ реш-й и контроля за деят-ю ПУ. РО действует на основании положения, утв-о ФКЦБ. Председатель РО утверждается ФКЦБ на основании совместного представления главы исполнительной власти СРФ и председателя ФКЦБ. СРО ПУ именуется доб-е объединение ПУ, действующее в соответствии с настоящим ФЗ и функционирующее на принципах неком. орг. СРО учреждается ПУ для обеспечения условий ПД участников РЦБ, соблюдения стандартов профэтики, защиты интересов владельцев ц.б. и иных клиентов, явл-ся членами СРО, установления правил и стандартов проведения опер. с ц.б., обесп-х эфф. деят-сть на РЦБ. Все доходы - для выполнения уставных задач и не распр-ся среди ее членов. СРО в соответствии с требованиями осуществления ПД и проведения операций с ц.б., уст-т обяз. для своих членов правила осущ-я ПД на РЦБ, стандарты проведения операций с ц.б. и осуществляет контроль за их соблюдением. Права СРО: получать инфо по результатам проверок деят-и своих членов; разрабатывать правила и стандарты осущ-я ПД и операций с ц.б. своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением; контр-ть их соблюдение своими членами; в соответствии с квалиф. требованиями разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должн. лиц и персонала орг-й, осущ-х ПД, определять квалиф. указанных лиц и выдавать им квалиф. аттестаты. Орг-я, учрежденная не менее чем десятью ПУ, вправе подать в ФКЦБ заявление о приобретении ею статуса СРО (приобретает статус СРО на основании разрешения). Для получения разрешения представляются: заверенные копии док. о создании СРО; правила и положения орг-и, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами СРО. Правила и положения СРО должны содержать требования, предъявляемые к СРО и ее членам в отношении: проф. квалификации персонала; правил и стандартов осуществления ПД; правил, ограничивающих манипул. ценами; документации, ведения учета и отчетности; мин величины их СС; правил вступления; порядка распределения издержек, выплат, сборов среди членов организации; защиты прав клиентов; процедур проведения проверок соблюдения членами; санкций и иных мер; требований по обеспечению открытости инфо для проверок, проводимых по инициативе организации. СРО-ОТ установить и соблюдать правила: заключения, рег-и и подтверждения сделок с ц.б.; проведения операций, обеспечивающих торговлю ц.б. (клиринговых и/или расчетных операций); оформления и учета док-в, используемых членами организации при заключении сделок, проведении операций с ц.б.; разрешения споров; процедуры предоставления информации о ценах спроса и предложения, о ценах и об объемах сделок с ц.б., совершаемых членами организации. В выдаче разрешения может быть отказано, если в представленных организацией ПУ РЦБ документах не содержится соответствующих требований, а также предусматривается хотя бы одно из следующих положений: возможность дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами членов организации; необоснованная дискриминация членов организации; необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее; ограничения, препятствующие развитию конкуренции; предоставление недостоверной или неполной информации.

85. Лицензирование как способ государственного регулирования ПД участников РЦБ. Все виды ПД осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой ФКЦБ или уполномоченными им органами на основании генлицензии. КО осуществляют ПД на РЦБ в порядке, установленном ФЗ «О РЦБ» Дополнительным основанием для отказа в выдаче КО лицензии на осуществление ПД на РЦБ, ее приостановления или аннулирования является аннулирование или отзыв лицензии на осуществление БО, выданной ЦБ. Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность ПУ и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства РФ о ц.б.. Деятельность ПУ РЦБ лицензируется 3 видами лицензий: лицензией ПУ РЦБ, лицензией на осуществление деят-и по ведению реестра, лицензией ФБ. Условием оказания брокером и/или дилером услуг по подготовке проспекта ц.б. является его соответствие установленным нормативными правовыми актами ФКЦБ требованиям к размеру СК и квалифик. требованиям к сотрудникам (работникам). Не менее половины специалистов соискателя лицензии (кроме реестра) по каждому виду ПД должны соответствовать квалиф. требованиям ФКЦБ. Не менее половины специалистов организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ИЦБ, должны соответствовать квалиф. требованиям ФКЦБ. Осуществляется лицензирование брок. деят-и, дилерской деятельности, деятельности по упр-ю ц.б., депоз.-й деят-и, клиринговой деятельности, а также деятельности по ведению реестра и деятельности по ОТ (в том числе в качестве фондовой биржи), осуществляемой ЮЛ. Лицензия выдается отдельно на каждый вид ПД на РЦБ. На осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ц.б., депоз-й деят-и, клиринговой деятельности, деятельности по ОТ выдается лицензия ПЦ РЦБ. На осуществление деятельности по ОТ в качестве фондовой биржи выдается лицензия фондовой биржи. На осуществление деятельности по ведению реестра выдается лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра. Допускается совмещение следующих видов ПД на РЦБ: а) брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и депозитарной деятельности; б) клиринговой деятельности и депозитарной деятельности; в) деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг и клиринговой деятельности; Лицензия выдается без ограничения срока действия. Первая лицензия выдается на 3 года. Лицензионные требования и условия: соблюдение законов о ц.б.; соответствие собственных средств лицензиата и иных его финансовых показателей нормативам; наличие у лицензиата, не менее одного работника бэк-офиса; наличие не менее одного контролера; соответствие руководителей, контролера и специалистов квалификационным требованиям; при совмещении – структурные подразделения; после 6 месяцев у регистратора не менее 50 эмитентов с числом владельцев более 500 бумаг. Документы: а) заявление; б) заполненную анкету; в) копии учредительных документов; г) копию документа о государственной регистрации; д) документ, подтверждающий постановку соискателя на учет в налоговом органе; е) копию платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение заявления на выдачу лицензии в размере <трехсот рублей>; ж) копию бухгалтерских отчетностей, аудиторское заключение; з) расчет размера собственных средств на последнюю отчетную дату; и) справку о структуре финансовых вложений соискателя; к) копии аттестатов специалистов; м) АО документы о государственной регистрации всех выпусков акций общества, и последнего отчета об итогах выпуска акций; н) в случае совмещения - копию документа о мерах по снижению рисков совмещения; о) в случае, если соискатель – член СРО - ходатайство СРО. Для выдачи лицензии на осуществление деятельности по ОТ также копии документов: а) Правил торговли ценными бумагами; б) Методики расчета сводных индексов; в) Правил листинга и делистинга; г) Порядка хранения, защиты и раскрытия информации; е) Перечня мер, направленных на предотвращение манипулирования ценами, использования служебной информации; з) Кодекса мер дисциплинарного воздействия, положение о дисциплинарной комиссии; Для выдачи лицензии на осуществление депозитарной деятельности также копии документов: а) копию Положения об отдельном структурном подразделении; б) Клиентского регламента; в) Внутреннего регламента; г) копии договора (договоров) страхования ответственности. Для выдачи лицензии на осуществление клиринговой деятельности также копии документов: а) Порядка и условий создания, размещения и использования гарантийного фонда; б) Системы мер снижения рисков; в) Условий осуществления клиринговой деятельности; г) Внутреннего регламента клиринговой организации; д) Договора с организатором торговли, расчетным депозитарием и расчетной организацией; е) типовой формы договора; ж) Положения об отдельном структурном подразделении. Для выдачи лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра также копии документов: а) правила ведения реестра; б) перечень эмитентов; г) перечень мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации; д) копии договора (договоров) страхования ответственности; Документы на выдачу лицензии должны быть поданы лицензиатом не ранее 60 дней до даты окончания срока действия лицензии. В случае представления соискателем неполного комплекта, неправильно оформленных документов или в случае несоблюдения срока ФКЦБ возвращает без рассмотрения. ФКЦБ рассматривает документы и принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии в срок, не больше 30 дней. При наличии ходатайства СРО - не больше 15 дней. В течение трех дней с даты принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии ФКЦБ России раскрывает информацию об указанном решении в сети Интернет. ФКЦБ письменно уведомляет соискателя принятии решения в течение трех дней после принятия такого решения. Уведомление о выдаче направляется (вручается) с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора в течение трех дней с даты принятия решения о выдаче лицензии. В уведомлении об отказе – указаны причины отказа. Выдача лицензиату после уплаты сбора в размере <тысячи рублей>. Неуплата лицензионного сбора в течение трех месяцев - основание для аннулирования. Основаниями для отказа: наличие в документах недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензионным требованиям и условиям. Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано. В случае преобразования лицензиата, изменения его наименования или места нахождения лицензиат или его правопреемник обязан незамедлительно подать в лицензирующий орган следующие документы: а) заявление о переоформлении документа; б) соответствующие изменения и дополнения к учредительным документам; в) копию платежного документа, подтверждающего внесение лицензиатом, его правопреемником (или иным лицом) платы за выдачу указанного документа, подтверждающего наличие лицензии, в размере <десяти рублей>. Взамен утраченного или поврежденного документа, подтверждающего наличие действующей лицензии, по заявлению лицензиата выдается дубликат. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется лицензирующим органом в течение 10 (десяти) дней. Приостановление действия лицензии: выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий; невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения. Приостановление действия лицензии влечет запрет на осуществление ПД до принятия лицензирующим органом решения о возобновлении действия лицензии. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении действия лицензии в письменной форме в трехдневный срок с указанием причин. В течение 15 дней ФКЦБ должен восстановить после устранения нарушений лицензиатом. Если нарушения не устранены можно аннулировать лицензию. Лицензия теряет юридическую силу в случае: истечения срока действия лицензии; ликвидации лицензиата или его прекращения в случае реорганизации (за исключением преобразования); аннулирования лицензии. Случае аннулирования: обнаружения недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии; неоднократного или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий; представления заявления об аннулировании лицензии. Лицензирующий орган формирует и ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий. Инфо из реестра является открытой для всеобщего ознакомления (в РО в виде выписок из реестра).

86. Государственная политика в области защиты прав инвесторов на РЦБ. Напр-я защиты: развитие и соверш-е НПБ, повыш-е эфф-и суд. системы; повыш-е инфо прозрач-и; соверш-е сист предотвр-я и расслед-я преступл. на РЦБ с привлечением СРО; усил-е контроля и за ф. отч-ти ПУ; поддержка добров-о страх-я рисков ПУ, гос-во не берет обяз-во по незастрах-м рискам. Цели закона: обеспечить гос-ю защиту; опр-ть порядок выплаты комп-й ФЛ при противоправных дей-х ПУ, эмитента. ФЗ не применяется к отнош-м, связанным с привл-м д.с. во вклады банками, СК и НПФ, обращ-ем ДС и СС КО, чеков, векселей и иных ц.б. не явл-ся ЭЦБ, а также с обращ-ем ГЦБ. Огран-я на РЦБ: рекл-ть и (или) предлагать неогран-у кругу лиц ц.б. эмитентов, не раскрыв-х инфо в V и порядке для эмитентов, публично размещ-х ц.б.; условия заключ-х с инвесторами дог-в, кот. огран-т права инвесторов являются ничтожными. Это основания для анн-я или приост-я действия лиц-и и (или) наложения штрафа. Запрещ-ся публ-е разм-е, реклама и предл-е ц.б. без госрег-и или которые нельзя публично размещать. Совершение владельцем ц.б. любых сделок с принадл-и ему ц.б. до их полной оплаты и рег-и отчета об итогах их выпуска запр-ся. Эмиссия обл-й и иных ЭЦБ неком. орг-и допуск-ся только в случаях, предусм-х ФЗ при наличии обеспечения. Лица (в т.ч. независимый оценщик), подпис-е проспект эмиссии несут солидарно субсидиарную отв-сть за ущерб, причиненный эмитентом инв-ру из-за содержащейся в проспекте недостов-й и (или) вводящей в заблуждение инв-ра инфо. Иск о возмещении ущерба этим лицам м.б. предъявлен в суд в течение 1 года со дня обнар-я наруш-я, но не позднее 3 лет со дня начала разм-я. ПУ, предлагающий инв-ру услуги на РЦБ обязан по треб-ю инв-ра предоставить ему след-е док и инфо: копию лиц; копию док о госрегистрации; сведения об органе, выдавшем лицензию; сведения об УК, о размере СС и его резервном фонде. Когда ПУ – дилер/брокер, он обязан по треб-ю инв-ра предоставить: сведения о госрег-и выпуска; сведения, содержащиеся в решении о выпуске и проспекте; сведения о ценах и котировках на ОРЦБ в теч-е 6 недель ранее; сведения о ценах, по кот-м эти ц.б. покупались и продавались этим ПУ в теч-е 6 недель ранее. ПУ в любом случае обязан уведомить инв-ра о его праве получить инфо. При этом ПУ, предоставляя услуги инвесторам – ФЛ, обязан проинфо-ть последних о правах и гарантиях, предоставляемых им. ПУ вправе потребовать от инв-ра за предост-ю ему в письменной ф. инфо плату в размере копир-я. Нарушение треб-й, в том числе предоставление недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инв-ра инфо, является основанием для изм-я или расторжения дог между инв-м и ПУ по треб-ю инвестора. Инвестор вправе в связи с приобр-ем или отчуждением ц.б. потребовать у ПУ или эмитента предоставить инфо и несет риск последствий непредъявления такого треб-я. Рассм-е ФКЦБ жалоб и заявлений инвесторов - в срок не более 2-х недель. ФКЦБ в своем офиц издании опублик-ет инфо: об анн-и или о приост-и действия лицензий; о СРО; об админ-х взысканиях; о суд-х решениях. ФКЦБ ведет БД с открытой и доступной инфо о санкциях, лицах, совершивших правонарушения, зарег-х выпусках ц.б., выданных им лицензиях, о зарег-х выпусках, об анн-х, о приост-х выпусках, о всех выданных, приост-х и анн-х ими лицензиях. ФКЦБ и другие вправе проводить публ-е слушания по ? исп-я и соверш-я закон-ва (по инициативе ФКЦБ и др., СРО). Решение о проведении публ-х слушаний принимается рук-ми ФКЦБ и др. На них принимаются реком-ии о в деят-и ФКЦБ и др., а также предл-я по соверш-ю закон-ва. Реком-ии принимаются больш-м, подлежат опублик-ю. Предписания ФКЦБ являются обяз-ми для исп-я орг-и и их должн-и лицами, ФЛ. В случае выявления наруш-я прав и зак-х интересов инв-в или в случае наличия такой угрозы ФКЦБ вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение ПУ отд-х опер-й на срок до 6 месяцев. Суммы штрафов распред-ся следующим образом: 20 процентов - в ФБ; 40 процентов - в бюджет СРФ по месту нахождения РО, принявшего решение о наложении штрафа; 40 процентов - в бюджет СРФ по месту совершения правонарушения. Срок иск-й давности по делам о признании выпуска ц.б. недейств-м - 1 год с даты начала разм-я ц.б. При рассм-и в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и зак-х интересов инв-в ФКЦБ вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу. ФКЦБ вправе обращаться в суд с исками и заявлениями: в защиту гос-х и общ-х интересов и охраняемых законом интересов инвесторов; о ликв-и ЮЛ без лиц-и, об анн-ии выпуска, о признании сделок с ц.б. недейств-и. СРО осущ-ют контроль за исполнением своими участ-и (членами) закон-ва о защите прав и зак-х интересов инв-в на РЦБ по собств-й инициативе, на осн-и обращения ФКЦБ, а также по жалобам и заявлениям инвесторов. По итогам рассм-я жалобы и заявления СРО вправе принять след-е реш-е: применить к нарушителю санкции; реком-ть своему участнику (члену) возместить инв-ру причиненный ущерб во внесуд-м порядке; исключить ПУ и обратиться в ФКЦБ с заявлением о принятии мер по анн-ю или приост-ю действия лиц; направить материалы по жалобе и заявлению в правоохр-е и иные федорганы. СРО обязана сообщать об итогах рассм-я жалоб и заявлений инв-в и принятых ею реш-х ФКЦБ. В целях возмещ-я понесенного инв-ми - ФЛ ущерба в рез-е деят-ти ПУ - участников (членов) СРО, СРО вправе создавать компенс-е и иные фонды. Общ-е объед-я инв-в - ФЛ фед-го, межрег и рег уровней вправе осущ-ть защиту прав и зак-х интересов инв-в - ФЛ. Они вправе: обращаться в суд с заявл-и о защите прав и зак-х интересов инв-в - ФЛ, понесших ущерб на РЦБ; осущ-ть контроль за соблюд-м условий хранения и реал-и имущ-ва должников, предназн-го для удовл-я имущ-х требований инвесторов - ФЛ; создавать собственные компенс-е и иные фонды в целях обесп-я защиты прав и законных интересов инвесторов - ФЛ; объединяться в ассоциации и союзы. В целях реализации Госпрограммы защиты прав инвесторов в части выплаты компенс-й инвесторам - ФЛ создается фед компенс-й фонд как некомм орг-я, основ. целями деят-и кот являются: выплаты компенсаций; формирование инфо-х БД и ведение реестра инвесторов - ФЛ, имеющих право на получение компенсаций; представление и защита имущ-х интересов обратившихся в фонд инвесторов - ФЛ в суде и в ходе исполн-о производства, предъявление исков о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов - ФЛ; хранение имущества, предназначенного для удовлетворения имущ-х прав инвесторов. Устав фонда утверждается Прав-м РФ. Для осуществления надзора за деят-ю фонда создается попечительский совет фонда, состоящий из представителей ФС, ФКЦБ и др., СРО, ООИ. Фонд ежегодно отчитывается о своей деят-и. Отчет о деят-и фонда публикуется в печатном органе ФКЦБ. Фонд осуществляет выплаты компенсаций инвесторам - ФЛ, кот не могут получить возмещение по суд реш-м и приказам ввиду отсутствия у должника д.с. и иного имущества. Право на получение компенсаций имеют инвесторы – ФЛ в связи с причинением им ущерба ПУ, имеющим лиц. на осуществление соответствующего вида ПД на РЦБ. Источниками формирования средств фонда являются средства федбюджета (приостановлено 3 год подряд), а также иные источники, предусмотренные уставом. С случае признания выпуска несостоявшимся (недействительным) эмитент обязан изъять ц.б. и возрастить д.с., др. вещи и имущ-е права. Этапы: создание комиссии по орг-и изъятия и возврата; определение кол-ва ц.б. и размер возвращаемых средств; размер ц.б. и средств на каждого владельца; раскрытия инфо о порядке изъятия и возврата; изъятие ц.б.; возврат средств. Возврат после анн-я: для предъявительских ц.б. – погашение эмитентом, регистратором; для ИДЦБ – внесение соответствующей записи в реестр и погашение сертификатов; для ИБДЦБ – внесение записи в реестр. ФКЦБ (уведомление об аннулировании) => Эмитент (комиссия в течение 5 дней, >3 чел назначаются рук-м, не могут владельцы ц.б., может потребовать ФКЦБ своего). Ф-и комиссии: обеспечить изъятие, уведомить владельцев о порядке, принимать и учитывать серт-ты, организация возврата, определяет сумму для каждого владельца ц.б., составляет ведомость возвращенных средств инвестирования). Комиссия => Номдержателю (не позднее 10 дней, уведомление о необходимости инфо о владельцах). Номдержатель => Комиссии (в течение 5 дней: ФИО, адрес, кол-во и т.п. владельца). В течение 45 дней комиссия составляет ведомость возвращаемых владельцам средств. Эту ведомость => владельцам для ознакомления в течение 2-х месяцев. В течение 2-х месяцев комиссия публикует сообщение о порядке (в т.ч. в вестнике ФКЦБ). Владельцы не позднее 10 дней (сертификаты) => Эмитент. Изъятие не позднее 4 месяцев с даты уведомления. Владелец в течение 10 дней пишет заявление (сумма, адрес, ФИО, счет и т.п.) или заявление о несогласии с суммой (+причины и основания). Может без заявления прямо в суд. В течение 10 дней рассмотреть заявление и направить повторно уведомление. Не согласен – в суд. После истечение 4-х мес вернуть все средства инвесторам, срок возврата не может превышать 1 мес.

87. Гос-во как заемщик на РЦБ.

88. Пенсионные резервы негосударственного пенсионного фонда инаправления их инвестирования.

НПФ – некоммерческая организация соцобеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении с вкладчиками в пользу участников. Деятельность НПФ включает: аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств, выплата пенсий. Вкладчики (ФЛ, ЮЛ) заключают договор с НПФ в пользу участников (только физ. лица) и вносят взносы. Взносы только д.с. Звенья: вкладчики (взносы в пользу участников); НПФ (ЮЛ, некоммерческая орг; передает пенсрезервы в ДУ); участники (м.б. вкладчики, только ФЛ); УК (ЮЛ, АО или ООО, имеющее лицензию на управление средствами НПФ, инвестирует и возвращает+часть инвестдохода); [депозитарий; независимый оценщик; независимый аудитор; регистратор; независимый актуарий]. Независимы актуарий – ЮЛ или ИП, имеющий лицензию и осуществляющий актуарное оценивание принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками, порядка формирования ПР, аккумулирования взносов и выплаты пенсий, актуарное оценивание инвестполитики фонда и УК). Учредителями – ФЛ, ЮЛ, устав регистрируется в ИНПФ при Минтруда и соцразвития. Оно же лицензирует. Регистрирует базовые документы НПФ: типовые договора с вкладчиками, участниками. Орган управления – Совет фонда, исполнительная дирекция. Контроль – попечительский совет, ревизионная комиссия. Совет фонда – высший орган управления, исполнительная дирекция – оперативное управление. Фонды закрытого типа (производственные или корпоративные фонды). Создаются только для работников предприятий учредивших фонд. Учредителями и одновременно вкладчиками в таких фондах являются организации – создатели фонда для пенс. обеспечения сотрудников. В производственных фондах осуществляется колл. финансирование пенсий для всех участников вместе. Открытые (региональные) ПФ не имеют ограничений на состав участников. Учредители – любые ю/л и ф/л. Предназначены для индивидуального и коллективного финансирования пенсий. При индивидуальном фин. каждый вкладчик вносит пенс. взносы на персональный счет участника в соответствии с условиями договора. При колл. фин. взносы на персональные счета для опред. группы участников вносят работодатели. Но в отличие от производственных фондов в ОНПФ даже при колл. финансировании пенсий для каждого участника формируются индивидуальные пенсионные накопления. Метод формирования пенсионных ресурсов – способ образования пенсионного резерва (совокупность ср-в, находящихся в собственности фонда и предназначенных для выплат негосударственных пенсий). Пенсионные резервы формируются за счет: пенсионных взносов вкладчиков и дохода фонда от размещения пенсионных резервов, целевые взносы. Методы формирования: Без резервный. Не предполагает образование полномасштабного пенсионного резерва за счет пенс. взносов, поступающих в фонд. Осн. часть этих взносов используется для покрытия текущих пенс. выплат ф/л, достигшим пенсионного возраста и прекратившим уплату взносов. Небольшой резерв образуется фондом, но не используется для инвестирования. Плюсы: нынешнее поколение пенсионеров не оплачивает свои пенсии; затраты на пенсионное обеспечение невелики. Минусы: отсутствие гарантий на выплаты пенсий в будущем. Полного резервирования. Все пенсионные взносы за вычетом нагрузки по ведению дела поступают в пенс. резерв, используемый для финансирования инвест. программ фонда. Инвестдоход начисляется на персональный счета и выплачивается при наступлении пенсионного основания. В РФ эта схема запрещена. Плюсы: обеспечивает гарантии получения пенсий в будущем; большая скорость наращения инвестиционного потенциала. Минусы: высокая цена. Последовательно образования резерва. Для всех участников образуется единый солидарный резерв. Фонд несет обязательство выплачивать пенсии, эквивалентные современной стоимости взносов всех вкладчиков фонда. Размеры выплат отд. участникам не равны современной стоимости их взносов. Помимо взносов размеры выплат определяются стажем работы на п/п, размеры з/п. Инвестиционный доход не перечисляется на персональные счета участников, а существует как часть солидарного пенсионного резерва фонда, дополняющего взносы вкладчиков фонда. Выплаты каждому участнику поступают из общей суммы взносов, собираемых фондом. В случае превышения суммарной стоимости текущих выплат над взносами в недостающей части дополняются из инвестиционного дохода. Плюсы: финансовое бремя равномерно распределяется между разными поколениями участников. Минусы: не дает полной гарантии получить желаемый уровень пенсии. ИП – основные направления использования пенсионных резервов для получения ожидаемого инвестиционного дохода при соблюдении установленных государством инвестиционных ограничений. Обоснование инвестиционной политики предполагает: выбор направления инвестирования (выбор стратегических целей); выбор объектов инвестирования (формирование инвестиционных предпочтений); установление инвестиционных ограничений. Типы трастовых отношений между НПФ и упр. комп.: Жесткий траст. Упр. комп. ограничена деятельностью по размещению пенсионных резервов. Может изменять портфель только в форс-мажорных обстоятельствах, в остальных случаях упр. комп. может изменять портфель только по согласованию с НПФ. Свободный траст. Упр. комп. сама определяет структуру портфеля инвестиций, самостоятельно вырабатывает инвестиционную политику. Экономической основой всех взаимоотношений в системе НПО является принцип эквивалентности: сумма денежных взносов вкладчиков и инвестиционного дохода (современная величина) д.б.= современной величине выплачиваемых негосударственных пенсий и издержек по ведению дела фонда. Сбалансированные НПФ полностью соблюдают принцип эквивалентности либо по отношению к отдельному участнику в ОНПФ, либо по отношению ко всем участникам в целом (ЗНПФ). В реальной практике – баланс взносов и выплат нарушается. Дестабилизирующие факторы м.б. объективные и субъективные: конъюнктурные колебания на фондовом рынке и валютном рынке; изменение в политики ЦБ, правительства. Субъективные: ошибки менеджмента и экономически оправданные меры по изменению правил функционирования фонда и инвестстратегии. Фонды могут самостоятельно размещать пенсионные резервы: в ГЦБ РФ, СРФ, МЦБ, депозиты, недвижимое имущество. Объем пенсионных резервов фонда, размещаемых в ценные бумаги, не имеющие признаваемой котировки, не должен превышать 20 процентов всех пенсионных резервов фонда. НИ д.б. оценено не реже 1раза в год. Запрещается размещение пенсионных резервов фондов: в казначейские обязательства РФ, СРФ; в производные ценные бумаги; в ценные бумаги, выпущенные УК и ее аффилированными лицами, а также депозитарием, актуарием и аудитором, обслуживающими фонд; в паи своего ПИФа; путем предоставления займов (кредитов) физическим и юридическим лицам; в интеллектуальную собственность. Требования к их составу: в один объект, в ЭЦБ не больше 20% ПР; в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда не больше 30%; в федеральные государственные (СРФ, МО) ценные бумаги допускается размещать суммарно не более 50 процентов стоимости; в акции и облигации не более 50 процентов; в векселя не более 50 процентов; в банковские вклады и недвижимость не более 50 процентов. В случае, если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 5 000 000 рублей, процентные ограничения не накладываются при размещении пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) депозиты банков.

89. Активы ПИФов. Показатель СЧА в деятельности ПИФов.

ПИФ – имущественный комплекс без образования ю/л. Он состоит из имущества, переданного в ДУ УК учредителем ДУ, и из имущества, полученного в процессе ДУ. Присоединение к договору ДУ ПИФом осуществляется путем приобретения пая. Звенья: инвесторы; управляющая компания; ПИФ. Принципы создания ПИФов: деньги остаются в собственности инвесторов и передаются в доверительное управление; доход от доверительного управления является собственностью инвесторов за исключением расходов по ведению дел; инвестор вправе забрать из ПИФа свои деньги в любой момент времени, предъявив инвестиционный пай. Виды ПИФов: Открытый. Владелец пая вправе требовать его погашения в любой рабочий день. Интервальный. Погашение пая в определенный срок (период – не меньше 2-х недель), установленный правилами доверительного управления, но не реже 1 раза в год. Закрытый. Не имеет права погасить свой пай до истечения срока его действия (не более 15 лет, не менее 1 года). Особенности: владельцы проводят собрания, свободная инвестдекларация, возможность периодически выплачивать доход, вторичное обращение, оплата неденежными средствами, возможность приобретения недвижимости. ИП – именная ц.б.: а) удостоверяет долю его владельца в праве собственности на имущество в составе ПИФа; б) право требовать от упр. комп. надлежащее доверительное управление; в) право на получение ден. компенсации при ликвидации ПИФа, кроме этого инвестиционный пай открытого ПИФа удостоверяет право его владельца требовать погашения пая и выплаты соответствующей ден. компенсации в любой рабочий день; г) паи закрытого ПИФа дают право участвовать в общем собрании владельцев. Пай не является инвестиционной ЦБ. Количество паев закрытого ПИФа ограничено. Пай не имеет номинала. Выпуск производных ЦБ на его основе недопустимо. Собственный капила с 01.04.2003 – 20 млн. руб. Состав активов ПИФов.ден. ср-ва, в том числе в иностранной валюте; ЦБ российских и иностранных эмитентов. В закрытых ПИФах так же могут быть недвижимость и права на недвижимое имущество. Интервальный – плюс голосующие акции ЗАО и жилищные сертификаты. Покупаемые ЦБ должны иметь признаваемую котировку не позднее одного дня до момента совершения сделки. Показатель стоимости ЧА. Оценка стоимости ЧА нужна для оценки стоимости инвестиционного пая, для определения цены выдачи и погашения ИП, для определения размера вознаграждения депозитария, регистратора, аудитора, оценщика. Подходы к выбору времени: Исторический. Стоимость ЧА и паев определяется до подачи заявки на выдачу или погашение паев. Инвестору известна стоимость пая и в заявке он указывает только количество. Форвардный. Стоимость ЧА определяется только после сбора всех заявок. В ОПИФах стоимость ЧА определяется на конец каждого дня. В ИПИФах – на день, предшествующий началу очередного срока приема заявок. В состав активов ПИФа, участвующих при определении стоимости ЧА включаются: долгосрочные фин. вложения; краткосрочные фин. вложения; расчеты с дебиторами; ден. средства; недвижимость и права на нее (в закрытых ПИФах). В состав пассивов: расчеты с кредиторами; сумма причитающаяся упр. комп.; резервы предстоящих расходов и платежей. Ст-ть пая = СЧА/К-во паев в реестре. Размер вознаграждения упр. комп. не м.б. более 10% СЧА в течение фин. года.

90. Инвестиционная политика акционерного инвестиционного фонда. Особенности: ОАО; предметом деятельности является инвестирование имущества фонда в ЦБ и иные объекты; фирменное название должно содержать слова АИФ или ИФ; деятельность на основании лицензии. Должна быть принята инвестиционная декларация с описанием: целей инвест. политики; объектов инвестирования; рисков; требований к структуре активов. Участники обеспечения деятельности: управляющая компания; депозитарий; регистратор; оценщик; аудитор. АИФ со всеми участниками заключает договор. Капитал фонда делится на акции. Собственное имущество фонда делится на инвестиционные резервы и имущество для обеспечения деятельности АИФа. Активы АИФа передаются в доверительное управление упр. комп. Могут размещать только обыкновенные именные акции путем открытой подписки. Состав активов: ЦБ, банковские вклады, ден. ср-ва, дебиторская задолженность, стоимость недвижимости, нематериальные активы.