Вопрос 2
Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.
Этапы социализации
Этап | Его содержание |
Начальный | Социализация ребенка, преимущественно в семье |
Средний | Обучение в школе |
Завершающий | Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п. |
Социализация охватывает все процессы включения инди вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.
Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: нацио нальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; обра зование; самовоспитание.
Расширение и углубление социализации происходит:
- в сфере деятельности — расширение ее видов; ориен тировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.
- в сфере общения — обогащение круга общения, углу^ ление его содержания, развитие навыков общения.
- в сфере самосознания — формирование образа собсъ венного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.
Билет 14 вопрос 1
Экономическая деятельность и ее измерители 1. Экономическая деятельность. 2. Измерители экономической деятельности.
1. Экономическая деятельность В широком понимании экономика — это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни. При этом выбирать способы удовлетворения потребностей необходимо, учитывая ограниченность ресурсов. Общественная наука — экономика описывает, как люди совершают этот выбор. Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные для человека экономические блага — товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так: РЕСУРСЫ — ПРОИЗВОДСТВО — РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ПОТРЕБЛЕНИЕ Собственно экономическая деятельность включает производство и распределение. Эти две составляющие неразрывно связаны, так как произведённые блага могут дать полезный результат в том случае, когда они дошли до потребителя. Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ, охватываются понятием «экономическая сфера общества». Успех решения главной проблемы экономики — определение наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов — во многом зависит от правил, принципов организации деятельности. Так, уже не одно столетие миром экономики управляет один из основных принципов — принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов. Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов ее организации, но и от так называемых экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения. Такими важнейшими механиз¬мами экономики являются, например, разделение труда и специализация, торговля. (Подумайте, как эти уже знакомые вам способы сотрудничества людей влияют на содержание и результаты экономической деятельности.) Общество получает товары и услуги либо производя их самостоятельно, либо посредством обмена произведенных продуктов на необходимые товары. Поэтому, чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объема производства. Таких путей два: расширить объемы использования экономических ресурсов или увеличить эффективность их использования. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность (не путайте с производительностью труда). Когда больше товаров лучшего качества производится при тех же ресурсах, производительность возрастает. Производительность — это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства,— земля, топливо, расходы на оборудование и т. д. На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов (профессиональная подготовка, квалификация работников), используемые технологии и эффективность управленческих решений.
2. Измерители экономической деятельности. Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов, экономических процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты. Экономические величины и показатели можно разделить на объемные (характеризуют количество продукта) и качественные (характеризуют отношение двух величин). Вы встречаете данные о том, что Россия, например, продает на мировом рынке 130 млн. тонн угля или что сегодня 70% российской международной торговли приходится на страны с развитой рыночной экономикой. Перед вами пример объемных показателей. Если же экономисты отмечают, что в этом году спад производства составляет 90% по отношению к прошлогоднему или расходы на продукты питания российской семьи составляют 50% семейного бюджета, это примеры качественных показателей. Для оценки уровня производства и развития экономики страны используется ряд показателей. В большинстве стран объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП). Этот показатель используется с 1988 г. и в России. ВНП определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом. Чтобы объем национального продукта был определен правильно, необходимо все продукты учесть только один раз. Большинство товаров и услуг проходит множество стадий производственного процесса до того, как попасть к конечному потребителю. Например, прежде чем книга попадет к читателям в руки, она должна пройти несколько технологических этапов от разработки содержания автором, изготовления бумаги и печатания до продажи. В ВНП включаются продажи только конечных продуктов (в нашем случае книги), исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта (в нашем случае бумага, типографские работы, затраты издательства). Это позволяет исключить двойной счет и завышенную оценку ВНП. ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведенных в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитываются еще несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход. Остановимся на сходном с ВНП и столь же часто используемом показателе — валовом внутреннем продукте (ВВП). Это показатель объема национального производства определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями. Например, продукция совместного российско-шведского предприятия в России учитывается в ВВП российской экономи¬ки только в той части, которая принадлежит российской стороне. Продажи на внутреннем российском рынке товаров зарубежных фирм, расположенных на территории России, тоже не включаются в ВВП нашей экономики. Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран. Полученная с помощью различных измерителей экономи¬ческая информация является исходным материалом для анализа развития экономики страны, разработки экономических прогнозов.
- 2 Вопрос Духовный мир личности. Мировоззрение.
- Вопрос 2
- Вопрос2
- Вопрос 1
- 2. Функции общества
- 4. Общество как динамическая саморазвивающаяся система.
- Вопрос 2
- Вопрос 1
- Вопрос2
- Вопрос 1
- 3. Типы функций социальных институтов:
- Вопрос 2
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 1
- Вопрос 2 Политический процесс
- Политическое развитие и кризисы политического развития
- Вопрос 1 Экономика и экономическая наука
- Вопрос 2
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос1
- [Править]Закон спроса
- [Править]Эластичность спроса
- [Править]Кривая спроса
- [Править]Предложение
- [Править]Закон предложения
- [Править]Эластичность предложения
- [Править]Кривая предложения
- [Править]История осознания закона
- [Править]Описание
- [Править]Примеры [править]Продукты питания
- Вопрос 2
- 3. Моральные требования и представления:
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- 6. Функции искусства:
- Вопрос 21. Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.
- Вопрос 2
- Вопрос 2
- Вопрос 2
- Понятие социальной стратификации
- Вопрос 2
- Вопрос 2
- Вопрос 2
- Вопрос 2 Типология политических режимов.
- 1. Демократические режимы:
- 2. Недемократические режимы:
- Вопрос 2
- Структура политической системы.
- Функции политической системы.
- Типологии политических систем.
- Вопрос 2
- 2. Признаки правовой нормы
- 4. Виды правовых норм
- 6. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия
- 8. Функции права
- Вопрос 2
- [Править]Источники права рф
- [Править]Законы
- [Править]Конституция
- [Править]Федеральные конституционные законы
- Вопрос 2
- Основные понятия, имеющие значение для семейных правоотношений
- Личные и имущественные права и обязанности супругов
- Права несовершеннолетних детей
- Случаи, определенные российским законодательством, ведущие к ограничению или полному лишению родительских прав
- Вопрос 2
- Различные определения культуры
- [Править]История термина [править]Античность
- [Править]в Европе в XVII—XVIII веках
- [Править]в России в XVIII—XIX веках
- [Править]в России в XIX—XX веках
- [Править]Периодизация истории культуры
- [Править]Культура и природа
- [Править]Современное понимание культуры
- [Править]Культура и цивилизация
- Вопрос 2
- 2. Классификации наук:
- 3. Функции науки:
- 5. Модели развития научного знания:
- 7. Особенности:
- 8. Уровни, формы и методы научного познания
- 9. Универсальные методы научного познания:
- 11. Классификация социальных наук:
- 12.Социальное и гуманитарное знание:
- 13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе