logo
bankovskoe_delo

Тема №3: Место и роль цб в экономике страны.

Возникновение центральных банков связано с необходимостью централизации бан­ковской эмиссии и организации денежного обращения в стране, проведения денежно-кредитной политики в рамках всего народного хозяйства и функционирования системы денежных расчетов, эффективного управления золотовалютными резервами и осуществления валютного контроля, а также прогнозирования состояния экономики страны в целом и по регионам.

Функционирование денежно-кредитной системы страны определяется теми условиями, в которых находится центральный банк в данный исторический период.

Факторы, определяющие условия деятельности ЦБ:

Внешние:

Внутренние:

Основные права и обязанности кредитных институтов и ЦБ РФ регулируются Законом о Центральном банке и Законом о банковской деятельности, а также иными нормативными актами.

Законы о Центральных Банках можно дифференцировать по следующим признакам:

Направления деятельности ЦБ:

Таким образом, основными факторами, определяющими место ЦБ в экономике кокретной страны являются:

Задачи ЦБ, требующие мобилизации его функциональных возможностей:

  1. Единый эмиссионный центр (эмиссия национальной валюты, хранение и учет золотовалютных резервов страны).

  2. Банк правительства (обслуживание текущих и инвестиционных операций правительства, поддержка государственных экономических программ, размещение государственных ценных бумаг, кредитование дефицита государственного бюджета).

  3. Орган стабильности национальной денежной системы (обеспечение стабильного внутреннего и внешнего денежного оборота, осуществление антиинфляционных мероприятий).

  4. Банк банков (кредитор последней инстанции: обслуживание коммерческих банков и рефинансирование коммерческих банков).

  5. Орган банковского надзора (обеспечение необходимого уровня стандартизации и профессионализма в банковской среде).

Функции ЦБ:

В обычных условиях центральный банк влияет на экономическое положение страны опосредованно, рыночными методами, в частности, путем проведение кредитной политики. Однако, мировая практика показала, что одних чисто рыночных мер регулирования, осуществляемых ЦБ, недостаточно, особенно в периоды экономических кризисов и преобразований. Поэтому в настоящее время практически во всех странах ЦБ наделены правом применения административных методов (например, введения валютных ограничений).

Действенность исполнения функций ЦБ во многом зависит от того, насколько он независим в своей оперативной деятельности.

Независимость Банка России проявляется прежде всею в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый инсти­тут, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Центральный банк России, являясь государственным с точки зрения собственности на капитал, обладает юридической самостоятельностью в вопросах тактики и стратегии проведения денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильности обращения денег и сбалансированности платежного баланса.

Вопросы независимости Центрального банка имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресур­сов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтверж­дается наличием дефицита Федерального бюджета. Но Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицита федерального бюджета и других уровней.

Факторы, регламентирующие степень независимости ЦБ:

Практика функционирования большинства зарубежных ЦБ показывает, что основные факторы – второй, четвертый и пятый.

Принцип независимости Центрального банка проявляется также в передаче функ­ций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство. Кассовая наличность остается в отделениях банков, а казначейству передаются функции ведения учетных операций и безналичных расчетов оперативною управления средствами на сче­тах Федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюд­жетными средствами.

Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства явля­ется то, что это не просто централизованная система органов, а система, связанная гло­бальной компьютерной сетью, которая позволит получать полную информацию о состо­янии федерального бюджета на региональном и локальном уровнях.

Итак, принцип независимости Банка России проявляется, прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организа­ции денежного обращения (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Фе­дерации (Банк России)»). Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком; изъятие и обременение обя­зательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли на себя такие обязательства В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Россий­ской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента, и он вправе защи­тить свой статус и полномочия в судебном порядке.

Годовой отчет Центрального банка России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Принципы организации Нанка России, изложенные в Федеральном законе «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банк России)», утверждают следующее:

— Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной струк­турой управления, включающей центральный аппарат, терр1ггориальныс учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные за­ведения, российское объединение инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для его деятельности;

— национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без раз­решения Совета директоров;

— задачи и функции территориальных учреждений Нанка России определяются По­ложением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом ди­ректоров;

— когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждени­ями, предназначенными дтя банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государствен­ных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;

— Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответству­ющего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.

Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделе­ний подвергается существенным изменениям, носящим, прежде всего качественный ха­рактер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы и реформируемой экономике.

В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функ­ционируют 23 департамента:

— Сводный экономический департамент;

— Департамент исследований, информации и статистки;

— Департамент бухгалтерского учета и отчетности;

— Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;

— Департамент методологии и организации расчетов;

— Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности;

— Департамент принудительного банковского надзора;

— Департамент по организации банковского санирования;

— Департамент иностранных операций;

— Департамент регулировании денежного обращения;

— Департамент эмиссионно-кассовых операций;

— Департамент информатизации;

— Юридический департамент;

— Департамент внутреннего аудита и певший;

— Административный департамент;

— Департамент подготовки персонала;

— Департамент операций на открытом рынке;

— Департамент контроля за деятельностью кредитных организации на финансовых рынках;

— Департамент валютного регулирования и валютного контроля;

–– Департамент инспектирования кредитных организаций;

— Департамент по работе с территориальными учреждениями;

— Департамент полевых учреждений;

— Департамент общественных связей.

Подразделениями Банка России являются:

— Представительство Банка России в Федеральном собрании Российской Федерации;

— Главное управление безопасности и защиты информации;

— Главное управление недвижимости;

— Управление экспертизы.

Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые кана­лы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными орга­нами государственного управления, а также органами территориального управления. Она совершенствуется.

Принципы организации деятельности Банка России можно разделить на внешние и внутренние.

  1. Внешние: система действующих законов и норм международного права; степень неза­висимости ЦБ и подотчетности Государственной Думе Федерального Собрания России.

  2. Внутреннее: организационная структура, где выделено 23 департамента; распреде­ление ответственности в руководстве Центрального банка; кадровый состав; статус территориальных подразделений.

Внутренние принципы организации деятельности Центрального банка вытекают из функций Сонета директоров, который во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В Совет директоров входят Председа­тель Банка России и 12 членов Совета.

Совет директоров - это высший исполнительный орган Центрального байка Рос­сии, который отвечает за практическую реализацию ею целей и задач. Он принимает решения по таким вопросам, как:

— создание и ликвидация учреждений и организаций Банка России;

— установление обязательных нормативов для кредитных организаций в соответст­вии с Федеральным законом «О Центральном банке»;

— величина резервных требований, порядок формирования резервов кредитными организациями;

— изменение процентных ставок Банка России;

— определение лимитов операций на открытом рынке;

— участие в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

— применение прямых количественных ограничений;

— выпуск и изъятие банкнот и монет из обращения, общий объем выпуска налич­ных денег,

— внесение в Государственную Думу предложений об изменении уставного капи­тала Банка России;

— утверждение порядка работы Совета директоров и назначение главного аудитора Банка России;

— утверждение внутренней структуры Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка, уставы организаций Банка России, порядок назначе­ния руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;

— определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Рос­сийской Федерации в соответствии с Федеральным законом.

Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами ме­стного самоуправления направлены на реализацию денежно-кредитной политики и про­являются в том, что Банк России участвует в разработке экономической политики Пра­вительства и координирует свою политику с Министерством экономики. Министерст­вом Финансов и Правительством в целом. Банк России осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами без взимания комис­сионного вознаграждения, с бюджетом субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.

Все эти задачи Банк России решает с помощью, созданного при нем Национального банковского Совета, который состоит из представителей палат Федерального Собрания, 11резидс1па, Правительства, кредитных организаций, а также экспертов.