Тема №3: Место и роль цб в экономике страны.
Возникновение центральных банков связано с необходимостью централизации банковской эмиссии и организации денежного обращения в стране, проведения денежно-кредитной политики в рамках всего народного хозяйства и функционирования системы денежных расчетов, эффективного управления золотовалютными резервами и осуществления валютного контроля, а также прогнозирования состояния экономики страны в целом и по регионам.
Функционирование денежно-кредитной системы страны определяется теми условиями, в которых находится центральный банк в данный исторический период.
Факторы, определяющие условия деятельности ЦБ:
Внешние:
система действующих законов;
степень независимости ЦБ от органов государственной власти;
уровень взаимодействия ЦБ с банковской системой страны.
Внутренние:
распределение ответственности у руководства ЦБ;
кадровый состав;
организационная структура;
сеть и статус филиалов.
Основные права и обязанности кредитных институтов и ЦБ РФ регулируются Законом о Центральном банке и Законом о банковской деятельности, а также иными нормативными актами.
Законы о Центральных Банках можно дифференцировать по следующим признакам:
по степени регламентации функций ЦБ;
по степени конкретизации задач и исполнительных инструментов (наиболее выделяется Германия и Австрия);
по формулировке положений о взаимоотношениях с органами управления (наибольшая независимость по законодательству – Германия).
Направления деятельности ЦБ:
осуществление денежно - кредитной политики в соответствии с основными направлениями национальной экономической политики;
осуществление политики регулирования денежной массы и банковской системы.
Таким образом, основными факторами, определяющими место ЦБ в экономике кокретной страны являются:
система действующих законов;
согласованность политики ЦБ и политики правительства;
принципы взаимодействия ЦБ с банковской системой.
Задачи ЦБ, требующие мобилизации его функциональных возможностей:
Единый эмиссионный центр (эмиссия национальной валюты, хранение и учет золотовалютных резервов страны).
Банк правительства (обслуживание текущих и инвестиционных операций правительства, поддержка государственных экономических программ, размещение государственных ценных бумаг, кредитование дефицита государственного бюджета).
Орган стабильности национальной денежной системы (обеспечение стабильного внутреннего и внешнего денежного оборота, осуществление антиинфляционных мероприятий).
Банк банков (кредитор последней инстанции: обслуживание коммерческих банков и рефинансирование коммерческих банков).
Орган банковского надзора (обеспечение необходимого уровня стандартизации и профессионализма в банковской среде).
Функции ЦБ:
регулирующая (регулирование денежного обращения);
контролирующая;
информационно-исследовательская.
В обычных условиях центральный банк влияет на экономическое положение страны опосредованно, рыночными методами, в частности, путем проведение кредитной политики. Однако, мировая практика показала, что одних чисто рыночных мер регулирования, осуществляемых ЦБ, недостаточно, особенно в периоды экономических кризисов и преобразований. Поэтому в настоящее время практически во всех странах ЦБ наделены правом применения административных методов (например, введения валютных ограничений).
Действенность исполнения функций ЦБ во многом зависит от того, насколько он независим в своей оперативной деятельности.
Независимость Банка России проявляется прежде всею в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Центральный банк России, являясь государственным с точки зрения собственности на капитал, обладает юридической самостоятельностью в вопросах тактики и стратегии проведения денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильности обращения денег и сбалансированности платежного баланса.
Вопросы независимости Центрального банка имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресурсов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтверждается наличием дефицита Федерального бюджета. Но Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицита федерального бюджета и других уровней.
Факторы, регламентирующие степень независимости ЦБ:
Участие государства в капитале ЦБ и распределении прибыли (таблица 1).
Процедура назначения руководства ЦБ (таблица 2).
Степень регламентации целей и задач ЦБ действующим законодательством.
Право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику (таблица 3).
Правила, регулирующие возможность финансирования ЦБ-ом государственных расходов страны.
Практика функционирования большинства зарубежных ЦБ показывает, что основные факторы – второй, четвертый и пятый.
Принцип независимости Центрального банка проявляется также в передаче функций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство. Кассовая наличность остается в отделениях банков, а казначейству передаются функции ведения учетных операций и безналичных расчетов оперативною управления средствами на счетах Федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами.
Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства является то, что это не просто централизованная система органов, а система, связанная глобальной компьютерной сетью, которая позволит получать полную информацию о состоянии федерального бюджета на региональном и локальном уровнях.
Итак, принцип независимости Банка России проявляется, прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)»). Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли на себя такие обязательства В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента, и он вправе защитить свой статус и полномочия в судебном порядке.
Годовой отчет Центрального банка России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.
Принципы организации Нанка России, изложенные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)», утверждают следующее:
— Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный аппарат, терр1ггориальныс учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, российское объединение инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для его деятельности;
— национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров;
— задачи и функции территориальных учреждений Нанка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров;
— когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждениями, предназначенными дтя банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;
— Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.
Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, носящим, прежде всего качественный характер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы и реформируемой экономике.
В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 23 департамента:
— Сводный экономический департамент;
— Департамент исследований, информации и статистки;
— Департамент бухгалтерского учета и отчетности;
— Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;
— Департамент методологии и организации расчетов;
— Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности;
— Департамент принудительного банковского надзора;
— Департамент по организации банковского санирования;
— Департамент иностранных операций;
— Департамент регулировании денежного обращения;
— Департамент эмиссионно-кассовых операций;
— Департамент информатизации;
— Юридический департамент;
— Департамент внутреннего аудита и певший;
— Административный департамент;
— Департамент подготовки персонала;
— Департамент операций на открытом рынке;
— Департамент контроля за деятельностью кредитных организации на финансовых рынках;
— Департамент валютного регулирования и валютного контроля;
–– Департамент инспектирования кредитных организаций;
— Департамент по работе с территориальными учреждениями;
— Департамент полевых учреждений;
— Департамент общественных связей.
Подразделениями Банка России являются:
— Представительство Банка России в Федеральном собрании Российской Федерации;
— Главное управление безопасности и защиты информации;
— Главное управление недвижимости;
— Управление экспертизы.
Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления. Она совершенствуется.
Принципы организации деятельности Банка России можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние: система действующих законов и норм международного права; степень независимости ЦБ и подотчетности Государственной Думе Федерального Собрания России.
Внутреннее: организационная структура, где выделено 23 департамента; распределение ответственности в руководстве Центрального банка; кадровый состав; статус территориальных подразделений.
Внутренние принципы организации деятельности Центрального банка вытекают из функций Сонета директоров, который во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.
Совет директоров - это высший исполнительный орган Центрального байка России, который отвечает за практическую реализацию ею целей и задач. Он принимает решения по таким вопросам, как:
— создание и ликвидация учреждений и организаций Банка России;
— установление обязательных нормативов для кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке»;
— величина резервных требований, порядок формирования резервов кредитными организациями;
— изменение процентных ставок Банка России;
— определение лимитов операций на открытом рынке;
— участие в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
— применение прямых количественных ограничений;
— выпуск и изъятие банкнот и монет из обращения, общий объем выпуска наличных денег,
— внесение в Государственную Думу предложений об изменении уставного капитала Банка России;
— утверждение порядка работы Совета директоров и назначение главного аудитора Банка России;
— утверждение внутренней структуры Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;
— определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.
Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления направлены на реализацию денежно-кредитной политики и проявляются в том, что Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства и координирует свою политику с Министерством экономики. Министерством Финансов и Правительством в целом. Банк России осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами без взимания комиссионного вознаграждения, с бюджетом субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.
Все эти задачи Банк России решает с помощью, созданного при нем Национального банковского Совета, который состоит из представителей палат Федерального Собрания, 11резидс1па, Правительства, кредитных организаций, а также экспертов.
- Тема 2: История банковской системы в России. Современное состояние банковской системы
- Современное состояние банковской системы рф
- Тема №3: Место и роль цб в экономике страны.
- 3. Функция Центрального банка
- 4. Регулирование эмиссионной деятельности
- Участие государства в капитале центрального банка
- Процедура назначения руководства центрального банка
- Права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику цб
- Тема №5; современное состояние банковской системы россии. Отдельная лекция.
- Тема №6: активные операции кб.
- Тема №7: финансовые услуги кб.
- 1) Лизинговые операции.
- 2) Факторинговые операции.
- 4. Прочие операции и услуги:
- Тема №8: кб и система банковских расчетов.
- Опасности ссудного процента
- Инструменты исламского банковского дела
- Базовая структура исламского банка