logo
bankovskoe_delo

Тема 2: История банковской системы в России. Современное состояние банковской системы

Во всем мире финансово-кредитная система считается одной из самых интеллекту­альных сфер бизнеса, имеющей свою историю и традиции. Современная российская на­циональная система предпринимательства в финансовой сфере имеет свои корни в доре­волюционной России, когда бурно развивалось предпринимательство и проявлялись таланты нации. История становления финансов в России — это история, полная взлетов и крахов, кризисов и надежд.

Значение финансовой сферы в поддержке российского государства и развитии его национального хозяйства трудно переоценить. Так, в XVI—XVII вв. существенную фи­нансовую поддержку монархам оказывали частные лица. Иван Грозный, например, по­лучал поддержку в виде кредитов от купцов Строгановых. При Екатерине II в качестве посредников в получении заграничных займов и кредиторов русскою правительства выступали голландский банкир Иван Фредерике и английский купец Ричард Сутерланд.

В XVII в. в России стали создаваться частные банковские дома. Организованная при императоре Павле I «Контора придворных банкиров и комиссионеров Воута, Ралля и К» установила впоследствии постоянные связи с банкирскими домами Гамбурга, Лондона, Берлина, Вены, Генуи, других финансовых центров и доставляла через них деньга в ме­ста дислокации подразделений русской армии и флота во время ведения боевых дейст­вий в Европе. Институт придворных банкиров в России просуществовал до середины XIX в. и сыграл значительную роль в экономической жизни страны.

Первым официальным государственным кредитным учреждением в России явля­лась созданная при Петре I монетная контора, выдававшая ссуды под залог золота и се­ребра. Начавшийся кризис крепостного хозяйства заставил царское правительство ока­зывал» дворянству экономическую помощь, чтобы предотвратить неизбежное обраще­ние помещиков к ростовщическому капталу.

С этой целью в 1754 г. Указом Екатерины II был создан Государственный заемный банк— первый банк в России, который положил начало ипотечному кредитованию в стране. Постепенно ипотечный кредит занял основное место в системе кредитования, поскольку недвижимое имущество рассматривалось в качестве наиболее надежного обеспечения. Заемный банк фактически состоял из двух самостоятельных банков: для дворянства и для купеческого сословия.

Правительство периодически выделяло этим банкам средства из государственной казны для предоставления ссуд.

Важную роль в развитии банковских операций в России сыграл принятый в 1757 г. закон о мерах вексельного производства. Переводные векселя выдавались исключитель­но именные, а не на предъявителя, что затрудняло их передачу в третьи руки. Все это препятствовало развитию кредитного дела. По проекту фифа Шувалова в Петербурге и Москве были созданы банковские конторы вексельного производства для обращения медных денег (медные банки). Целью их создания являлось улучшение обращения тяже­ловесной монеты в стране и привлечение в казну серебряной монеты.

Медный банк выдавал ссуды купцам, промышленникам, помещикам, производил перевод векселей от лиц, которые сдавали на хранение медную монету. Деятельность медного банка проходила в сложных условиях: взятые капиталы помещики и заводчики часто не возвращали, поэтому в 1763 г. банк был закрыт. В 1760 г. образовался Банк ар­тиллерийского и инженерного корпусов, капитал которого состоял из медных монет, начеканенных из старых медных пушек.

Незначительный первоначальный капитал банков, низкий уровень развития вклад­ных операций, выдача ссуд преимущественно на короткий срок, слабая заинтересован­ность в прибыли — все это обусловило непродолжительный характер существования многих первых банков. Однако опыт работы этих кредитных учреждений был использо­ван при разработке проектов создания первого эмиссионного банка в стране. Хроничес­кий дефицит государственного бюджета, потребность в замене тяжеловесной мелкой монеты обусловили необходимость создания в России в 60-х годах XVIII столетия кре­дитных учреждении для эмитирования (выпуска в обращение) бумажных денежных зна­ков, переход к которым стал возможным благодаря развитию товарно-денежных отно­шений и укреплению соответствующей технической базы.

Государственному заемному банку были переданы капиталы ликвидированного в 1785 г. Дворянского банка и часть средств Ассигнационного банка. Заемный банк полу­чил право выдавать ссуды под имения и городскую недвижимость на срок до 20 лет. По вкладам банк платил до 5% годовых. Чтобы предоставить возможность дворянству вы­купить заложенные имения, правительство в 1797 г. организовало специальное кредит-нос учреждение - Вспомогательный банк для дворянства, который выдавал ссуды, дли выкупа заложенных имений на срок до 25 лет, т. е. по существу увеличивал суммы и удлинял сроки возврата ранее полученных ссуд. Ссуды выдавались не наличными день­гами, а билетами, которые частные лица обязаны были принимать в платежи по нарица­тельной цене. Билеты были срочные при 5%-ном годовом доходе. Это было началом эмиссии закладных листов.

В 1797 г. при Ассигнационном банке сформировались учетные (дисконтные) конто­ры для «усиления и вспомоществования» ремесел и торговли, т. е. оказания помощи преимущественно российским купцам, заводчикам и фабрикантам. Конторы учреждались трех видов: отдельно по учету векселей, по товарным и страховым операциям. Они по существу стали первыми банками коммерческого типа. 11о война с 11аполеоном и свя­занные с ней упадок торговли и обесценивание валюты привели к прекращению опера­ций учетных контор.

После окончании войны правительство провело так называемые финансовые ре­формы 1817 гола, которые уменьшали выпуск ассигнаций и учреждали Государствен­ный коммерческий банк с номинальным капиталом 30 млн. руб. (или 8 млн. серебром). Банк открыл свои конторы в наиболее оживленных торговых центрах России. Накопив значительные кредитные ресурсы в виде вкладов, банк направлял лишь ничтожную их часть на выдачу кредитов под векселя или под залог товаров. Это объяснялось, с одной стороны, низким уровнем развития промышленности и оптово-торгового оборота, сла­бым развитием коммерческого кредита и вексельного обращения, а с другой — стремле­нием царского правительства использовать пассивы Государственного коммерческого банка в интересах казны, а также ДЛЯ подкрепления ресурсов Государственного заемного банка на цели ипотечного кредита. Таким образом, Государственный коммерческий банк фактически превратился в подсобный депозитный банк, мобилизующий средства в ин­тересах государственной казны и помещиков.

В период, предшествовавший отмене крепостного права, Россия переживала тяже­лый экономический и финансовый кризис, который побудил правительство приступить к реорганизации кредитной системы. Законом от 19 июля 1859 г. правительство предре­шило ликвидацию действующих кредитных учреждений. Законом от 1 октября 1859 г. были прекращены выдачи ссуд под имения и «ревизские души», т. е. под крепостных крестьян. С 1 января 1860 г. Заемному банку и приказам общественного призрения за­прещалось принимать вклады, а Коммерческий банк был ограничен правом принимать вклады лишь до 1 июля 1860 г. с оплатой 2% годовых. 31 мая 1860 г. Заемный банк был закрыт.

2 июля 1860 г. произошло важнейшее событие в банковском деле России— начал функционировать Государственный банк. На баланс этого крупного государственного учреждения были переданы активы и пассивы Коммерческого банка, а в дальнейшем и Заемного банка. Таким образом, вместо прежних казенных банков был создан единый Государственный банк с отделениями по всей стране. Этот крупнейший кредитный центр унаследовал функции ликвидированных банков и принял на себя новые коммерческие функции: его важнейшей задачей становилось содействие развитию производства и торговли.

Наряду с Государственным банком развивались и частные банки. У Государственного банка складывались тесные взаимоотношения как с казначействами, так и кредитными структурами, с хозяйствующими предприятиями и коммерческими банками. До 1885 г. казначейство и бюджет пользовались кредитными ресурсами Госбанка довольно широко. Казначейство накапливало значительные средства и хранило их на счетах в Госбанке. Госбанк постепенно становился также органом, хранящим крупные свободные ресурсы коммерческих банков.

С последнего десятилетия XIX в. начался активный процесс концентрации банковского дела. Рассмотрим, как шел процесс развития негосударственных коммерческих банков.

До 1864 г. Государственный банк занимал монопольное положение в банковском деле России. Однако постепенно эта монополия стала ослабевать, несмотря на желание властей ее сохранить, и начался процесс создании крупных акционерных коммерческих банков.

В 1864 г. образовался Санкт-Петербургский частный акционерный коммерческий банк. Через год был учрежден Московский купеческий банк, а 1868 г. ознаменовался учреждением нескольких акционерных коммерческих банков. За шесть лет было осно­вано 37 банков. Кроме Петербурга и Москвы, они функционировали в 27 городах. Акци­онерными коммерческими банками было создано 49 отделений. Постепенно Государственный банк превращался в банк банков, т. е. становился резервным центром банковской системы.

В первом десятилетии XX в. акционерные коммерческие банки заняли лидирующие позиции в банковской системе России.

В 1909 г. Московский международный банк, Южно-Русский промышленный банк и Орловский коммерческий банк слились в один — Соединенный банк. Русско-Китайский банк объединился с Северным банком, в результате чего образовался Русско-Азиатский банк. Азовско-Донской банк поглотил Минский и Киевский коммерческие банки, а Одесский учетный банк— Николаевский, Кременчугский и Кишиневский коммерческие банки.

Разумеется, центром коммерческого кредита в России был Петербург. Здесь в 1914 г. функционировало 16 акционерных банков, имевших 574 филиала. В Москве дей­ствовали 8 акционерных банков. Как отмечалось, в России действовали банки ипотечно­го кредита. Систему ипотечного кредита в России к 1914 г. составляли: два Государст­венных банка (Дворянский и Крестьянский); 10 акционерных земельных банков. Осо­бенностью банковской системы России было то, что банковская система сконцентриро­валась в руках небольшого количества кредитных банков с одновременным развитием кредитных небанковских учреждении.

Коммерческие банки занимались операциями по размещению кредитов предприя­тиям оборонных отраслей и операциями с ценными бумагами, обеспечивающими сред­ствами казну.

В Российской империи государство являлось монополистом в банковском деле чуть больше ста лет, от возникновения первых банков в середине 50-х годов XVIII столетия до начата 60-х годов XIX в. Основание подобной монополии покоилось па том, что все банки в стране являлись объектом государственной собственности. Это позволило им привлекать свободные денежные накопления в народном хозяйстве России в условиях отсутствия серьезных соперников в данной области. Привлеченные средства, которые имели главным образом краткосрочный характер, государственные кредитные учрежде­ния использовали для выдачи долгосрочных ссуд казначейству, испытывавшему посто­янный дефицит, дворянам-помещикам. Тем самым для банков было присуще несоблю­дение сбалансированности по срокам и суммам кредитных ресурсов и вложений. По­добная ситуация приводила к эпизодическим локальным потрясениям—банкротствам отдельных государственных кредитных учреждений, в связи с чем правительство вы­нуждено было время от времени подвергать их реорганизации путем слияния с другими казенными банками, и учреждения нового банка на базе ликвидированного.

Период, прошедший с момента возникновения коммерческих банков до начала первой мировой войны, — был важным в истории их развития.

Организация и формирование системы коммерческих банков в России поначалу протекали очень сложно, в обстановке всеобщего недоверия.

Однако к 1868 г. в стране было уже 6 акционерных коммерческих банков, к 1873 г......33 банка, и к 1875 г. кредитная система достигла высшей точки первого, экстенсивного этапа своего развития.

Особенности развития этой системы были обусловлены сравнительно небольшим временным отрезком работы входящих в нее банков. Банкротство одного из них оказало негативное воздействие на процесс формирования коммерческих банков. Появилось настороженное отношение к учреждению новых коммерческих банков; существующие банки стали сворачивать свои операции и уменьшать по собственной инициативе акционерные капиталы, некоторые из них закрывались.

К характерным причинам ликвидации и крахов банков того времени следует отнести их ориентацию на одного-двух клиентов. Это не могло не подорвать устойчивость всей деятельности банков при крупных убытках по операциям с единственным клиентом.

Вместе с тем Госбанк оказывал самую широкую поддержку коммерческим банкам. Так, в тяжелый для них год, на 1 января 1876 г. кредиты банкам превысили 30% всех учетно-ссудных операций Госбанка, а в 1880-х годах они колебались от 10 до 20%.

В кризисных ситуациях Госбанк постоянно и в широких размерах оказывал помощь коммерческим банкам. Всех» без исключения крупным банкам для поддержания существования приходилось использовать резервные капиталы, которые у банков России тех лет были значительными (до 30% уставного капитала). В годы же промышленных подъемов роль Госбанка и его влияние на коммерческие байки обычно были незначительны­ми. Кредиты коммерческим банкам колебались в такие периоды от 8 до 15% всех учетно-ссудных операций Госбанка, в том числе по переучету и перезалогу векселей от 13 до 19% его вексельных операций.

Менялся и удельный вес коммерческих банков в банковской системе. К началу промышленного подъема 1890-х п*. акционерные коммерческие банки в кредитной системе вышли на первое место.

Коммерческие банки постоянно стремились к концентрации своих капиталов. Наряду с этим надо отметить расширение сети мелких провинциальных банков, филиалов крупных монопольных коммерческих банков, универсальных по типу проводимых операций.

Хозяйственный подъем 1893 1898 гг. способствовал росту и укреплению позиций коммерческих банков. Значительно возросли пассивы кредитной системы — на 981 млн. руб., или на 71%, основные активы увеличились на 80%, или 884 млн. руб. Банки расширяли зону своего влияния и осуществляли эффективные активные операции в провинции. На этот период приходится наибольшее количество вновь открываемых филиалов коммерческих банков. В годы подъема коммерческие банки всегда значительно увеличивали свои акционерные капиталы. За период, о котором идет речь, из 190 млн. руб. увеличения активов банковской системы 150 млн. руб. приходится на долю коммерческих банков, из 300 млн. руб. общего прироста вкладов и остатков текущих счетов — 272 млн. руб. Число филиалов коммерческих банков увеличилось до 274.

Коммерческие банки начали уделять первостепенное внимание кредитованию возраставшего товарооборота и финансированию промышленного производства, впервые становятся учредителями промышленных предприятий. Началось сращивание банковского капитала с промышленным. Этому способствовал экономический кризис начала XX в. Образование финансово-промышленных монополий позволяло освободиться от бремени посреднических торговых расходов и овладеть рынком без услуг торгового капитала. Этот процесс происходил различными путями: через скупку банками акций промышленных и транспортных предприятий, при помощи кредитных операций, посредством установления «личной унии», которая состояла во вхождении руководителей банков в правления промышленных акционерных обществ, и наоборот— промышленников в советы и правления банков.

Для конца XIX в. характерна активная конкуренция немецких и французских коммерческих банков на российском финансовом рынке. 11озднее, в начале XX в., в покупке акций российских коммерческих банков стал участвовать английский капитал. Представители иностранных банков входили в советы и правления российских коммерческих банков. В ряде российских коммерческих банков доля иностранного капитала превышала 50%.

И вот в 1900 1908 гг. после предшествовавшего подъема экономики наметился новый кризис, который не мог не отразиться на банковской системе. Коммерческие банки начали, чаще всего безуспешно, высвобождать средства, замороженные в промышленности. Убытки отмечаются практически у всех банков. Коммерческие банки в условиях кризиса и депрессии коренным образом изменили направление вложения капталов. Характерна тогдашняя переориентация вложения капиталов в ценные бумаги и государственные займы. Доля накоплений, привлекаемых в акционерные капиталы, упала с 29 до 12%. Сумма всех акционерных капиталов за этот период возросла лишь на 641 млн. руб. против 1063 млн. руб. в годы промышленного подъема, т. с. всего на 33 % против 118%.

Кризис еще раз показал, что для банков очень опасно замыкаться в спекулятивных операциях и операциях с ограниченным кругом крупных заемщиков.

Изменение состояния экономики, постепенная нормализация работы банков привели к расширению сети коммерческих банков в провинции и в результате этого к разви­тию массовых регулярных и иррегулярных операций. Примечательно, что банки все более осторожно стали относиться к кредитованию новых, незнакомых им предприятий, стремясь, даже ценой значительных убытков, удержать тс 1птедприятия, которые хорошо знали, которым доверяли.

Прекращение кредитования в больших размерах промышленности, попытки изъять средства, вложенные в предприятия в годы промышленного подъема, — все это заставляло коммерческие банки гораздо детальнее и внимательнее вникать в ведение дел на этих предприятиях, добиваться улучшения их финансового состояния. И сложилось так, что в одних случаях банкам удавалось вернуть свои средства, в других—слиться с этими предприятиями и осуществлять непосредственное руководство ими.

Дальнейшее расширение денежного рынка выразилось в росте кредитных ресурсов системы, в первую очередь вкладов, и текущих счетов, увеличивавшихся в темпах, поч­ти не имевших тогда прецедента ни в одно» в капиталистической стране. Это привело к значительному росту банковских операций, к дальнейшей концентрации банков. Хотя концентрация банков была достаточно высокой, доля коммерческих банков, являвшихся филиалами крупных банков в провинции, значительно повысилась по всем учетно-ссудным операциям, а в особенности по учетным.

Таково было состояние коммерческих банков перед первой мировой войной.

В России в дореволюционный период существовала двухуровневая банковская система, Государственным банком и акционерными коммерческими банками, которые можно подразделить на три категории по территориальному принципу:

На 1 января 1913 года насчитывалось 45 коммерческих банков. Помимо них в стране действовали отделение банка Лионский кредит и четыре банка, действующих на особых основаниях: Либавский биржевой, Рижский биржевой, Городской учетный и Юрьевский.

Накануне Октябрьской революции в России сложилась следующая кредитная система:

После революции произошла национализация (декабрь 1917 г.) коммерческих банков и их объединение с Госбанком Российской Империи в единый Народный банк РСФСР. В 1920 году Народный банк был расформирован, его отделения – реорганизованы в подотделы губернских финансовых управлений. Отдельные операции (международные кредиты, кредитование промышленной кооперации и д.р.) были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению Наркомфина. С целью восстановления кредитной системы в 1921 г. были созданы Государственный банк РСФСР, другие банки, специализированные по отраслевому принципу: Банк потребительской кооперации, Торгово-промышленный банк, Центральный сельхозбанк, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства, Территориальные банки (Дальневосточный банк, Среднеазиатский коммерчесикй банк). Помимо этого, на территории страны функционировали 2 смешанных государственно-капиталистических банка:

Российский коммерческий банк ( 1922г ), созданный в форме акционерного общества с участием шведского капитала для кредитования внешней торговли (в 1924 г. акции, принадлежащие иностранным держателям были выкуплены советскими организациями). Юго-восточный коммерческий банк (1922) – половина его акций принадлежала Госбанку РСФСР, остальная часть - частным держателям.

Наметившаяся централизация управления промышленностью повлияиа на деятельность банков, поскольку это означало ликвидацию специфических кредитных функций банков и превращение банковского кредитования в разновидность государственного финансирования.

В результате кредитной реформы 1930г. Госбанку были переданы краткосрочные операции кооперативных банков, преобразованных в банки долгосрочных вложений. Госбанк превратился в институт краткосрочного кредитования, расчетный и кассовый центр. С мая 1932г. финансирование и кредитование капитальных затрат стали осуществляться четырьмя всесоюзными банками долгосрочных вложений: Всекобанком, Промбанком, Сельхозбанком, Цекомбанком. Образованная в 30-е годы кредитная система, претерпев некоторые изменения, просуществовала до 1998 года.

В 50-е годы в соответствии с политикой централизации кредитной системы Сельхозбанк, Цекомбанк и местные коммунальные банки были ликвидированы, а их функции распределены между Госбанком и Промстройбанком (впоследствии он был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений ( Стройбанк СССР).

В связи с перестройкой экономических отношений во второй половине 80-х гг., была проведена реорганизация банковской системы страны, заключавшаяся в изменении функций Госбанка и создании с 1 января 1988 г. специализированных банков для обслуживания отдельных отраслей народнохозяйственного комплекса: Банк внешнеэкономической деятельности СССР, Промышленно-строительный банк, Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития, Банка трудовых сбережений и кредитования населения (в дальнейшем – Сбербанк СССР). После реорганизации Госбанк СССР остался главным банком и единым эмиссионным центром страны, в компетенцию которого входили:

С 1989 года были образованы первые коммерческие банки. Окончательное формирование существующей банковской системы произошло после принятия законов Российской Федерации “О Центральном Банке РСФСР (Банке России" и "О банках и банковской деятельности". В настоящее время Банк России руководствуется в своей деятельности Федеральными законами “О Центральном Банке Российской Федерации” (май 1995г.), "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации" (февраль 1996 г.).

На протяжении текущего десятилетия отмечался быстрый рост коммерческих банков ( 2600 в мае 1996г.). Для обеспечения надежности российских банков Банк России предпринимал меры по капитализации банков.

За вторую половину 90-х годов многие мелкие и средние банки стали испытывать серьезные финансовые трудности и за 2 года 1994-1996 гг. у 360 банков были отозваны лицензии.

Рост числа банков в 1995-1996 гт. постепенно замедлился вследствие роста фили­альной сети и появления л России новых форм банковской интеграции, в частности, банковских холдингов. В 1997 г. тенденция замедления процесса образования новых кредитных организаций сохранялась. По состоянию на I января 1998 г. в РФ действовало 1697 кре­дитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций.

Картина современной банковской системы России будет неполной, если не упомя­нуть ее институциональную структуру.

Для построения типологической схемы банков можно использовать следующие по­казатели: история возникновения банков, превалирующие функции и операции, тип поведения, размер активов. Условно можно выделить семь типов банков.

Первую группу составляли по сути государственные или полугосударственные бан­ки, с которыми Банк России имеет особые отношения, К таковым, в частности, относят­ся Сбербанк РФ, Внешторбанк, Внешэкономбанк и некоторые другие. «Государствен­ность» этих банков проявляется в том, что, например, Сбербанк РФ является самым крупным оператором на рынке государственных обязательств и может практически оп­ределять динамику их котировок.

Во вторую группу входили около 20 «элитных» банков, на которые в совокупности при­ходилось примерно 1/3 активов банковской системы и более четверти средств на клиентских счетах и депозитах. Их отличительной чертой являлась самая тесная связь с властными струк­турами, что обеспечивало таким банкам выход на бюджетные потоки и вложения в надеж­ные, высокодоходные проекты и отрасти: обслуживание ТЭК, торговля энергоресурсами, сырьем и полуфабрикатами (ОНЕКСИМбанк, Империал); строительство и торговля недви­жимостью (Мост-банк, МЕНАТЕП); импорт продовольствия, товаров народного потребления (Альфа-банк, Межкомбанк). Типичная схема работы этих банков выглядела следующим об­разом: использование в качестве ресурсов бюджетных средств; размещение их в ГКО/ОФЗ, другие финансовые инструменты и, главное, в подконтрольные предприятия.

К третьей группе относятся «элитные» региональные банки, которые формирова­лись и функционируют под патронажем местных властных структур и работают на их интересы. Результирующий вектор этих интересов направлен на усиление экономичес­кой суверенизации территорий.

Четвертая группа включает так называемые «корпоративные» и «операциональные» банки. «Корпоративные» банки формировались, как правило, на отраслевой, министерской основе и обслуживали соответствующие производства: Авиабанк, Автобанк, Промрадтехбанк и т. д.

В пятую группу входят «сетевые» банки, созданные на базе бывших Промстройбан­ка СССР и Агропромбанка СССР. Они занимают промежуточное положение между «корпоративными» и «полугосударственными» банками.

Шестая группа включает в себя классические коммерческие банки, «не состоявшие в родстве» с бывшими государственными банками, а также не замеченные «в порочащих связях» с властями. Однако именно эти обстоятельства делают весьма неустойчивым их положение, которое через межбанковские связи передается всей системе в целом.

Седьмая группа — это российские загранбанки, которые следует считать одновре­менно элементами банковских систем России и принимающих стран. К их числу отно­сятся: Евробанк (ВСEN-Еuгоbаnk), Московский народный банк (Моsсоw Nагоdny bаnk), Ост-Вест Хендельсбанк ( Ost-West Handelsbank), Коммерцбанк, Донау банк, Ист-Вест Юнайтед банк.

В августе 1997 года кризис национальной экономики перешел в открытую фазу, одной из форм проявления которой стал масштабный финансового и фондового рынков, девальвация рубля и кризис всей банковской системы. Последствия этого кризиса полностью не преодолены по настоящее время, хотя по большинству показателей банковская система по состоянию на 01.01.02 г. восстановила свой докризисный уровень. Подробнее о современном состоянии банковской системы – в соответствующей лекции.

В России наблюдается весьма ограниченное присутствие иностранного банковского капитала. В настоящее время в России функционируют около 20 банков, доля иностранного капитала в уставном капитале которых составляет свыше 50%, и около 150 банков с долей иностранного капитала менее 50%. В значительной степени это является результатом протекционистской политики государства, направленной на защиту национальной банковской системы.

Ключевым институциональным элементом кредитной системы государства является центральный банк. Основные понятия, предпосылки и принципы работы центральных банков вообще и Банка России в частности, а также цели, задачи и механизм функционирования центральных банков мы рассмотрим на следующей лекции.