logo
bankovskoe_delo

Тема №8: кб и система банковских расчетов.

Денежный оборот - это совокупность платежей, которые производятся путем безналичных перечислений и наличными деньгами.

Основные принципы организации денежного оборота:

Система банковских расчетов основана на системе банковских счетов клиентов и расчетно-денежной документации. В соответствии с правовым статусом клиента банк открывает следующие счета:

Расчетный счет - это основной счет предприятия, используемый во всех видах операций.

Текущий счет - открывается клиентам, не имеющим право иметь расчетный счет (филиалы, представительства, территориально удаленные подразделения). По нему могут проводиться практически все операции.

Бюджетные счета - открываются в банках для учета операций по кассовому исполнению бюджетов различных уровней. Подразделяются на:

Ссудные счета - открываются клиенту банка, которому предоставлен кредит. Подразделяются на:

Депозитные счета - открываются клиенту для хранения его средств в течение определенного времени.

Коммерческие банки открывают корреспондентские счета в РКЦ ЦБ РФ. Кроме того банки открывают корсчета в других банковских учреждениях для достижения следующих целей:

Корсчета бывают:

Лоро - открывается другим банком в нашем банке (для нас это пассив).

Ностро - открывается нами в другом банке (для нас это актив).

Безналичные расчеты реализуются через следующие расчетные документы:

  1. платежное поручение;

  2. платежное требование-поручение;

  3. чеки;

  4. аккредитив.

Безналичные операции подразделяются:

  1. перечислением денежных средств со счетов плательщика на счета покупателя;

  2. зачетом взаимных требований плательщика и покупателя с перечислением сальдо или бульдо.

  3. гарантированный платеж получателю, осуществляется банком самостоятельно либо из средств специально созданного депозита.

Виды платежа:

Основные принципы безналичного расчета:

  1. Банк распоряжается средствами клиента с его счета только по приказу клиента.

  2. Формы расчета клиент выбирает самостоятельно.

  3. Взаимоотношения банка и клиента определяются договором (банк отвечает за своевременность).

  4. Очередность платежей по счетам клиента определяется им самостоятельно с учетом действующего законодательства.

Платежное поручение – требование владельца счета к банку произвести безналичный платеж в определенной сумме с определенным основанием по указанным реквизитам; используется при любых расчетных операциях клиента.

Платежное требование-поручение - требование поставщика к покупателю произвести платеж по договору на основании предоставленных расчетных и отгрузочных документов(требуется дополнительный акцепт).

Расчеты чеками – владелец счета дает письменное распоряжение плательщику(банку, выписавшему чеки) произвести платеж чекодержателю.

Аккредитив - именная ценная бумага, удостоверяющая право лица, на имя которого она выписана, получить в банке указанную в ней сумму.

Все расчеты между предприятиями делятся на 4 группы:

  1. Между предприятиями, имеющими счета в одном банке.

  2. Расчеты между прпедприятиями, имеющими счета в банках, обслуживающихся в одном РКЦ.

  3. Расчеты между предприятиями, имеющими счета в разных городах.

  4. Международные расчеты.

Расчеты отличаются между собой по срокам, документообороту.

Клиринг - система организации безналичных платежей между банками посредством зачета взаимных требований и перечисления остатка (может использоваться внутридневной овердрафт).

Типовой перечень документов, требуемых КБ-ом, необходимых для открытия р/сч:

Тема №9: КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ КБ.

Кассовые активы – совокупность денежных и приравненных к ним средств в активе банка.

Для приёма, выдачи и хранения денег и других ценностей в учреждениях банков создаются операционные кассы:

Кассовые узлы имеют характ-ки, определённые ЦБ. Контроль за выполнением требований осуществляет местный отдел ЦБ.

Кассы создаются с целью:

Приём денежных средств осуществляется следующим образом:

В случае инкассации деньги упаковываются в сумку вместе с препроводительной ведомостью и сумка пломбируется. Инкассатор получает накладную и расписывается в ведомости, которая остаётся у сдатчика.

В случае, если деньги поступают по окончании операционного дня, они приходуются в вечернюю кассу, которая работает только в режиме прихода. Все остальные кассы работают в течение операционного дня.

В конце операционного дня старший кассир сверяет все приходные и расходные операции, проводит их учёт и выводит сальдовые остатки на следующий день.

При расходных операциях кассир обязан:

Кассир несёт полную материальную ответственность.

Для КБ и организаций устанавливается лимит остатка кассы. Для КБ устанавливается минимальный размер остатка кассы (он идёт вычетом из суммы обязательных резервов).

Для установления лимита учитываются следующие требования:

Кассовый оборот – оборот наличных денег, поступающих в кассы банка и их расходование.

Прогноз кассового оборота состоит из 3 частей:

Для предприятий банк устанавливает лимит остатка кассы. Для предприятий, не имеющих задолженностей по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, разрешается по согласованию с банком расходовать деньги из выручки.

При проверке соблюдения кассовой дисциплины контролируется:

Тема №10: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КБ.

Под инвестициями с точки зрения активных операций КБ-ов понимаются долгосрочные вложения денежных средств в ценные бумаги предприятий и госучреждений.

Отличия кредитов от инвестиций как активных операций КБ:

  1. Кредиты предполагают использование заёмщиком денежных средств в течение относительно небольшого времени с возвратом в установленный срок с установленным процентом. Срок инвестиционного вложения и доходность не фиксированы.

  2. При кредитовании инициатором сделки выступает заёмщик, при инвестиционном вложении – это банк.

  3. При кредитовании возникают прямые взаимоотношения «банк-заёмщик». При осуществлении инвестиционной сделки взаимоотношения банка и должника, как правило, опосредованы через рынок ценных бумаг.

Основные факторы, определяющие инвестиционную деятельность КБ: доходность и ликвидность.

Доходность инвестиционной деятельности КБ зависит от следующих факторов:

Доходность отдельных видов и классов ценных бумаг зависит от следующих факторов:

Инвестиционные средства в ликвидной форме ценных бумаг – это активы банка, которые должны обеспечить его ликвидность.

Противоречие между ликвидностью и доходностью определяет инвестиционный риск. С одной стороне, банк заинтересован в более высоком доходе на инвестиционные средства, что предполагает увеличение срока вложения и уменьшение его ликвидности. С другой стороны, банк заинтересован в поддержании своей ликвидности, что предполагает менее длительный срок вложения и меньшую доходность.

Золотое правило инвестиций: доход от вложения в ценные бумаги прямо пропорционален риску, на который готов идти инвестор ради получения желаемого дохода.

При осуществлении инвестиционной деятельности выделяются следующие риски:

Кредитный риск – связан с уменьшением финансовых возможностей эмитента ценных бумаг.

Рыночный риск – обусловлен возможностью непредвиденных изменений на рынке ценных бумаг и в целом в экономике. Ценность отдельных видов ценных бумаг в качестве объектов инвестиционных вложений может быть частично утрачена, что приводит к возможности больших потерь при их продаже.

Риск – вероятность неблагоприятного события. Основной способ регулирования риска инвестиционных вложений - диверсификация вложений.

Как правило, банк письменно оговаривает инвестиционную политику - это деятельность КБ в лице их руководителей, соизмеримая со степенью риска, основанная на нормативных актах и направленная на проведение активных операций с ценными бумагами с целью обеспечения доходности и ликвидности банковских средств в целом.

Инвестиционная политика определяет инвестиционную стратегию банка, которая разделяется на 2 типа:

2 метода пассивной стратегии:

Агрессивной политики придерживаются крупные банки, имеющие большой процент ценных бумаг данной категории и стремятся к максимизации дохода. Использование агрессивной стратегии требует наличия значительных финансовых средств, квалифицированной аналитической службы и доступа к оперативной финансовой информации.

К числу методов агрессивной стратегии относятся:

Манипуляции кривой доходности направлены на то, чтобы использовать в интересах банках будущее изменение рыночной ставки процента.

Операции «своп» заключаются в обмене одних ценных бумаг на другие в ожидании изменения их курсовой стоимости. Операции «своп» основаны на появлении на рынке недооценённых или переоценённых ценных бумаг.

Тема №11: БАНКОВСКИЕ РИСКИ.

В практике банковской деятельности выделяются следующие виды рисков:

Кредитный риск – риск неплатежа по банковской ссуде. Он делится на:

Рисковый случай – когда риск реализуется. Рисковое событие – создаются предпосылки для реализации риска.

50% банкротств банков СЩА приходится на реализацию рисков злоупотреблений. Как правило, это выдача директорами «дружеских» кредитов друзьям, родственникам, деловым партнёрам без необходимого обеспечения. Риск по иностранным кредитам был реализован в России с точки зрения иностранных банков в 1998 году.

Типы рисков несбалансированной ликвидности:

  1. Активы банка находятся в чрезмерно ликвидной форме, что обуславливает их низкую доходность (взяли кредит и положили в сейф).

  2. Активы банка находятся в менее ликвидной форме, чем обязательства банка. Вследствие чего невозможна быстрая конверсия финансовых ресурсов в наличную форму для расчётов по обязательствам (взяли кредит, разместили в долгосрочный кредит на 1 год, возврат кредита – через полгода).

С точки зрения риска несбалансированной ликвидности выделяются:

Внутренняя ликвидность – обеспечиваемая теми активами, в которые банк разместил свои средства.

Внешняя ликвидность – обеспечиваемая политикой банка по вторичной трансформации одних активов в другие.

Риску изменения процентных ставок особенно подвержены долгосрочные активы банка и активы с фиксированной ставкой дохода. Особенно рискованна для банков ситуация резкого уменьшения процентных ставок в течение длительного времени: активы становятся менее доходными быстрее, чем удаётся увеличить процентные ставки по депозитам юридических и физических лиц в силу инерционности ожиданий клиентов.

Валютный риск – риск неблагоприятного изменения курса валют, в которых номинированы те или иные активы банка.

Страховой риск подразделяется на:

Форвардная сделка – обязательна к исполнению.

Фьючерсная сделка – необязательна к исполнению.

Управление риском - это целенаправленные действия по ограничению или уменьшению риска в системе экономических отношений.

Учет риска включает в себя три основные позиции:

Система управления в ситуациях риска содержит следующие основные элементы:

  1. Выявление и сопоставление в альтернативных вариантах риска, допущение риска в пределах социально приемлимого уровня.

  2. Разработка конкретных рекомендаций, ориентированных на устранение или минимизацию возможных негативных последствий риска.

  3. Создание ситуационных планов.

  4. Подготовка и принятие нормативных актов, способствующих реализации избранной альтернативы.

  5. Учет психологического восприятия рискованных решений и программ.

Следует учитывать неоднородную оценку людьми фактического риска, на что влияет расхождение между объективно существующей величиной риска (статистика) и ее субъективным восприятием (степень доступности информации по данному вопросу и методы подачи информации, а также отсрочка возможных отрицательных последствий).

Процесс управления риском разбивается на 7 этапов:

  1. Определение цели. (Например, эта цель может включать поддержание стабильной и прибыльной работы банка, достижение определенного места на некоторых сегментах банковских услуг и др.).

  2. Выяснение риска. (Выражается в осознании риска хозяйствующим субъектом или индивидом).

  3. Оценка риска. (Определение его серьезности с позиций вероятности и величины возможного ущерба).

  4. Выбор методов управления риском:

  1. Применение выбранного метода.

  2. Оценка результатов. (Вопросы обратной связи, точной информации, качественной оценки и отлаженности управления риском как процесса).

  3. Внесение необходимых управленческих корректив. (Возобновление процесса с первого этапа).

Тема №12: БАЛАНС КБ.

Баланс КБ – это бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных и привлечённых средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции.

Отличия от обычного баланса:

  1. Он составляется на каждый день.

  2. План счетов КБ в большей степени унифицирован, чем план счетов предприятий и организаций.

  3. Баланс КБ более детализирован.

Основные принципы составления баланса:

Счета подразделяются:

Баланс КБ характеризуется низким удельным весом материальных статей и высоким удельным весом привлечённых средств.

При группировке статей баланса с учётом степени ликвидности выделяются активы:

Группировка статей баланса с точки зрения экономической сущности:

Для анализа деятельности КБ используются следующие бухгалтерские документы:

В отчёте о прибылях и убытках в доходной части выделяются:

В отчёте о прибылях и убытках в расходной части выделяются:

После группировки доходов и расходов показывается финансовый результат деятельности банка.

Отчёт об изменениях собственных средств банка включает в себя:

Внебалансовый отчёт отражает операции по внебалансовым счетам. Пояснительные записки комментируют неясные аспекты БУ.

Принципы составления баланса КБ и отражения в нём текущей деятельности банка:

Балансовые счета бывают:

Все счета делятся на разделы:

1) Балансовые счета (по разделам):

2) Счета доверительного управления.

3) Внебалансовые счета (по разделам):

Критерии, виды и методы анализа банковского баланса:

Объект анализа – вся деятельность банка.

Субъект анализа - либо сам КБ, либо сторонние экономические субъекты (внешний анализ).

Исходя из периодичности проведения анализа, выделяется:

Исходя из целей и характера анализа, выделяется:

Функциональный анализ – исследование специализаций и эффективности работы банка с выделением функциональных областей и направлений работ.

Структурный анализ – производится по видам банковских операций и включает в себя определение состава и удельного веса активных и пассивных операций, а также доходов и расходов.

Для выделения взаимосвязей между разными группами и разделами баланса используется метод расчёта аналитических коэффициентов:

Коэффициенты определения ликвидности:

  1. (кассовые активы и гос. ценные бумаги) / (депозиты)

  2. (выданные кредиты) / (депозиты)

Выделяется группа коэффициентов, соотносящих собственные средства с различными статьями активов и пассивов. Выделяются коэффициенты, определяющие удельный вес тех или иных статей актива или пассива баланса к валюте баланса. Выделяются коэффициенты, отражающие соотношения различных статей актива и пассива между собой. При различных целях анализа применяется различный набор расчитываемых коэффициентов.

Операционно-стоимостной анализ в банке заключается в определении рентабельности отдельных банковских операций по видам деятельности и центрам ответственности.

Специфика операционно-стоимостного и функционально-стоимостного анализа в банке – отдельный комментарий.

Все виды расходов учитываются в разрезе центров ответственности и относятся на разные виды активных банковских операций:

  1. прямые расходы (з/п. учётно-операционных работников, амортизация используемой офисной техники и недвижимого имущества, канцелярские расходы)

  2. косвенные расходы (общехозяйственные расходы, разносимые пропорционально з/п центров ответственности, либо пропорционально затрачиваемому рабочему времени)

Операционно-стоимостной анализ позволяет определить стандартную стоимость различных банковских операций. Выработанные таким образом стоимостные нормы позволяют производить анализ различных вариантов банковской политики.

Тема №13: ЛИКВИДНОСТЬ КБ.

Ликвидность – возможность превращения активных статей баланса в деньги для оплаты обязательств по пассивам.

Исторически споры о том, каким образом банк должен поддерживать ликвидность тесным образом пересекались со спорами о роли и функциях банков в рыночной экономике. На протяжении XX века сформировались следующие два основных направления теории ликвидности:

  1. актив банка должен определяться характером пассивных операций;

  2. ликвидность банка определяется не столько возможностью истребования долгов, сколько возможностью перемещения активных статей баланса в пользу других банков.

Факторы и изменения, которые влияют на ликвидность:

Степень ликвидности КБ является функцией больших чисел и зависит от большого количества факторов. На динамику изменения ликвидности КБ воздействуют 3 основных фактора:

  1. приобретение или утрата средств в связи с увеличением или уменьшением вкладов;

  2. приобретение или утрата средств в связи с ростом или сокращением кредитов и инвестиций;

  3. увеличение или уменьшение величины обязательных резервов вследствие роста или сокращения вкладов.

Теория управления банковской ликвидностью:

Существует 2 подхода к банковской ликвидности:

  1. структура активов банка должна точно соответствовать структуре его пассивов;

  2. второй подход основывается на реальном несоответствии структуры активов и пассивов баланса и подразделяется на:

Теория управления активами основывается на 3-х основных утверждениях:

Следовательно, на банковскую ликвидность можно влиять, изменяя структуру средств погашения кредитов или инвестиций.

По степени снижения уровня ликвидности активов:

С одной стороны, задача банка – минимизировать активы, не приносящие доход; с другой – обеспечить достаточный уровень ликвидности. С этой точки зрения наиболее опасны резкие скачки конъюнктуры и резкий отзыв депозитов, особенно постоянных депозитов.

Минимальный размер кассовой наличности и резервов на счетах в РКЦ ЦБ РФ регулируется нормативными документами.

Теория управления пассивами: основывается на суждениях:

Управляя активами и пассивами, КБ вынуждены балансировать между прибыльностью, ликвидностью и платёжеспособностью – показателями, которые соответствуют их целям и содержанию их деятельности.

Основные депозиты – депозиты, осуществляемые основной (базовой) клиентурой банка, а также постоянная часть сберегательных вкладов населения.

Основные критерии оценки ликвидности банка:

нормальные показатели: [1/15  1/25]

[0.7  1.5]

[0.2  0.5]

[0.2  0.5]

[ 1]

[ 1]

Тема №14: Бюджетный процесс в коммерческом банке.

Бюджетный процесс КБ – это совокупность норм, процедур и правил, регламентирующих планирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль исполнения, подведение итогов и их утверждение и анализ финансовых планов в КБ.

Выделяются три основных формы финансовых планов:

Все формы финансовых планов осуществляются в единой системе показателей, в основу которой ложатся счета баланса КБ.

Финансовые планы составляются дифференцировано по подразделениям, являющимися центрами финансовой ответственности, а также раскрываются по отдельным направлениям деятельности.

Периодичность составления бюджета КБ – 5 лет, 1 год, квартал, месяц.

Этапы бюджетного процесса КБ

I. Процедура составления бюджета

На основании анализа финансового положения банка, стратегии его развития и существующих приоритетов составляются предварительные оценочные показатели бюджета (остатки по счетам, расходы по депозитам и т.д.). Предварительную разработку оценочных показателей осуществляет планово-экономическая служба, после чего они сообщаются подразделениям. Подразделения, в соответствии со структурой финансовых планов и значениями оценочных показателей формируют и обосновывают свои плановые цифры. В каждом подразделении назначается ответственное лицо за участие в бюджетном процессе. В целом в банке создается бюджетный комитет, состав которого входят члены правление и сотрудники планово-экономической службы. Планово-экономическая служба по согласованию с бюджетным комитетом формирует предварительный проект бюджетных планов, согласовывая и уточняя отдельные цифры с подразделениями и руководством банка. После этого бюджетные планы рассматриваются и утверждаются бюджетным комитетом.

Составление, рассмотрение и утверждение бюджета должны происходить до начала бюджетного периода. Краткосрочные бюджеты должны согласовываться с более долгосрочными бюджетами.

II. Исполнение бюджета

При этом принципиальным моментом является наличие управленческой процедуры, управленческих решений, принимаемых согласованно с бюджетным планом и мониторинга текущих результатов исполнения бюджетных планов.

При наличии отклонения от плановых цифр необходимо:

Варианты решений:

III. Подведение итогов

Составляются план-фактные отчеты и проводится их анализ. Утверждение отчетов осуществляется бюджетным комитетом. На основе утвержденного отчета принимаются решения о последующих бюджетных планах, о внутренней и внешней политике банка. Анализ отчетов позволяет выявить тенденции развития банка, его сильные и слабые стороны и учесть эти данные в процессе стратегического планирования.

Бюджетный процесс длится:

Тема №15: Банковский маркетинг, банковское позиционирование и конкуренция.

Банковский маркетинг – это совокупность отношений, процессов и процедур, возникающих в КБ и его окружении при планировании, формировании и реализации его системного продукта (операций и услуг).

Специфика банковского маркетинга обусловлена двумя основными положениями:

  1. Отношения банк - внешняя среда. Системный продукт банка формируется как на входе, так и на выходе КБ как открытой системы.

  2. Отношения банк - внутренняя среда. В КБ существует зона ядра, и зона буфера. При этом буфер на входе и на выходе должен быть построен в соответствие с предоставлением системного продукта и унифицирован в соответствие с маркетинговой политикой КБ.

Ядро – это область организации как открытой системы, функционирующая в режиме закрытой подсистемы и обеспечивающая стандартные технологические процессы.

Буфер – это совокупность областей организации как открытой системы, работающих в режиме полузакрытых подсистем переменного входа - постоянного выхода или постоянного входа - переменного выхода, а также областей, работающих в режиме открытой подсистемы.

Функциональные подразделения КБ работают в рамках ядра или буфера, что определяет требования к их деятельности.

Маркетинговая политика КБ – это процесс выявления потенциала своего позиционирования и способов его реализации.

Это включает в себя:

Тема №16: банки в составе финансово-промышленных и аффелированных групп: роли и специфика деятельности.

Существует три основных способа организации деятельности банка с точки зрения его взаимоотношений с субъектами внешней среды:

  1. КБ как отдельный и полностью самостоятельный субъект;

  2. КБ как элемент аффелированной группы;

  3. КБ как элемент финансово-промышленной группы.

КБ как элемент аффелированной группы.

Это наличие группы несвязанных между собой бизнесов, объединенных полностью или частично единым капиталом (100%, 75%, 51%, 25%).

Специфика работы КБ:

КБ как элемент финансово-промышленной группы (ФПГ):

Это устойчивое объединение предприятий промышленности, производства, инфраструктуры и финансовых организаций (в т.ч. банков), имеющих единую миссию и согласованную стратегию, превалирующие над миссией и стратегией элементов этой группы, (в т.ч. и банка).

Специфика работы КБ:

КБ в ФПГ может иметь две основные роли:

- структурообразующий элемент (ядро холдинга);

- в качестве основного инфраструктурного элемента (в части финансов).

«Плюсы» участия КБ в ФПГ:

«Минусы» участия КБ в ФПГ:

Тема №17. Основные принципы организации беспроцентного банковского дела

Вследствие геополитических изменений в ряде мусульманских государств началось становление исламской банковской системы

Исламский банк оперирует в отсутствии процентных отношений, используя основанные на исламских принципах инструменты

Рабочими средствами являются беспроцентные счета – текущий, инвестиционный, кредитный

Сегодня мусульмане составляют примерно 20-25% мирового населения, и их численность быстро увеличивается. Мусульманские страны стремятся перестроить общепринятые системы (как в частном, так и государственном секторах) в исламские. Одним из направлений этой деятельности является экономическая и финансовая реорганизация существующих систем на основе исламских принципов отрицания процентных отношений. Сердцевину процесса составляет исламское банковское дело.