Тема №8: кб и система банковских расчетов.
Денежный оборот - это совокупность платежей, которые производятся путем безналичных перечислений и наличными деньгами.
Основные принципы организации денежного оборота:
Все организации обязаны хранить денежные средства на банковских счетах. Остатки наличных средств в кассе должны быть в пределах установленного лимита.
Денежные расчеты между предприятиями производятся преимущественно путем безналичных перечислений. Лимит оплаты наличными деньгами на 1 сделку - 10000 рублей.
Платежи осуществляются банками в соответствии с документацией определенного образца, предоставляемой клиентами.
Система банковских расчетов основана на системе банковских счетов клиентов и расчетно-денежной документации. В соответствии с правовым статусом клиента банк открывает следующие счета:
Расчетный счет - это основной счет предприятия, используемый во всех видах операций.
Текущий счет - открывается клиентам, не имеющим право иметь расчетный счет (филиалы, представительства, территориально удаленные подразделения). По нему могут проводиться практически все операции.
Бюджетные счета - открываются в банках для учета операций по кассовому исполнению бюджетов различных уровней. Подразделяются на:
доходные счета;
расходные счета;
текущие счета местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Ссудные счета - открываются клиенту банка, которому предоставлен кредит. Подразделяются на:
простой;
специальный;
контокоррентный.
Депозитные счета - открываются клиенту для хранения его средств в течение определенного времени.
Коммерческие банки открывают корреспондентские счета в РКЦ ЦБ РФ. Кроме того банки открывают корсчета в других банковских учреждениях для достижения следующих целей:
Более эффективное расчетное обслуживание клиентов;
Обслуживание межбанковских операций, займов и операций с ценными бумагами;
Обслуживание собственной административно-хозяйственной деятельности.
Корсчета бывают:
Лоро - открывается другим банком в нашем банке (для нас это пассив).
Ностро - открывается нами в другом банке (для нас это актив).
Безналичные расчеты реализуются через следующие расчетные документы:
платежное поручение;
платежное требование-поручение;
чеки;
аккредитив.
Безналичные операции подразделяются:
товарные (встречное движение стоимости);
нетоварные (сделка носит финансовый характер – ссуда);
по способу платежа:
перечислением денежных средств со счетов плательщика на счета покупателя;
зачетом взаимных требований плательщика и покупателя с перечислением сальдо или бульдо.
гарантированный платеж получателю, осуществляется банком самостоятельно либо из средств специально созданного депозита.
Виды платежа:
полный платеж;
платежи частичными суммами;
платежи по сальдо взаимных требований.
Основные принципы безналичного расчета:
Банк распоряжается средствами клиента с его счета только по приказу клиента.
Формы расчета клиент выбирает самостоятельно.
Взаимоотношения банка и клиента определяются договором (банк отвечает за своевременность).
Очередность платежей по счетам клиента определяется им самостоятельно с учетом действующего законодательства.
Платежное поручение – требование владельца счета к банку произвести безналичный платеж в определенной сумме с определенным основанием по указанным реквизитам; используется при любых расчетных операциях клиента.
Платежное требование-поручение - требование поставщика к покупателю произвести платеж по договору на основании предоставленных расчетных и отгрузочных документов(требуется дополнительный акцепт).
Расчеты чеками – владелец счета дает письменное распоряжение плательщику(банку, выписавшему чеки) произвести платеж чекодержателю.
Аккредитив - именная ценная бумага, удостоверяющая право лица, на имя которого она выписана, получить в банке указанную в ней сумму.
Все расчеты между предприятиями делятся на 4 группы:
Между предприятиями, имеющими счета в одном банке.
Расчеты между прпедприятиями, имеющими счета в банках, обслуживающихся в одном РКЦ.
Расчеты между предприятиями, имеющими счета в разных городах.
Международные расчеты.
Расчеты отличаются между собой по срокам, документообороту.
Клиринг - система организации безналичных платежей между банками посредством зачета взаимных требований и перечисления остатка (может использоваться внутридневной овердрафт).
Типовой перечень документов, требуемых КБ-ом, необходимых для открытия р/сч:
Заявление;
Устав;
учредительный договор;
свидетельство о регистрации;
справка из налоговой инспекции на открытие счёта;
справка о постановке на учёт в ПФ, ФМС, ФСС, ФЗ;
приказ о назначении директора и главного бухгалтера;
карточка образцов подписей (нотариально заверенная).
Тема №9: КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ КБ.
Кассовые активы – совокупность денежных и приравненных к ним средств в активе банка.
Для приёма, выдачи и хранения денег и других ценностей в учреждениях банков создаются операционные кассы:
приходные;
расходные;
приходно-расходные;
вечерние;
разменные;
кассы по пересчёту денежных средств;
кассы по продаже чеков.
Кассовые узлы имеют характ-ки, определённые ЦБ. Контроль за выполнением требований осуществляет местный отдел ЦБ.
Кассы создаются с целью:
обеспечивать чёткое обслуживание предприятий и граждан наличными денежными средствами;
организовывать надлежащее хранение денежных средств;
предупреждать хищение и злоупотребление денежными средствами.
Приём денежных средств осуществляется следующим образом:
клиент заполняет объявление на взнос наличных денег;
получает квитанцию о приёме денежных средств при передаче денег;
кассир заполняет приходно-кассовый ордер, на котором учитываются деньги.
В случае инкассации деньги упаковываются в сумку вместе с препроводительной ведомостью и сумка пломбируется. Инкассатор получает накладную и расписывается в ведомости, которая остаётся у сдатчика.
В случае, если деньги поступают по окончании операционного дня, они приходуются в вечернюю кассу, которая работает только в режиме прихода. Все остальные кассы работают в течение операционного дня.
В конце операционного дня старший кассир сверяет все приходные и расходные операции, проводит их учёт и выводит сальдовые остатки на следующий день.
При расходных операциях кассир обязан:
проверить наличие подписей должностных лиц, имеющих соответствующие полномочия;
сличить их с образцами;
проверить сумму цифрами и прописью;
удостоверить личность получателя;
сопоставить № контрольной марки или талона с № чека;
приклеить марку к талону;
подписать расходный документ и выдать деньги.
Кассир несёт полную материальную ответственность.
Для КБ и организаций устанавливается лимит остатка кассы. Для КБ устанавливается минимальный размер остатка кассы (он идёт вычетом из суммы обязательных резервов).
Для установления лимита учитываются следующие требования:
обеспечение своевременного удовлетворения потребности клиентов в наличных деньгах;
соблюдение объёма кассовых оборотов в банковских учреждениях;
обеспечение необходимых условий перевода денежных средств между банком и РКЦ
Кассовый оборот – оборот наличных денег, поступающих в кассы банка и их расходование.
Прогноз кассового оборота состоит из 3 частей:
приходный оборот;
расходный оборот;
эмиссионный результат.
Для предприятий банк устанавливает лимит остатка кассы. Для предприятий, не имеющих задолженностей по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, разрешается по согласованию с банком расходовать деньги из выручки.
При проверке соблюдения кассовой дисциплины контролируется:
ведение кассовой книги и оформление приходных кассовых документов;
полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке;
целевое использование наличных денег, полученных в банке;
расходование наличных денег из кассы;
соблюдение лимита остатка кассы;
соблюдение лимита расчёта наличными деньгами между юридическими лицами (стандартно – 10000 руб.).
Тема №10: ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КБ.
Под инвестициями с точки зрения активных операций КБ-ов понимаются долгосрочные вложения денежных средств в ценные бумаги предприятий и госучреждений.
Отличия кредитов от инвестиций как активных операций КБ:
Кредиты предполагают использование заёмщиком денежных средств в течение относительно небольшого времени с возвратом в установленный срок с установленным процентом. Срок инвестиционного вложения и доходность не фиксированы.
При кредитовании инициатором сделки выступает заёмщик, при инвестиционном вложении – это банк.
При кредитовании возникают прямые взаимоотношения «банк-заёмщик». При осуществлении инвестиционной сделки взаимоотношения банка и должника, как правило, опосредованы через рынок ценных бумаг.
Основные факторы, определяющие инвестиционную деятельность КБ: доходность и ликвидность.
Доходность инвестиционной деятельности КБ зависит от следующих факторов:
общие макроэкономические тенденции;
наличие отлаженной инфраструктуры финансового рынка (РКЦ, биржи, клиринговые палаты, компьютерная связь и т.д.);
наличие проработанной нормативной базы;
наличие в обращении достаточного количества ценных бумаг разных эмитентов, включая государство, субъектов федерации и т.д.;
наличие высококвалифицированных специалистов.
Доходность отдельных видов и классов ценных бумаг зависит от следующих факторов:
учётная ставка ЦБ;
динамика и колебание валютных курсов;
процентные ставки по кредитам и депозитам.
Инвестиционные средства в ликвидной форме ценных бумаг – это активы банка, которые должны обеспечить его ликвидность.
Противоречие между ликвидностью и доходностью определяет инвестиционный риск. С одной стороне, банк заинтересован в более высоком доходе на инвестиционные средства, что предполагает увеличение срока вложения и уменьшение его ликвидности. С другой стороны, банк заинтересован в поддержании своей ликвидности, что предполагает менее длительный срок вложения и меньшую доходность.
Золотое правило инвестиций: доход от вложения в ценные бумаги прямо пропорционален риску, на который готов идти инвестор ради получения желаемого дохода.
При осуществлении инвестиционной деятельности выделяются следующие риски:
Кредитный риск – связан с уменьшением финансовых возможностей эмитента ценных бумаг.
Рыночный риск – обусловлен возможностью непредвиденных изменений на рынке ценных бумаг и в целом в экономике. Ценность отдельных видов ценных бумаг в качестве объектов инвестиционных вложений может быть частично утрачена, что приводит к возможности больших потерь при их продаже.
Риск – вероятность неблагоприятного события. Основной способ регулирования риска инвестиционных вложений - диверсификация вложений.
Как правило, банк письменно оговаривает инвестиционную политику - это деятельность КБ в лице их руководителей, соизмеримая со степенью риска, основанная на нормативных актах и направленная на проведение активных операций с ценными бумагами с целью обеспечения доходности и ликвидности банковских средств в целом.
Инвестиционная политика определяет инвестиционную стратегию банка, которая разделяется на 2 типа:
пассивная стратегия;
агрессивная стратегия – направлена на максимальное использование благоприятных возможностей рынка.
2 метода пассивной стратегии:
метод лестницы – равномерное распределение инвестиций между выпусками ценных бумаг разной срочности;
метод штанги – концентрация инвестиций в ценные бумаги полярной срочности.
Агрессивной политики придерживаются крупные банки, имеющие большой процент ценных бумаг данной категории и стремятся к максимизации дохода. Использование агрессивной стратегии требует наличия значительных финансовых средств, квалифицированной аналитической службы и доступа к оперативной финансовой информации.
К числу методов агрессивной стратегии относятся:
метод «манипуляция кривой доходности»;
операция «своп» (SWOP) с ценными бумагами.
Манипуляции кривой доходности направлены на то, чтобы использовать в интересах банках будущее изменение рыночной ставки процента.
Операции «своп» заключаются в обмене одних ценных бумаг на другие в ожидании изменения их курсовой стоимости. Операции «своп» основаны на появлении на рынке недооценённых или переоценённых ценных бумаг.
Тема №11: БАНКОВСКИЕ РИСКИ.
В практике банковской деятельности выделяются следующие виды рисков:
кредитный риск;
риск несбалансированной ликвидности;
риск изменения процентных ставок;
валютный риск;
страховой риск;
Кредитный риск – риск неплатежа по банковской ссуде. Он делится на:
риск злоупотреблений (наиболее распространён);
риск по иностранным кредитам;
риск по внутренним кредитам и ценным бумагам.
Рисковый случай – когда риск реализуется. Рисковое событие – создаются предпосылки для реализации риска.
50% банкротств банков СЩА приходится на реализацию рисков злоупотреблений. Как правило, это выдача директорами «дружеских» кредитов друзьям, родственникам, деловым партнёрам без необходимого обеспечения. Риск по иностранным кредитам был реализован в России с точки зрения иностранных банков в 1998 году.
Типы рисков несбалансированной ликвидности:
Активы банка находятся в чрезмерно ликвидной форме, что обуславливает их низкую доходность (взяли кредит и положили в сейф).
Активы банка находятся в менее ликвидной форме, чем обязательства банка. Вследствие чего невозможна быстрая конверсия финансовых ресурсов в наличную форму для расчётов по обязательствам (взяли кредит, разместили в долгосрочный кредит на 1 год, возврат кредита – через полгода).
С точки зрения риска несбалансированной ликвидности выделяются:
Внутренняя ликвидность – обеспечиваемая теми активами, в которые банк разместил свои средства.
Внешняя ликвидность – обеспечиваемая политикой банка по вторичной трансформации одних активов в другие.
Риску изменения процентных ставок особенно подвержены долгосрочные активы банка и активы с фиксированной ставкой дохода. Особенно рискованна для банков ситуация резкого уменьшения процентных ставок в течение длительного времени: активы становятся менее доходными быстрее, чем удаётся увеличить процентные ставки по депозитам юридических и физических лиц в силу инерционности ожиданий клиентов.
Валютный риск – риск неблагоприятного изменения курса валют, в которых номинированы те или иные активы банка.
Страховой риск подразделяется на:
риск по гарантийным операциям банка;
риск по форвардным и фьючерсным сделкам.
Форвардная сделка – обязательна к исполнению.
Фьючерсная сделка – необязательна к исполнению.
Управление риском - это целенаправленные действия по ограничению или уменьшению риска в системе экономических отношений.
Учет риска включает в себя три основные позиции:
выявление последствий деятельности банка и иных экономических субъектов в ситуации риска;
умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности;
разработка и осуществление превентивных мер, нейтрализующих или компенсирующих возможные негативные последствия предпринимаемых действий.
Система управления в ситуациях риска содержит следующие основные элементы:
Выявление и сопоставление в альтернативных вариантах риска, допущение риска в пределах социально приемлимого уровня.
Разработка конкретных рекомендаций, ориентированных на устранение или минимизацию возможных негативных последствий риска.
Создание ситуационных планов.
Подготовка и принятие нормативных актов, способствующих реализации избранной альтернативы.
Учет психологического восприятия рискованных решений и программ.
Следует учитывать неоднородную оценку людьми фактического риска, на что влияет расхождение между объективно существующей величиной риска (статистика) и ее субъективным восприятием (степень доступности информации по данному вопросу и методы подачи информации, а также отсрочка возможных отрицательных последствий).
Процесс управления риском разбивается на 7 этапов:
Определение цели. (Например, эта цель может включать поддержание стабильной и прибыльной работы банка, достижение определенного места на некоторых сегментах банковских услуг и др.).
Выяснение риска. (Выражается в осознании риска хозяйствующим субъектом или индивидом).
Оценка риска. (Определение его серьезности с позиций вероятности и величины возможного ущерба).
Выбор методов управления риском:
упразднение – попытка упразднения риска (не курить, не летать на самолете, не выдавать кредит, не выпускать продукцию, использование которой может быть небезопасным и т.д.);
предотвращение потерь и контроль – исключение случайностей и контроль за ограничениями риска (например, хеджирование, мониторинг исполнения кредитного договора и сделок заемщика, для исполнения которых он кредитовался);
страхование;
поглощение - признание ущерба риска без распределения его посредством страхования (во-первых, самострахование, во-вторых, достаточно малые риски (падение метеорита), либо катастрофические события (ядерная война).
Применение выбранного метода.
Оценка результатов. (Вопросы обратной связи, точной информации, качественной оценки и отлаженности управления риском как процесса).
Внесение необходимых управленческих корректив. (Возобновление процесса с первого этапа).
Тема №12: БАЛАНС КБ.
Баланс КБ – это бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных и привлечённых средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции.
Отличия от обычного баланса:
Он составляется на каждый день.
План счетов КБ в большей степени унифицирован, чем план счетов предприятий и организаций.
Баланс КБ более детализирован.
Основные принципы составления баланса:
операции группируются по экономически однородным признакам;
актив формируется с понижающейся ликвидностью;
пассив формируется с увеличиващейся степенью ликвидности.
Счета подразделяются:
балансовые (активные, пассивные, активно-пассивные);
внебалансовые.
Баланс КБ характеризуется низким удельным весом материальных статей и высоким удельным весом привлечённых средств.
При группировке статей баланса с учётом степени ликвидности выделяются активы:
кассовые активы (наличность, средства на корсчетах, резервы в ЦБ – 10%);
вложения в гос. ценные бумаги;
кредиты, выданные юридическим и физическим лицам, вложения в ценные бумаги;
капиталовложения;
просроченная и сомнительная дебиторская задолженность.
Группировка статей баланса с точки зрения экономической сущности:
операции с клиентурой;
межбанковские операции;
прочие банковские операции, включая инвестиционную деятельность и другие виды услуг.
Для анализа деятельности КБ используются следующие бухгалтерские документы:
баланс КБ;
отчёт о прибылях и убытках;
внебалансовый отчёт;
отчёт об изменениях собственных средств банка;
пояснительная записка по тем или иным аспектам БУ.
В отчёте о прибылях и убытках в доходной части выделяются:
доходы от операционной деятельности КБ;
проценты по ссудам;
доходы от эмиссий;
доходы от побочной деятельности банка.
В отчёте о прибылях и убытках в расходной части выделяются:
проценты по депозитам;
расходы по вознаграждениям и комиссиям;
потери по выданным ссудам и авансам;
расходы в связи с обесценением ценных бумаг;
общие и прочие расходыю
После группировки доходов и расходов показывается финансовый результат деятельности банка.
Отчёт об изменениях собственных средств банка включает в себя:
изменение уставного капитала банка;
нераспределённая прибыль;
законная переоценка основных средств.
Внебалансовый отчёт отражает операции по внебалансовым счетам. Пояснительные записки комментируют неясные аспекты БУ.
Принципы составления баланса КБ и отражения в нём текущей деятельности банка:
непрерывность деятельности;
постоянство правил БУ;
осторожность (активы и пассивы должны быть отражены в отчётах разумно с достаточной степенью осторожности и в соответствии с данными о текущих доходах и всех известных расходах и обязательствах);
наращивание доходов и расходов (внутри года доходы и расходы отражаются накопительным итогом);
раздельное отражение активов и пассивов (активно-пассивный счёт отражается и по активу и по пассиву);
незыблемость входящего баланса;
приоритет содержания над формой;
существенность (в балансе и отчётности должна отражаться вся информация, полезная для руководителей и внешних пользователей при принятии управленческих решений);
открытость;
консолидация (КБ обязан составлять консолидированный баланс, включающий в себя балансы филиалов и учитывающий особенности структуры).
Балансовые счета бывают:
1 порядка;
2 порядка.
Все счета делятся на разделы:
1) Балансовые счета (по разделам):
капиталы и фонды;
денежные средства и драгметаллы;
межбанковские операции;
операции с эмитентами;
операции с ценными бумагами;
средства и имущество;
результаты деятельности;
2) Счета доверительного управления.
3) Внебалансовые счета (по разделам):
неоплаченный уставный капитал кредитной организации;
ценные бумаги;
расчётные операции и документы;
кредитные и лизинговые операции;
задолженность, выписанная и вынесенная за баланс;
источники финансирования кап. вложений;
срочные операции;
счета «депо».
Критерии, виды и методы анализа банковского баланса:
Объект анализа – вся деятельность банка.
Субъект анализа - либо сам КБ, либо сторонние экономические субъекты (внешний анализ).
Исходя из периодичности проведения анализа, выделяется:
ежедневный;
ежемесячный;
ежеквартальный;
ежегодный.
Исходя из целей и характера анализа, выделяется:
предварительный анализ;
оперативный анализ;
итоговый анализ;
перспективный анализ.
Функциональный анализ – исследование специализаций и эффективности работы банка с выделением функциональных областей и направлений работ.
Структурный анализ – производится по видам банковских операций и включает в себя определение состава и удельного веса активных и пассивных операций, а также доходов и расходов.
Для выделения взаимосвязей между разными группами и разделами баланса используется метод расчёта аналитических коэффициентов:
Коэффициенты определения ликвидности:
(кассовые активы и гос. ценные бумаги) / (депозиты)
(выданные кредиты) / (депозиты)
Выделяется группа коэффициентов, соотносящих собственные средства с различными статьями активов и пассивов. Выделяются коэффициенты, определяющие удельный вес тех или иных статей актива или пассива баланса к валюте баланса. Выделяются коэффициенты, отражающие соотношения различных статей актива и пассива между собой. При различных целях анализа применяется различный набор расчитываемых коэффициентов.
Операционно-стоимостной анализ в банке заключается в определении рентабельности отдельных банковских операций по видам деятельности и центрам ответственности.
Специфика операционно-стоимостного и функционально-стоимостного анализа в банке – отдельный комментарий.
Все виды расходов учитываются в разрезе центров ответственности и относятся на разные виды активных банковских операций:
прямые расходы (з/п. учётно-операционных работников, амортизация используемой офисной техники и недвижимого имущества, канцелярские расходы)
косвенные расходы (общехозяйственные расходы, разносимые пропорционально з/п центров ответственности, либо пропорционально затрачиваемому рабочему времени)
Операционно-стоимостной анализ позволяет определить стандартную стоимость различных банковских операций. Выработанные таким образом стоимостные нормы позволяют производить анализ различных вариантов банковской политики.
Тема №13: ЛИКВИДНОСТЬ КБ.
Ликвидность – возможность превращения активных статей баланса в деньги для оплаты обязательств по пассивам.
Исторически споры о том, каким образом банк должен поддерживать ликвидность тесным образом пересекались со спорами о роли и функциях банков в рыночной экономике. На протяжении XX века сформировались следующие два основных направления теории ликвидности:
актив банка должен определяться характером пассивных операций;
ликвидность банка определяется не столько возможностью истребования долгов, сколько возможностью перемещения активных статей баланса в пользу других банков.
Факторы и изменения, которые влияют на ликвидность:
программно-целевые события (экономическая политика государства, etc);
случайные события (забастовки, форс-мажор, военные конфликты, неординарные действия политиков, etc);
сезонные изменения;
циклические изменения (обусловлены подъёмом, либо спадом деловой активности предпринимателей);
долговременные колебания (охватывают несколько экономических циклов и являются результатом таких факторов, как сдвиги в потреблении, сбережении, инфляционных процессах, демографии, научно-техническом прогрессе, etc).
Степень ликвидности КБ является функцией больших чисел и зависит от большого количества факторов. На динамику изменения ликвидности КБ воздействуют 3 основных фактора:
приобретение или утрата средств в связи с увеличением или уменьшением вкладов;
приобретение или утрата средств в связи с ростом или сокращением кредитов и инвестиций;
увеличение или уменьшение величины обязательных резервов вследствие роста или сокращения вкладов.
Теория управления банковской ликвидностью:
Существует 2 подхода к банковской ликвидности:
структура активов банка должна точно соответствовать структуре его пассивов;
второй подход основывается на реальном несоответствии структуры активов и пассивов баланса и подразделяется на:
теорию управления активами;
теорию управления пассивами;
Теория управления активами основывается на 3-х основных утверждениях:
КБ может сохранить свою ликвидность, если его активы размещены в краткосрочные ссуды, своевременно погашаемые заёмщиком;
КБ может быть ликвидным, если его активы можно переместить или продать другим инвесторам за наличные деньги;
ликвидность КБ можно планировать, если в основу графика платежей погашения кредитов положить будущие расходы заёмщика.
Следовательно, на банковскую ликвидность можно влиять, изменяя структуру средств погашения кредитов или инвестиций.
По степени снижения уровня ликвидности активов:
первичные резервы;
вторичные резервы.
С одной стороны, задача банка – минимизировать активы, не приносящие доход; с другой – обеспечить достаточный уровень ликвидности. С этой точки зрения наиболее опасны резкие скачки конъюнктуры и резкий отзыв депозитов, особенно постоянных депозитов.
Минимальный размер кассовой наличности и резервов на счетах в РКЦ ЦБ РФ регулируется нормативными документами.
Теория управления пассивами: основывается на суждениях:
КБ может решать проблему ликвидности путём привлечения денежных средств на рынке;
КБ может обеспечить себе ликвидность, используя управляемые пассивы, то есть привлекая денежные средства в нужной сумме в нужное время (пример перевод почти всех вкладов в Сбербанк в сентябре-октябре 1998 года);
Управляя активами и пассивами, КБ вынуждены балансировать между прибыльностью, ликвидностью и платёжеспособностью – показателями, которые соответствуют их целям и содержанию их деятельности.
Основные депозиты – депозиты, осуществляемые основной (базовой) клиентурой банка, а также постоянная часть сберегательных вкладов населения.
Основные критерии оценки ликвидности банка:
нормальные показатели: [1/15 1/25]
[0.7 1.5]
[0.2 0.5]
[0.2 0.5]
[ 1]
[ 1]
Тема №14: Бюджетный процесс в коммерческом банке.
Бюджетный процесс КБ – это совокупность норм, процедур и правил, регламентирующих планирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, контроль исполнения, подведение итогов и их утверждение и анализ финансовых планов в КБ.
Выделяются три основных формы финансовых планов:
Бюджет движения денежных средств;
Бюджет доходов и расходов;
Бюджет балансового листа.
Все формы финансовых планов осуществляются в единой системе показателей, в основу которой ложатся счета баланса КБ.
Финансовые планы составляются дифференцировано по подразделениям, являющимися центрами финансовой ответственности, а также раскрываются по отдельным направлениям деятельности.
Периодичность составления бюджета КБ – 5 лет, 1 год, квартал, месяц.
Этапы бюджетного процесса КБ
I. Процедура составления бюджета
На основании анализа финансового положения банка, стратегии его развития и существующих приоритетов составляются предварительные оценочные показатели бюджета (остатки по счетам, расходы по депозитам и т.д.). Предварительную разработку оценочных показателей осуществляет планово-экономическая служба, после чего они сообщаются подразделениям. Подразделения, в соответствии со структурой финансовых планов и значениями оценочных показателей формируют и обосновывают свои плановые цифры. В каждом подразделении назначается ответственное лицо за участие в бюджетном процессе. В целом в банке создается бюджетный комитет, состав которого входят члены правление и сотрудники планово-экономической службы. Планово-экономическая служба по согласованию с бюджетным комитетом формирует предварительный проект бюджетных планов, согласовывая и уточняя отдельные цифры с подразделениями и руководством банка. После этого бюджетные планы рассматриваются и утверждаются бюджетным комитетом.
Составление, рассмотрение и утверждение бюджета должны происходить до начала бюджетного периода. Краткосрочные бюджеты должны согласовываться с более долгосрочными бюджетами.
II. Исполнение бюджета
При этом принципиальным моментом является наличие управленческой процедуры, управленческих решений, принимаемых согласованно с бюджетным планом и мониторинга текущих результатов исполнения бюджетных планов.
При наличии отклонения от плановых цифр необходимо:
на основе фактического анализа определить их причины;
оценить значимость отклонений;
принять решения по поводу этих отклонений.
Варианты решений:
В случае положительных отклонений – корреляция планов или ничего не делать (если это не тенденция, а случайность);
В случае негативных отклонений – устранить внутренние причины или изменить плановые показатели или ничего (если случайность).
III. Подведение итогов
Составляются план-фактные отчеты и проводится их анализ. Утверждение отчетов осуществляется бюджетным комитетом. На основе утвержденного отчета принимаются решения о последующих бюджетных планах, о внутренней и внешней политике банка. Анализ отчетов позволяет выявить тенденции развития банка, его сильные и слабые стороны и учесть эти данные в процессе стратегического планирования.
Бюджетный процесс длится:
примерно 1/2 года до принятия бюджета (подготовка);
1 год исполнения;
примерно 3 месяца после исполнения (подведение итогов).
Тема №15: Банковский маркетинг, банковское позиционирование и конкуренция.
Банковский маркетинг – это совокупность отношений, процессов и процедур, возникающих в КБ и его окружении при планировании, формировании и реализации его системного продукта (операций и услуг).
Специфика банковского маркетинга обусловлена двумя основными положениями:
Отношения банк - внешняя среда. Системный продукт банка формируется как на входе, так и на выходе КБ как открытой системы.
Отношения банк - внутренняя среда. В КБ существует зона ядра, и зона буфера. При этом буфер на входе и на выходе должен быть построен в соответствие с предоставлением системного продукта и унифицирован в соответствие с маркетинговой политикой КБ.
Ядро – это область организации как открытой системы, функционирующая в режиме закрытой подсистемы и обеспечивающая стандартные технологические процессы.
Буфер – это совокупность областей организации как открытой системы, работающих в режиме полузакрытых подсистем переменного входа - постоянного выхода или постоянного входа - переменного выхода, а также областей, работающих в режиме открытой подсистемы.
Функциональные подразделения КБ работают в рамках ядра или буфера, что определяет требования к их деятельности.
Маркетинговая политика КБ – это процесс выявления потенциала своего позиционирования и способов его реализации.
Это включает в себя:
выявление и оценку собственных сильных и слабых сторон, ключевых компетенций способностей по удовлетворению определенных потребностей клиентов;
выявление и максимально четкое описание потенциальных клиентов, нуждающихся в удовлетворении потребностей, в отношении которых КБ компетентен;
разработка проектов банковских продуктов;
продвижение банковских продуктов и завершение позиционирования: выбор информационных каналов, построение внутренней организационной структуры (в составе буфера), обеспечение и поддержка постоянных отношений с клиентами (качественное выполнение стандартных операций, т.е. работа ядра), мониторинг потребностей клиента и своевременная реакция на них, а также поддержка постоянных коммуникаций).
анализ результатов и коррекция маркетинговой политики КБ.
Тема №16: банки в составе финансово-промышленных и аффелированных групп: роли и специфика деятельности.
Существует три основных способа организации деятельности банка с точки зрения его взаимоотношений с субъектами внешней среды:
КБ как отдельный и полностью самостоятельный субъект;
КБ как элемент аффелированной группы;
КБ как элемент финансово-промышленной группы.
КБ как элемент аффелированной группы.
Это наличие группы несвязанных между собой бизнесов, объединенных полностью или частично единым капиталом (100%, 75%, 51%, 25%).
Специфика работы КБ:
стратегия и тактика КБ корректируется на стратегию и тактику других участников аффелированной группы;
банк выступает в качестве ядра финансовых потоков аффелированной группы;
возникает ситуация упрощения процедур использования банковских продуктов.
КБ как элемент финансово-промышленной группы (ФПГ):
Это устойчивое объединение предприятий промышленности, производства, инфраструктуры и финансовых организаций (в т.ч. банков), имеющих единую миссию и согласованную стратегию, превалирующие над миссией и стратегией элементов этой группы, (в т.ч. и банка).
Специфика работы КБ:
миссия и стратегия КБ формируется в соответствие с миссией и стратегией всей ФПГ;
КБ является центром финансовых потоков, инвестиций и в целом бюджетного процесса ФПГ;
КБ в своей деятельности смещает акценты на обслуживание членов ФПГ и их интересы;
при осуществлении кредитных операций с членами ФПГ активно используются доверительные кредиты и бланковые векселя;
характер отношений срочности, платности и возвратности частично заменяется отношениями участия в общем бизнесе ФПГ.
КБ в ФПГ может иметь две основные роли:
- структурообразующий элемент (ядро холдинга);
- в качестве основного инфраструктурного элемента (в части финансов).
«Плюсы» участия КБ в ФПГ:
снижение доли и значения банковских рисков;
собственный капитал ФПГ и возможность отвечать по обязательствам превышает банковский капитал, что повышает возможности банка;
банк работает в ситуации большей определенности и имеет стабильную маркетинговую политику.
«Минусы» участия КБ в ФПГ:
реализация предпринимательских рисков ФПГ автоматически влияет на состояние банка;
рост специализации банка и его ориентация на внутренние проблемы ФПГ снижает его рыночные возможности;
более низкие темпы роста КБ по отношению к росту самой ФПГ.
Тема №17. Основные принципы организации беспроцентного банковского дела
• Вследствие геополитических изменений в ряде мусульманских государств началось становление исламской банковской системы
• Исламский банк оперирует в отсутствии процентных отношений, используя основанные на исламских принципах инструменты
• Рабочими средствами являются беспроцентные счета – текущий, инвестиционный, кредитный
Сегодня мусульмане составляют примерно 20-25% мирового населения, и их численность быстро увеличивается. Мусульманские страны стремятся перестроить общепринятые системы (как в частном, так и государственном секторах) в исламские. Одним из направлений этой деятельности является экономическая и финансовая реорганизация существующих систем на основе исламских принципов отрицания процентных отношений. Сердцевину процесса составляет исламское банковское дело.
- Тема 2: История банковской системы в России. Современное состояние банковской системы
- Современное состояние банковской системы рф
- Тема №3: Место и роль цб в экономике страны.
- 3. Функция Центрального банка
- 4. Регулирование эмиссионной деятельности
- Участие государства в капитале центрального банка
- Процедура назначения руководства центрального банка
- Права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику цб
- Тема №5; современное состояние банковской системы россии. Отдельная лекция.
- Тема №6: активные операции кб.
- Тема №7: финансовые услуги кб.
- 1) Лизинговые операции.
- 2) Факторинговые операции.
- 4. Прочие операции и услуги:
- Тема №8: кб и система банковских расчетов.
- Опасности ссудного процента
- Инструменты исламского банковского дела
- Базовая структура исламского банка