3.Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производителя
Спрос. Требования на товары (Т) и услуги (У) со стороны покупателя, обеспеченные деньгами называются спросом (Д). Объем Д – максимальное количество благ, которые потребитель может купить по данной цене в течение определенного периода времени.
Функция Д – зависимость Д от определяющих его факторов: цена на Т (Р); цены на другие Т имеющиеся на данном рынке(рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин); вкусы и предпочтения потребителей(под влиянием моды и рекламы увеличивается спрос на Т); богатства W; доход Y(рост доходов увеличивает спрос на мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания); изменения в структуре населения(старение населения увеличивает спрос на медикаменты). Qd=f(P, P1, Pn, T(время), W, Y), Qd=f(P). Любая точка на кривой спроса характеризует уровень цен и объем спроса в определенный момент времени. Кривая Д описывает рыночное поведение покупателей. Цена спроса – это максимальная цена, за которую покупатель может приобрести Т в соответствии со своим уровнем дохода. Закон спроса характеризует обратную зависимость между ценой и величиной спроса. Графически закон спроса изображается кривой, имеющей отрицательный угол наклона (вниз вправо). Исключения: парадокс Гриффена: при увеличении общего уровня цен в экономике спрос на Т первой необходимости не уменьшается, а увеличивается; эффект Веблена: с увеличением цен на престижные Т их спрос не уменьшается; аномальная реакция на изменение цен (энергетический кризис 70-х). Закон спроса не действует: при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цены; для редких и дорогостоящих товаров Т, являющихся средством вложения денег; при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары. Неценовые детерминанты спроса; изменение дохода потребителей; изменение в структуре населения страны; изменение цен на товары заменители; экономическая политика правительства (денежные пособия определенным слоям населения); изменения потребительских предпочтений под воздействием рекламы или моды. Рыночный спрос – это совокупный спрос всех покупателей на рынке на данный товар. Объем рыночного спроса при каждом значении цены равен сумме объемов спроса отдельных потребителей. Индивидуальный спрос – спрос каждого покупателя на рынке.
Предложение. Это желание продать Т или Т, находящиеся на рынке, которые предназначены для продажи или обмена на другие Т. объем предложения – максимальное количество Т и У, которое согласен предложить продавец в единицу времени по данной цене. Функция предложения – это зависимость предложения от определяющих его факторов: цены на другие Т, цены на данный Т, цены на ресурсы для производства данного Т, уровень технологии, госрегулирование экономики в виде налогов и дотаций. Функция может быть задана тремя способами: табличный – показывает какое количество Т предъявляется к продаже в определенный момент времени по каждой цене на рынке; графический – каждая точка кривой показывает комбинацию цены и объема предложения; аналитический- если между ценой предложения и объемом предложения имеется линейная зависимость, то функция предложения имеет вид QS=+-a+bp, а –коэффициент(QS=a при Р=0), и b- угол наклона
Закон предложения характеризует прямую связь между изменением цены данного Т и объемом его предложения. Графически закон предложения изображается линией предложения, имеющей положительный наклон(вверх вправо). Кривая предложения описывает рыночное поведение продавцов. Цена предложения – это минимальная цена, по которой производитель готов продать Т. положительный наклон кривой предложения выражает реакцию производителя на рыночные стимулы. Когда цена увеличивается у производителя появляются стимулы посвятить больше времени , потратить больше ресурсов на производство данного Т. те производители, у которых продукция на которую увеличилась цена было побочным делом могут переключится на эту продукцию полностью. Некоторые предприниматели, которые впервые выходят на рынок, принимают решение о производстве данного вида продукции. Положительный наклон кривой предложения выражает растущие затраты на производство добавочной продукции при фиксированных производственных возможностях. Например, на любом производстве с фиксированным количеством оборудования можно произвести больше продукции, если рабочие будут сверхурочно работать, но при этом они будут получать дополнительную з/пл. положительный наклон кривой предложения объясняется с точки зрения границы производственных возможностей экономической системы и альтернативной стоимости. Допустим в данной системе производится два Т X и Y . производители могут выбирать в каком производстве им специализироваться, но одни из них имеют сравнительное преимущество в производстве X , а другие Y. Движение по кривой предложения означает переход от одной комбинации цены и объема предложения к другой в связи с изменением цены данного Т. сдвиг кривой предложения – смещение кривой предложения вправо (увеличение) и влево (уменьшение). То есть показывает как изменится предложение под влиянием всех факторов кроме изменения цены данного Т. на сдвиг кривой предложения оказывают влияние(неценовые) изменение цен на ресурсы (с увеличением этих цен увеличатся издержки производства, снизится возможность выпуска продукции и уменьшится предложение на рынке и наоборот); уровень техники и технологии( кривая предложения строится на основе определенных технологий производства
Рыночное равновесие. рынок находится в равновесии, когда QD=QS (график спроса и предложения).
В этом состоянии рынок сбалансирован, ни продавцы ни покупатели не заинтересованы в изменении условий купли-продажи. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной ценой. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования; цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению; если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот. Равновесие на рынке возможно при единственном сочетании спроса и предложения – единственное равновесие. Кроме того, возможно равновесие при определенном интервале цены и объема спроса и предложения, возможно равновесие в определенном ценовом интервале.
Сдвиг равновесия определяется сдвигами линий спроса и предложения. 1) изменяется спрос, предложение – пост.(2 графика):
2) предложение изменяется, спрос – постоянный (2 графика):
.3) предложение увеличивается, спрос уменьшается (2 графика
Последствия изменения предложения и спроса разнонаправленны: увеличение предложения ведет к увеличению количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к снижению равновесного количества продукта. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.
4) спрос увеличивается, предложение уменьшается (2 графика):
5) спрос увеличивается, предложение увеличивается (график):
6) спрос и предложение уменьшается (2 графика
ИЗЛИШКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ.
Для простоты используются графики S, D (D пересекает ось OY.)
Излишки потребителя – разница между полезностью в денежном выражении и издержками, которые несет потребитель. Суммарное количество всех благ – равновесное количество благ.
Излишки производителя – прибыль (доход от продаж – сумма издержек.) Издержки характеризуются через кривую предельных издержек.
Рынок приносит выгоду и продавцам и покупателям. Оценить величину этой выгоды позволяет понятие “излишек”.
- 1. Потребности и блага. Экономические блага и их классификация. Кривая производственных возможностей.
- 1.Общественные блага и внешние эффекты. Роль государства в решении этих проблем.
- 3.Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производителя
- Билет № 4
- 1. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене: прямая и перекрестная. Эластичность спроса по доходу.
- Билет №5
- 1. Теория предельной полезности. Согласование индивидуальных оценок предельной полезности. Проблема производственных ресурсов.
- Билет №6
- 1.Ординалистический подход в теории потребительского поведения на рынке. Кривые безразличия и бюджетные ограничения. Равновесие потребителя.
- 1.Издержки фирмы. Классификация издержек. Экономич. И бухгалтерская прибыль.
- 1.Показатели издержек и дохода: общие, предельные, средние. Краткосрочный и долгосрочный периоды в эконом. Теории. Положительный и отрицательный эффект масштаба производства.
- Билет 10
- 1. Понятие и характерные черты монополистической конкуренции. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. Издержки мк.
- 1.Понятие олигополии. Концентрация рынка. Теории олигополии.
- Билет №14
- 1. Совокупный спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Модель ad-as.
- Билет №15
- 1. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель Хикса-Хансена (is-lm).
- 1. Банковская система. Денежный мультипликатор. Цели денежно-кредитной политики.