logo
ЭТ №1

1. Банковская система. Денежный мультипликатор. Цели денежно-кредитной политики.

Современная банк. система имеет два уровня. 1 уровень банковской системы занимает Центробанк. Его функции:

монопольно осуществляет эмиссию национальных денежных знаков;

проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

устанавливает правила расчётов осуществления банковских операций;

осуществляет общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны;

предоставляет кредиты коммерческим банкам;

регистрирует кредитные организации.

2-ой уровень занимают коммерческие банки. Они непосредственно обслуживают фирмы, население, принимают и оплачивают банковские чеки, предоставляют кредиты.

Банки - это кредитно-финансовые учреждения, осуществляющие операции, связанные с накоплением денежных средств, посредничеством в банковских платежах, а также с использованием средств банка для кредитования.

Функции банков:

привлечение временно-свободных денежных средств;

выдача денежных ссуд;

операции с ценными бумагами;

осуществляют денежные расчёты и платежи;

выпуск кредитных денег;

осуществляют финансовое консультирование.

Существует несколько типов коммерческих банков, которые можно классифицировать по следующим признакам:

по видам собственности: частные и государственные;

по виду осуществляемых операций: универсальные и специализированные.

Специализированные банки делятся на:

инвестиционные - они специализируются на финансировании и долгосрочном кредитовании промышленности и торговли. Средства получают за счёт реализации собственных акций и облигаций и за счёт депозитов;

ипотечные - они выделяют кредиты под залог недвижимости;

девизовые - осуществляют валютные операции;

клиринговые - осуществляют клиринговые расчёты, основанные на зачёте взаимных требований.

Кроме того, различают специализированные банки по обслуживанию отдельных отраслей промышленности (например, агробанк).

В большинстве случаев, когда банк предоставляет кредит, деньги переводятся заёмщику на счёт «до востребования». Эти счета учитываются, как часть объёма предлагаемых денег. Поэтому в момент предоставления кредита денежное предложение в стране возрастает.

Пример: предположим, что одна из фирм продала свои т-ры, получив 100 млн.руб. Фирма положила их в банк. Тогда при норме банковского резерва 20%, банк может выдать ссуду другой фирме в размере избыточного резерва. Банк может выдать ссуду 100-20=80 млн. При этом кол-во денег в обращении увеличилось до 180 млн., а 80млн. - деньги, созданные 1-ым банком. Заёмщик, получивший 80 млн. покупает необходимые т-ры у 3-ей фирмы на эту сумму. Теперь 3-ья фирма кладёт деньги в банк. Получив 80 млн., банк отчисляет 20% в резервный фонд. 64 млн. банк предоставляет 4-ой фирме в кредит. При этом кол-во денег в обращении увеличилось со 180 до 244 млн.руб., а 64 млн.руб. - это деньги, созданные 2-ым банком.

Пр-сс создания банками денег будет продолжается, пока сумма потенциального кредита не станет = 0. Можно вычислить общий объём денег, добавленных в обращение, применив банковский мультипликатор (МБ), который = отношению 1 к норме банковского резерва и * на 100%. В примере - 5. Т. об., первонач. вклад в 100 млн. мог бы увеличить количество денег в обращении до 500 млн.руб.

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Её цель - регулирование хозяйственной конъюнктуры путём воздействия на кредит и денежное обращение. В России главная задача денежно-кредитной политики - это борьба с инфляцией.

Видами денежно-кредитной политики являются кредитная экспансия и кредитная рестрикция.

Кредитная экспансия - это политика стимулирования кредита и денежной эмиссии (политика дешёвых денег). В её задачи входит: сделать кредит дешёвым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объём совокупных расходов и занятость.

Кредитная рестрикция - это политика ограничения кредита (политика дорогих денег). Её цель - ограничить предложение денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Методы денежно-кредитной политики делятся на общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селиктивные (регулируют конкретные виды кредита).

К основным инстр-там денежно-кредитной политики относятся: 1.операции на открытом рынке; 2.политика учётной ставки; 3.изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путём покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центробанк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему, либо изъятие их оттуда. Если существует излишек денежной массы а обращении и его необходимо сократить, то ЦБ продаёт гос. ценные бумаги. Если же существует недостаток денежных средств в обращении и необходимо увеличить денежное предложение, то Центробанк скупает ценные бумаги.

Учётная ставка - процент, под кот. ЦБ предоставляет кредиты коммерч-м банкам. Уч. ставку устанавливает ЦБ (ещё одна функция). Уменьшение её делает для коммерческих банков займы дешёвыми. Коммерч. банки стремятся получить кредит. При этом увеличивается кол-во денег в обращении. И наоборот, увеличение учётной ставки делает займы невыгодными. Это приводит к сокращ-ю ден. предложения.

Что касается 3-го инструмента, его действие таково: если Центробанк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банка и к изменению денежного предложения. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег. Этот инструмент является наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительные изменения нормы обязательных резервов способны вызвать значительные изменения в объёме банковских депозитов и кредита, поэтому применяется данный инструмент только в исключительных случаях.

Возможностей страны в разные периоды времени или для сравнения производственных возможностей разных стран.

Альтернативная стоимость.- стоимость всех тех благ или услуг, от кот. приходится отказаться во имя увел-ния произв-ва др. благ или услуг – цена выбора или альтернативные издержки.

При увел-нии объемов произв-ва тех или иных благ альтернат. ст-ть возрастает: это закон возрастающих издержек. Суть его закл-ся в том, что чем > благ или услуг нам надо произвести, тем от большего кол-ва др. благ и услуг мы вынуждены отказаться.