logo
ЭТ №1

1. Потребности и блага. Экономические блага и их классификация. Кривая производственных возможностей.

Под потребностью понимают состояние неудовлетворенности, из которого человек хочет выйти или состояние удовлетворенности, которое человек хочет продлить. Потребности безграничны в своем разнообразии. Удовлетворение одних потребностей рождает новые. С развитием человеческого общества увеличиваются и потребности. Вместе с тем потребности ограничены во времени. Потребности различаются по интенсивности на более интенсивные и менее интенсивные. Потребности бывают первичные, вторичные и т.д. по очередности их удовлетворения.

Эластичные – это те, удовлетворение которых можно отложить во времени. Неэластичные – это те, удовлетворение которых отложить нельзя.

Потребности делятся на индивидуальные и общественные, личные и производственные.

Блага – это то с помощью чего удовлетворяются потребности. Все блага делятся на свободные и несвободные (экономические).

Свободные блага: 1. В природе не ограничены; 2. Добыча не требует дополнительных затрат; 3. Распределение осуществляется по потребностям.

Экономические – блага, потребность в которых превышает кол-во этого блага. 1. В природе в ограниченных размерах; 2. Их добыча требует дополнительных затрат; 3. Распределение не по потребностям.

Одно и то же благо может быть и свободным и экономическим.

Классификация экономических благ:

1. материальные и нематериальные;

2. прямые и косвенные. Прямые удовлетворяют потребности прямо и непосредственно. Косвенные – это те, с помощью которых создаются прямые блага;

3.личные и производственные;

4.индивидуального и общественного потребления.

5.взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Взаимозаменяемые – удовлетворяют одну и ту же потребность (шуба и дубленка).

Взаимодополняемые – такие, употребление которых невозможно или нежелательно одно без другого (машина и бензин)

6.настоящие и будущие;

7. готовые (товары) и ресурсы. Ресурсы, используемые в процессе производства, получили название факторов производства. Основные факторы производства: земля, труд, капитал и предпринимательство. Ресурсы подразделяются на материальные и нематериальные; трудовые, природные и капитальные; первичные (труд, земля) или вторичные (производные (капитал)).

Ограниченность экономических благ носит относительный характер. Это следует понимать как невозможность одновременного удовлетворения всех потребностей всех потребителей.

Главной задачей экономической науки является распределить ограниченные ресурсы с целью наиболее полного удовлетворения неограниченных потребностей. Всякое общество независимо от социально-экономического и политического устройства решает три главных вопроса: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Производственные возможности – возможности общества по производству эк. благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся рес-сов при данном уровне развития технологии. Кривая ПВ – характеризует максимальные объемы производства, тех или иных благ или услуг при условии полного использования всех имеющихся ресурсов. КПВ – является выпуклой, это объясняется тем, что производительность факторов производства при производстве разных благ и услуг разная.

Кроме того, с увеличением производства какого-либо блага производительность начинает снижаться (закон снижающейся производительности). КПВ очерчивает зону выбора и называется границей производственных возможностей.

Если все ресурсы общество направит на производство предметов потребления, то макс. 200 у.е. Если общество считает необходимым производить 100 у.е. средств производства, тогда предметов потребления производит 150 у.е. если точка F оказалась внутри зоны выбора, это будет означать, что ресурсы используются не полностью или не эффективно. Если т.F окажется за кривой производственной возможности – это означает, что при имеющихся ресурсах она недостижима.

Практическое значение КПВ большое. Ее можно использовать для характеристики производственных возможностей.

Издержки замещения (альтернативные) – в эк-ке стоит проблема выбора в наиболее рациональном использовании ресурсов. Закон роста альт-х из-к: по мере увел-я исп-ния эк-кого блага растет его стоимость. Значит стоит отказаться от какого-то др. ресурса.

Билет 2