logo
Методичка_БММ_2011_2

Тема 3. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью

Цель самостоятельной работы: изучить сущность маркетинговых мероприятий и их влияние на текущую банковскую деятельность, сформировать навыки применения маркетингового инструментария в системе банковского менеджмента.

Работа над составлением словаря терминов банковского дела: банковский маркетинг, банковский продукт, банковская услуга, маркетинговая стратегия, цена банковского продукта, рынок банковских услуг.

Обратить внимание на виды банковского маркетинга; составные части банковской маркетинговой стратегии; особенности банковских продуктов и услуг; формирование себестоимости и цены на банковские продукты и услуги; основные направления сбыта банковских продуктов и услуг.

Содержание: Понятие и содержание банковского маркетинга, особенности рынка банковских услуг. Элементы маркетинговой стратегии банка. Стратегии, ориентированные на достижение устойчивого конкурентного преимущества ( стратегия лидерства по издержкам, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования). Стратегии ориентации на поведение потенциальной клиентуры ( стратегия качественного обновления, стратегия расширения границ обслуживаемого банком рынка, стратегия кроссирования продаж (или упрочения доверия), стратегия диверсификации. Организация сбыта банковских продуктов и услуг. Стратегические подходы к организации маркетинговой деятельности в системе банковского менеджмента.

Практическое задание:

1. Определите наиболее типичные для отечественных банков в настоящее время направления и методы стимулирования сбыта продуктов и услуг. Подберите 2–3 примера продуктового ряда по нескольким коммерческим банкам и сравните их.

2. По материалам СМИ и Интернет-сайтам соберите информацию о сегментации рынка банковских услуг и продуктов, подготовьте аналитическое заключение.

3. Выберете любую банковскую операцию. Назовите участников данного направления менеджмента и изобразите схему технологии управления данной операцией в конкретном коммерческом банке. Если доступа к практическому материалу нет, сделайте схему для абстрактного банка.

Дайте определение следующим терминам и понятиям:

- банковский маркетинг; организация маркетинговой деятельности в системе банковского менеджмента;

- банковский продукт;

- банковская операция;

- банковская услуга;

- себестоимость банковского продукта;

- активный банковский маркетинг;

- пассивный банковский маркетинг;

- продуктовая банковская технология;

- продуктовый банковский бизнес-процесс;

- бизнес-задача клиента.

Контрольные вопросы:

1. Какие основные направления включает банковский маркетинг?

2. В чем заключается цель деятельности маркетингового отдела коммерческого банка?

3. Охарактеризуйте основные составные части банковского маркетинга.

4. В чем состоят различия между активным и пассивным маркетингом?

5. Перечислите существующие виды концепции банковского маркетинга.

6. В чем проявляются общие черты понятий "банковский продукт", "банковская услуга", "банковская операция"?

7. В чем проявляются различия между понятиями "банковский продукт", "банковская услуга", "банковская операция"?

8. Что показывает коэффициент проникновения? Его необходимость для банковского маркетинга?

9. Охарактеризуйте принципы банковского маркетинга.

10. Каковы основные приемы банковского маркетинга?

Список рекомендуемой литературы по теме:

  1. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент): Учебник / Под ред О.И.Лаврушина. – М.: Юристъ, 2010. – 688с.

  2. Банковский менеджмент: учебник / кол. авторов; под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 560 с.

  3. Банковский менеджмент: управление конкуренто-способностью коммерческого банка: учеб. Пособие / Т.А. Световцева, Н.П. Казаренкова; Курск. гос. техн. ун-т. Курск, 2009. – 158 с.

  4. Полонский Д. Э. Новые тенденции на рынке банковских услуг: взаимодействие банков и торговых компаний // Банковские услуги. - 2010. - № 5. - С. 32-37.

  5. Андреева А.В. К вопросу об агрессивности маркетинга в банковском секторе // Банковские услуги. 2010. №11.- С. 25-28.

  6. Садков В.Г., Федякова Н.И., Королева А.К. Актуальные проблемы финансово-кредитных рынков и ключевые направления и ключевые направления модернизации законодательства об их развитии // Финансы и кредит. – 2011. №5.- С. 9-20.