logo
Источниковедение

11.11.2011 Произведения древнерусской литературы как источник

«Поучения» и «послания»

«Слово о законе и благодати».

Древнейшее произведение древнерусской литературы. Оно появилось в XI веке и сохранилось в списках XII-XIII веков. Впервые это произведение было опубликовано в 1844 году церковным историком Александром Горским. Оно было написано в период 1037-1050 годов. Это было установлено по тексту, где говорится о церкви Благовещения (1037) и смерти княжны Ирины (1050). Автором стал митрополит Илларион. Именно Илларион основал Киево-Печерский монастырь. Он являлся священником церкви Святых Апостолов в селе Берестово под Киевом в резиденции Великого Князя. Также об Илларионе говорится в «Уставе» князя Ярослава по церковным судам, в создании которого Илларион принимал участие. Илларион стал первым митрополитом, избранным в 1051 году из числа русских.

Произведение состоит из двух частей – догматической и полемической. В первой части идет сравнение Ветхого и Нового Завета. Закон для Иллариона – Ветхий Завет, а благодать вошла в жизнь людей через благую весть Нового Завета. Илларион говорит о равноправии всех народов в противовес идеям богоизбранничества одного народа. Он указывает, что в Евангелие бог спасает все народы, в том числе и народ русский.

По мнению ученых первая часть – полемическая. Она должна была утвердить равноправие Руси с другими народами, поскольку Иисус проповедовал для всех. Илларион написал свое «Слово…» незадолго до своего поставления в митрополиты. Причем он был утвержден впоследствии на соборе русских епископов, а не в Византии, как было заведено. По другому мнению, автор пытался доказать превосходство христианства над иудаизмом. По третьему варианту Илларион излагает учение о Спасителе. Именно споры по этому вопросу породили различные ереси. Илларион доказывает, что Иисус был в полной мере и богом и человеком. Также Илларион проповедует жизнь по благодати, а не формальному исполнению законов.

Вторая часть – историческая. В ней Илларион развивает идею спасения Благодатью уже в приложении к Руси. В частности, он сравнивает Русь языческую с Русью православной.

Часть третья – панегирическая, адресованная князю Владимиру. В этой части Илларион восхваляет князя Владимира, рисуя образ идеального христианина. После Владимира Илларион переходит к восхвалению князя Ярослава.

«Слово…» позволяет Иллариону показать место и роль Руси в истории, показать величие своей родины. В этом произведении ярко проявляется восторженное отношение к Руси начиная с момента ее крещения

«Моление Даниила Заточника»

«Моление…» или «Слово Даниила Заточника» - памятник древнерусской литературы XII-XIII веков. Он был открыт и впервые опубликован Карамзиным. Све списки моления делятся на две редакции. Первый вариант: «Слово Даниила Заточника еже написал своему князю Ярославу Владимировичу» середины XII века. Второй вариант – «Моление Даниила Заточника к своему князю Ярославу Всеволодовичу» начала XIII века.

По мнению историков, автор имел невысокое зависимое социальное положение. Скорее всего, это был княжеский милостник. Есть также версия, что автор – вымышленный человек. Автор был человеком образованным, книжным. В то же время он был довольно беден. Даниил просит князя облегчить его горькую участь и взять к себе на службу в качестве советника. При этом он показывает князю свой ум и настойчивость. Даниил использует многие изречения и афоризмы, которые берет из библиейских книг, из «Повести об Акире Премудром», сборника поучений «Пчела», «Стословца», «Разных слов о злых женах», русских летописей. Автор смотрит на князя через призму богатства и щедрости. Князь может вызволить зависимого человека из нищеты, поднять его по социальной лестнице, защитить от произвола богатых. В то же время Даниил негативно описывает бояр, от которых испытал немало зла.

В этом произведении впервые в древнерусской литературе сатирически обличаются почти все социальные группы – бояре, монахи, скупой князь, злые жены. Автор оьличает боярскую спесь, лицемерие, корыстолюбие, распущенность монахов, иронизирует над властьимущими. В этом произведении впервые описывается жизнь скоморохов, которые жили при дворе князя. Говорится о конных поединках, звериных боях и прочих представлениях.

Даниил также отказывается от идеи жениться на богатой невесте. Он даже не допускает мысли, что жена может оказаться хорошей.

Также в этом произведении описываются разные стороны русского быта. В частности упоминаются приемы военной практики, сообщаются данные об обработке железа, олова, меди, описываются различные орудия труда, предметы быта.

По форме это импровизация, в которой часто используются афоризмы, наставления, пословицы, поговорки, притчи. Также автор говорит загадками. Часто используется Библия, которой автор пытается придать иронический оттенок, тем самым снижая ее значение., применяя свою возвышенную духовную тему к своему положению просителя. «Моление…» впервые показывает ироническое отношение к Библии, что не встречается вплоть до XVII века.

В целом автор необычен для своей эпохи. Писание считалось делом сакральным, почти святым. Говорить на пергамене о суетном, повседневном было не принято. Лишь высокие идеи или церковные тексты помещались на пергамен. Автор же говорит о своих личных интересах.

«Домострой»

«Домострой» - памятник русской литературы XVI века, который является сборником правил, советов, наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и духовные вопросы.

Слово «домострой» восходит к греческому слову «экономика». Наиболее известный исследователь «Домостроя» - Найденова Л. П.«Мир русского человека XVI-XVII веков (По «Домострою» и памятникам права» М 2003

Источники «Домостроя»

Его текст формировался постепенно. ВВ частности он основывается на известных духовных сборниках, таких как «Златоуст», «Златая цепь», «Пчела», «Измарагд». Также используются обиходники, епитимийники, западноевропейский «Домострой», различные поучения.

Редакции «Домостроя»

Этот памятник известен в трех основных редакциях, впервые он был издан Дмитрием Голохвастовым в 1849 году. Первая редакция «Домостроя» появилась в Великом Новгороде в конце XV-начале XVI века. Вторая, наиболее известная, редакция сложилась при Иване IV Грозном в середине XVI века. Возможным автором этого произведения считается Сильвестр, духовник Ивана Грозного. В частности Сильвестр известен как автор жития святой княгини … и поучениям. Третья редакция «Домостроя» составлена иеромонахом московского Чудова монастыря Карионом Истоминым в XVII веке.

Структура «Домостроя»

Первая часть – «О духовном строении». «Како веровати и како царя чтити».

Вторая часть – «О мирском строении» «Како жити с женами, с детьми и с домочадцами (слугами)»

Часть третья – «О домовном строении» - о ведении хозяйства.

Также к основному тексту во второй редакции добавлено послание Сильвестра к сыну А…(?).

«Домострой» имеет традиционную для средневековья трехчастную структуру, которая воспроизводит построение человека (дух, душа и тело). Также в этом произведении можно увидеть и иную трехчастную композицию – небо, государство и дом (Бог, царь, глава семьи)

Вера и духовная жизнь человека. Вера по «Домострою» должна пронизывать всю жизнь человека. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться молитвой. Большое значение придавалось службе, постам, духовному наставнику. Человек должен служить богу не только постом и молитвой, но и любым своим делом.

Отношение к царю. Устройство божественное проецируется на государство и семью. Поэтому царя, как и бога, необходимо почитать, служить ему верой и правдой, повиноваться ему и молиться о его здоровье.

«Домострой» был адресован самым широким слоям населения, тем, кто имел свой дом и хозяйство. В XVII веке он имел основное хождение в среде служилого дворянства, духовенства и городских слоев, в первую очередь купечества. Хозяин имеет в своем распоряжении штат слуг. Хозяин должен быть милостив к слугам, обучать их всякому рукоделию, в то ж время слуги должны быть довольны тем, что им дается.

Семейные отношения в «Домострое». «Домострой» требовал от женщины чистоты, послушания, умения угодить мужу, хорошо устроить дом, вести домашнее хозяйство, следить за слугами, знать всякое рукоделие. Также она играла роль заступницы за детей и слуг перед хозяином и отвечала за благотворительность. В то же время «домострой» предостерегает против опасных сношений с внешним миром, а также говорит об умеренности и осторожности во всем.

Воспитание детей. Сильвестр, обращаясь к родителям, ставил на первое место нравственное воспитание детей. На второе место он выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства. На третьем месте стояло обучение детей грамоте и книжному уму. Воспитание было основано на строгом отношении к детям и на телесных наказаниях.

«Домострой» определяет основные положения трудовой этики. Труд является деятельностью во славу божию и путем к спасению души. При этом процесс труда является не самоцелью, а средством спасения, через содержание родни, слуг, помощь другим людям.

«Домострой» предлагал правила торговой этики.

В «домострое» разделялся мужской и женский труд. Женщине принадлежало внутреннее пространство – дом. Мужчине принадлежало внешнее пространство – поле, военное служение, торговля и так далее. Женщина должна была знать все виды домашней работы. «Домострой» учил бережливости. Кроме того, «Домострой» был дополнен памятниками народной культуры. В частности это «чин свадебный», «надзиратель» - справочник по сельскому хозяйству, лечебнк и травник.

«Домострой» являлся энциклопедией семейной жизни, домашних обычаев, традиций хозяйствования. Его традиции дожили до XIX века. В частности, они сохранялись в среде духовенства, купечества, среди старообрядцев, а также среди богатых крестьян.

В настоящее время «домострой» является ценным источником, дающим информацию о менталитете, укладе жизни в XVI-XVII веках.

«Хожения»

«Хожениями» в древнерусской литературе назывались произведения, в которых описывались путешествия богомольцев в Палестину, Византию, страны Востока с целью поклонения святыням, паломничества. Паломников также называли «калики перехожие». Нередко подобные путешествия также содержали в себе торговые и дипломатические цели.

Известно более 70 произведений написанных в этом жанре. Среди них, в частности, известны так называемые «Путники». «Путники» описывали маршрут, указывая пункты на пути и расстояния между ними.

Самым известным и ранним «Хождением» является «Хождение игумена Даниила», появившееся в XII веке и описывающее путешествие в Святую Землю. Это произведение было написано для православных читателей. Оно было призвано иметь не только формально-описательное значение, но и воспитательное значение.

Свое путешествие Даниил совершил по Палестине в 1106-08 годах. Именно в этот период в Палестине шел Первый Крестовый поход. Даниила принимает король Болдуин I и помогает ему совершить путешествие по Палестине. В глазах короля Даниил не был простым паломником, а являлся официальным представителем Руси, в поддержке которой он, видимо, был заинтересован. Даниил был допущен в закрытые для других места. Он осматривал Иерусалим, описал его святыни. «Хождение…» должно было стать путеводителем для других паломников. Даниил также описывает природу Палестины, развитие земледелия, садоводства и промыслов. Также Даниил описал Мертвое Море. Большое место в произведении занимают легенды и апокрифы. Даниил описывает камень, находящийся рядом с местом распятия.

Данное «хождение» сегодня привлекает историков своей достоверностью, обстоятельностью.

«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина

В 1468 году русские купцы во главе с Афанасием Никитиным решили направиться в Индию с целью торговли. Когда они прибыли в Индию ,они потеряли основную массу товаров

Больше всего он говорит об индийских обычаях, хозяйстве, местных народах. Прежде всего, Никитин был удивлен внешним видом индийцев. Его удивляет их питание, обычай есть руками. Торговля была весьма неудачной, поэтому практически не описывается. Особая тема «Хождения…» - тоска по родине. Никитина особенно угнетала невозможность соблюдать обычаи своей страны в Индии, а также попытки его обратить в мусульманство. Он был вынужден соблюдать мусульманский пост, праздновать местные праздники, в молитве заменять бога-отца на аллаха.

Никитин был очень образованным человеком. За границей он изучил тюркский, персидский и арабский языки, причем часть своих записок он писал на этих языках. Рассказы о жизни в Индии сближают «Хождениеююю» с автобиографией. Он описывает не только события, но и свои переживания.

Никитин попытался вернуться в Россию в 1474 году, однако вновь был ограблен, заболел и умер уже в России, не добравшись до Твери.

Анализ данного текста с позиций семиотики был дан Борисом Успенским в его произведении «Дуалистический характер русской средневековой культуры на материале «Хождения за три моря» Афанасия Никитина» (Успенский Избранные труды Т.1).

Сказания иностранцев о России

Особенности анализ «Сказаний…».

«Сказаниями иностранцев о России» называются записки, дневники, донесения, воспоминания иностранцев, составленные на основании собственных наблюдений или по рассказам других лиц, побывавших в России. Чаще всего они создавались в XVI-XVII веках. Среди тех, кто писал о России были англичане, австрийцы, итальянцы, немцы, шведы, датчане, поляки, голландцы, французы, греки и персы. Это были дипломаты ,купцы, инженеры, военные, врачи, ученые, художники, различные специалисты, а также разведчики и авантюристы. В их записках отразилась политика и культура, экономика и быт, религия и нравы России. Эти описания породили даже особый жанр – Россика. Иностранцы, приезжая в страну, легко схватывали чуждые для них особенности. Кроме того, иностранцы нередко были образованнее местного населения и им лече было понять общие причины событий. Также они имели материал для сравнений, и они могли безбоязненно передавать любые, в том числе негативные оценки.

При всех достоинствах, эти сказания имеют немало ошибок и преувеличений. Иностранцы в России находились под жестким контролем. Мало кто из приезжих знал русский язык, общение в основном шло через переводчика. Русские с большим подозрением относились к иностранцам и порой считали своим долгом давать им неверные сведенья. Также европейцы были иного вероисповедания, что создавало превратное представление о церковных обрядах и обычаях России. Кроме того, ошибки могли происходить от частных обстоятельств и личных особенностей писателя.

Сказания иностранцев дают историку богатый материал, который требует особого анализа. Необходимо установить цель и повод создания произведения, определить, что принадлежит личным наблюдениям автора, а что взято им от других. Необходимо изучить его взгляды, суждения в связи с состоянием государства и его сословной среды. По возможности все его сведенья необходимо проверить по другим источникам.

Впервые комплексный анализ таких источников провел Ключевский (Сказания иностранцев о Московском государстве). Его сочинение привлекло внимание к новой теме, дало метод исследования данного вида источников. Эти сказания показали историю быта, повседневности, своеобразие национального характера и культурных связей России и запада.

Основные авторы и источники по истории Московского государства XVI-XVII веков

Одним из первых, кто побывал в России, был Ричард Ченслер, попавший в Россию в поисках короткого пути в Китай в 1553 году. По указу Ивана Грозного англичане были доставлены в Москву. Там они пробыли около года, записывая в свой дневник впечатления о Московии. Его поразило богатство Москвы и военная сила России. Ченслер не только изучал местные нравы, но и вел деловые переговоры. Он предложил Ивану Грозному начать торговлю с Англией. Через 2 года Ченслер вновь вернулся в Россию уже как представитель организованной Московской торговой компании. В пути го сопровождали королевские послы, которым предстояло поселиться при московском дворе. Царь дал англичанам большие привилегии. Для Московской компании в Москве были построеныособые палаты.

До Ченслера в России побывал Сигизмунд фон Герберштейн, австрийский дипломат, писатель и историк. Он родился в Словении, он с детства изучал славянские языки. Он участвовал в 70 посольствах в разные страны Европы, а также в Турцию. Москву он посещал в 1517 и 1526 годах. Багодаря тому, что он знал русский язык, он дат очень достоверные сведения о России. В своих «Записках о Московии» он описывет географию России, дает характеристику экономике, описывает армию, быт, релиию, а также кратко описывает историю России, начиная со времен Владимира Великого.

Следующая группа источников отностися к периоду опричнины. Об опричнине повествует «Сказание» Альберта Шлихтинга (1564-70), «Записки» Генриха Штадена (1564-76), «Послание» Иоганна Таубе и Элерта Крузе (1565-71).

Шлихтинг был переводчиком при враче Ивана Грозного, кроме того, он был шпионом Польши, куда он и сбежал в 1570 году. Штаден служил в опричном войске, Таубе и Крузе были советниками Грозного.

Несмотря на ошибки и неточности их данные об опричнине заслуживают внимания, поскольку принадлежат не только очевидцам, но и зачастую участникам событий.

Смутное время в записках иностранцев.

«Записки» Жака Маржарета. В начале XVII века он поступил на военную службу к Борису Годунову, затем он служил Лжедмитрию I, а затем Лжедмитрию II. В основе его книги лежат его письменне отчеты, отправленные в Париж в 1604-1605 годах, дополненные устной информацией, которую он брал у московских дьяков.

«Краткое известие о начале и происхождение современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое время правлений государей» Исаака Массы. Масса был голландским купцом, его родители отправили его учиться в Россию торговому делу, куда он попал в самом начале смуты. Он описал массовый голод, падение Годуновых, воцарение и убийство самозванца, правление Шуйского, гражданскую войну. В 1609 году Масса покинул Московию, второй раз он попал в Московию в 1612 году как посланник Генеральных Штатов. Его труд впервые был опубликован в России в 1866 году на французском языке. Основным достоинством его работы является хорошая информированность автора.

«Мемуары по русской истории» Арсения Елассонского. Он был греком по происхождению и прибыл в Россию в 1586 году в составе посольства Константинопольского Патриарха к царю Федору Иоанновичу. В 1588 году он вновь приезжает в Россию в связи с установлением в России патриаршества. В 1589 году после отбытия посольства он остается жить в России, где становится архиепископом Архангельского собора. Из его трудов наиболее известно стихотворное описание пребывания греческого посольства в Москве в 1588-89 годах. Также известны его «Мемуары о пребывании в России». В них описываются события, начиная с его приезда в Москву в 1588 году до разорения Москвы в 1611 году. Дальнейшие события до вступления на престол Романовых описаны очень кратко. При издании его мемуары были дополнены его житием.

История шведско-московитской войны XVII век» Видикинда Юхана. Он повествует о военных походах объединенного русско-шведского войска Делагарди, а также об интервенции шведов на северо-западе России. Это произведение было написано в 1672 году.

«Московская хроника 1584-1613» Конрада Буссова. Сам Буссов родился в Германии, но служил он шведскому королю, где он организовал заговор, но был вынужден бежать в Россию ,где становится одним из командиров наемных войск Бориса Годунова. Он служил Лжедмитриям, Шуйскому, Болотникову, Сигизмунду III и Владиславу. Его рукопись попадает в 1617 году Петру Петрею.

«История о великом княжестве Московском» Петра Петрея де Ерлезунда, француза. В 1601 году он был послан в Россию от Швеции и 4 года собирал информацию о стране и отношении русского правительства к Швеции, причем в России он выступал как врач. В 1608 году он публикует «Достоверную и правдивую реляцию», где описывает события в России со времен Ивана Грозного до воцарения Василия Шуйского. Впоследствии, используя труды Буссова он публикует свою «Историю о вк Московском». Он выступает как апологет шведской интервенции.

«Историческое повествование о важнейших смутах в государстве Руссом, виновником которых был царевич-князь Дмитрий Иванович, несправедливо называемый самозванцем» Элиаса Геркмана.

Адам Олеарий, путешественник и ученый. Он служил при дворе голштинского герцога Фридриха III. Адам Олеарий впервые побывал в России в 1634 году, по пути в Персию. После этого он был в России еще в 1636, 1639 и 1643 годах. Михаил Федорович предлагал Адаму служить пи его дворе. В книге «Описание путешествия Голштинского посольствав Московию и Персию» сохранились описания придворных традиций того времени. Также его описание сопровождалось многочисленными иллюстрациями ,где были показаны города ,одежды, сцены жизни России, нарисованные Олеарием с натуры.

Основное содержание «Сказаний о России»

Территория России и населяющие ее народы. Очень часто иностранцы описывают как часть России Лукоморье.

Государственная власть и управление в России. Иностранцы в довольно резких выражениях описывают власть московского государя и его отношение к подданным. Их поражает безграничная власть царя. В то же время иностранцы удивлялись покорности народа. Также все иностранцы пишут о жестокости судопроизводства и наказаний.

Русское войско. Все отмечают огромные размеры войска и неприхотливость русских солдат. Также их поражает сила русского войска. Описывается тактика русского войска.

География ,природные богатства, хозяйство России, жизнь и быт народа. Также иностранцы отмечают, что в русских городах совершается множество преступлений. Иностранцы отмечали уважение русских друг к другу и большую почтительность.

Также в записках иностранцев отражены события опричнины и смутного времени.