logo
Источниковедение

Источниковедение

Анализ источников

Имя неканоническое являлось вторым для человека и не являлось обязательным. В древней Руси оно выполняло функцию основного имени. Первоначально это имя было языческим (Ярослав, Святослав, Ратибор). Позднее как второе имя стали употребляться имена христианские в народной разговорной форме (Микола, Микита). В источниках употребляются уменьшительные формы имени что затрудняет их восстановление в полной форме. В некоторых случаях оно может соответствовать нескольким именам (Елька – Елисей, Егор, Ель; Зинька – Зиновий; Алешка - Алексей, Александр; Митька – Дмитрий, Димитрий, Никита; Сенька – Арсений, Семен).

Прозвища, в отличие от имен, отражают качества, характер, происхождение, место проживания его носителя. Прозвища порой бывает сложно отделить от древнерусских имен, которые нередко были образованы от названий животных, разных предметов, а также «защитные имена». Если речь шла о прозвище, часто добавлялось выражение «по реклу» - по прозвищу. Прозвища также имели семинаристы.

Частью полного имени являлось отчество, которое указывало не только на отца, но и на происхождение человека. Окончание «-вич» являлось принадлежностью высшего сословия. С конца XVI века они давались как особая награда от государя. С конца XVIII века полное отчество имели право носить с I по V чин табели о рангах.

В средние века имя нередко зашифровывали в виде криптограммы. Позднее стали появляться псевдонимы. Все известные псевдонимы были собраны в «Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и ответственных деятелей».

Если автор не указан в источнике, его можно попытаться установить:

  1. Через анализ содержания изучаемого источника, поскольку автор иногда сообщает о себе некоторые биографические данные.

  2. Определенную помощь могут оказать катойконимы – названия по месту (Вятич, Галичанин).

  3. Через сопоставление с другими документами той эпохи по почерку, мировоззрению, языку, речевым оборотам.

  4. По гербам, эмблемам, личным печатям.

В то же время можно ошибочно идентифицировать то или иное лицо, опираясь только на схожесть имен.

Внутренняя критика источников

Она дает сведения о фактической ценности источника и позволяет установить, насколько полно и достоверно отражены в нем исторические факты. Внутренняя критика представляет собой решение ряда вопросов:

  1. Текст должен рассматриваться в контексте породившей его эпохи. Необходимо выявить события, с которыми связано появление текста ,цель его создания, условия его создания, влияние на текст цензуры. Необходимо также знать ментальные установки эпохи.

  2. Необходимо наиболее полно изучить личность автора, от которого во многом зависела достоверность и полнота излагаемых сведений. В частности, следует установить, был ли автор участником или очевидцем событий или писал со слов других людей, кто он был по профессии, каково образование автора. Следует также установить, идет ли речь об авторе или компиляторе, который свел воедино тексты своих предшественников, был ли человек простым переписчиком более ранних источников или вносил в текст свои взгляды.

  3. Среди источников нового и новейшего времени характерно появление произведений коллективного творчества – законодательные. Для выявления достоверности делопроизводных документов необходимо изучить их происхождение, методику составления, технику сбора информации. Как правило, это содержится в инструкции по составлению документа.

Сегодня источниковедческий анализ документа представляет собой следующую схему: дается и обосновывается тема исследования, методы, историография, формулируются задачи. Первая глава - характеристика источников (изучение вопросов происхождения, авторства источников, в ней могут даваться описания исторических условий создания источника, история текстов, история публикаций, интерпретация источников). Вторая глава – анализ источника основное внимание уделяется полноте и достоверности сведений источника. В заключении дается обобщенная оценка значения источника и рекомендации по его использованию.