logo
DKB_bilety

46. Этапы создания коммерческого банка в России.

Создание банка проходит такие этапы:

  1. исследования и подготовительные работы

  2. государственная регистрация как юридического лица

  3. получение лицензии как разрешения проводить банковские операции

  4. создание организационной структуры, решение вопроса функционирования банка

  5. создание клиентской базы

Первый этап включает:

Основными нормативными актами, которые используются на этом этапе являются: Гражданский кодекс РФ, Закон “О банках и банковской деятельности”, инструкции, указания, положения ЦБ РФ.

Отправной точкой подготовительной работы по созданию банка является разработка его концепции. Концепция банка – это набор гипотез относительно желаемого характера деятельности коммерческого банка в будущем. Концепция деятельности коммерческого банка может включать гипотезы по таким вопросам:

Миссия банка объясняет обществу и экономическим партнёрам в чём состоит социально-экономический эффект и польза от деятельности конкретного банка. Основы стратегии выполнения миссии и будущей деятельности формируется в программном заявлении о создании банка.

Коммерческий банк в России может создаваться в трёх организационно – правовых формах: акционерное общество (АО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

Выбор организационно-правовой формы влияет на:

Размер уставного капитала влияет на:

Структура уставного капитала влияет на финансовую устойчивость и эффективность функционирования банка.

Требования к участникам и ограничения на участие имеют общие количественные и качественные параметры. В настоящее время такие требования отражены в инструкции ЦБ РФ № 75-И.

Количественные требования к составу участников. Для начала рекомендуется включать в состав 5-6 учредителей. А при необходимости увеличения капитала можно увеличить число участников до 30 (число участников ООО не может быть более 50 человек). При определении числа участников и их долей необходимо учитывать то. Как это скажется на принятии решений.

Качественные требования к участникам банка. Юридические лица должны подтвердить балансами свою финансовую устойчивость за 3 последних года, а если учредитель кредитная организация, то она должна быть финансово устойчивой в течение последних 6 месяцев. Учредители должны отличаться высокой ответственностью в делах, вызывать полное доверие, быть готовы и способны выполнить свои обязательства перед банком. Рекомендуется, чтобы учредитель банка держал свои сбережения в создаваемом банке и способствовал привлечению в клиенты банка своих контрагентов и партнёров по бизнесу и хозяйственной деятельности.

Подготовка к государственной регистрации банка имеет последовательность:

В учредительном договоре должны быть зафиксированы:

  1. обязанности учредителей по созданию банка

  2. организация и порядок участия в создании банка

  3. организационно-правовая форма банка

  4. состав учредителей

  5. порядок и форма внесения взноса в уставный капитал

  6. размер уставного капитала и долевое участие каждого учредителя в этом капитале

  7. состав и размер вкладов, вносимых участниками в Уставный капитал банка, и ответственность учредителей за нарушение данной обязанности

  8. сведения о создании и компетенции органов управления банка, а так же о порядке принятия управленческих решений

  9. порядок и условия распределения прибыли между учредителями и покрытии ими убытков, если это предусмотрено законодательством

  10. для ООО необходимо обговорить порядок выхода учредителей из состава

  11. место, порядок рассмотрения спорных вопросов между учредителями и другая информация, не противоречащая законодательству, но позволяющая уточнить специфику банка и взаимоотношений его учредителей.