logo
СМ 1-3

Кэптивные компании – понятие, особенности их функционирования, примеры.

Кэптивная страховая компания - страховая компания, созданная одним или нескольким юридическими лицами для страхования (перестрахования) рисков своих учредителей, либо ограниченного, заранее определенного круга лиц.

Простейшей формой кэптивной страховой компании является компания, учрежденная материнской компанией для страхования всех или части ее собственных рисков.

Типы кэптивных страховых компаний:

- чисто кэптивные страховые компании, которые имеют во главе одного владельца (компанию), риски которого они как раз и покрывает;

- кэптивные ассоциации, которыми владеют целые группы компаний или физических лиц, риски которых они покрывают;

- кэптивное агентство – компания, учрежденная брокерами и страховыми агентами с целью перестрахования собственных рисков;

- открытые кэптивные компании. Такие компании, помимо рисков своих владельцев и их компаний, занимаются страхованием рисков третьих лиц.

В управлении кэптивной компанией можно выделить следующие проблемы: • проблема формирования стратегии развития компании и формирования системы задач деятельности компании; • проблема информационного обмена с материнской структурой; • проблема противоречия целей работы с материнской структурой и целей работы на внешнем рынке; • проблема ресурсных ограничений (в первую очередь по человеческим ресурсам).

В дополнение к классическим кэптивным компаниям, связанным с финансово-промышленными группами («Капитал», СОГАЗ, «Согласие», «Прогресс-Гарант»), в России имеются компании, связанные с региональными администрациями (РОСНО, Московская страховая компания, «Коместра»), с министерствами и ведомствами (Военно-страховая компания, Страховая компания правоохранительных органов, Чрезвычайная страховая компания), с банковскими или финансовыми структурами («Альфа-Страхование», «Уралсиб»). К числу ведущих российских страховщиков относятся ЖАСО и «Энергогарант».