40. Особенности дбо в России
Российский рынок дистанционного банковского обслуживания пока еще значительно отстает от рынков Европы и США. Если говорить об интернет-банкинге, то в настоящее время общее число активных пользователей данного направления в России составляет всего порядка 1,5 млн человек – чуть более 1% общей численности населения, или 4,6% от аудитории российского интернета. При этом темпы роста количества пользователей интернет-банкинга в РФ составляют в настоящее время порядка 100% в год, тогда как, по оценкам аналитиков рынка ДБО, в потенциале динамика роста может достигать 400%.
Мощным драйвером значительного увеличения объемов ДБО (в первую очередь– интернет-банкинга и мобильного банкинга) является уже существующая клиентская база операторов сотовой связи иинтернет-провайдеров. Россияне все активнее используют глобальную сеть как канал оплаты товаров и услуг: по данным за 2009г., 76% российских пользователей оплачивали покупки через интернет, в том числе 60% – с помощью банковских карт и 16% – используя наличные или электронные деньги. И все-таки до действительно массового охвата российской аудитории современными финансовыми сервисами пока еще далеко. Более 90% всех пользователей Рунета – физические лица, а каждый третий пользователь, согласно данным опросов, готов управлять своим банковским счетом через интернет. Банки же зачастую не видят необходимости в создании полноценной системы интернет-банка либо считают развитие данного направления слишком затратным. Самыми популярными услугами в интернет-банкинге по-прежнему остаются пополнение счета мобильного телефона, платежи за интернет и ЖКХ. Все более востребованными, по оценкам участников рынка, становятся внешние переводы, пополнение электронных кошельков.
По данным Банка России, количество счетов физлиц в банках РФ с доступом через Интернет в 2010 г. увеличилось в 1,8 раза – до 10,36 млн с 5,7 млн, с доступом посредством мобильных телефонов – в 2 раза – до 8,1 млн с 4,01 млн. Общее количество счетов физлиц с дистанционным доступом, включающее счета в рублях, по которым с начала 2010 г. проводились безналичные платежи, в том числе с использованием расчетных и кредитных карт, увеличилось на 27% – до 57,04 млн с 44,9 млн.
Общее количество счетов физлиц (резидентов и нерезидентов), открытых в кредитных организациях РФ, увеличилось в 2010 г. на 6,8% – до 532,9 млн с 498,8 млн. Темпы роста этого показателя в последние годы снижаются: в 2008 г. счетов стало на 11% больше, в 2009 г. – на 8%. Вместе с тем количество счетов, открытых учреждениями банковской системы РФ в расчете на одного жителя, в начале 2011 г. достигло 3,8 против 3,6 годом ранее, 3,3 – в начале 2009 г. и 3 – 2008 г. На долю физлиц в начале 2011 г. приходилось 98,8% всех счетов, открытых в банковской системе РФ (539,344 млн). Согласно данным ЦБ РФ, на 1 января 2011 г. в расчете на 1 млн жителей приходилось 302 банковских учреждения против 299 годом ранее и 305 – в начале 2009 г.
Объем банковских платежей, совершенных юридическими лицами с использованием платежных поручений, переданных в банк электронным способом, за 1-е полугодие 2010 года превысил 101 трлн руб. (из них 51 трлн руб. - платежи со счетов, обслуживаемых через системы интернет-банкинга). В структуре платежей юридических лиц лидируют электронные платежные документы – через системы «Банк-клиент» и «Интернет-банк» во 2-м квартале 2010 г. в банки было отправлено соответственно 36% и 37% платежей по количеству и 42% и 41% платежей по объему. По данным анализа систем ДБО для юридических лиц, проведенного AnalyticResearchGroup, в ТОП-20 российских банков (по величине активов) на системы «Интернет-банкинга» приходится 33% предложения, на системы типа «Банк-клиент» - 48% (28% с соединением по модему и 20% с интернет-соединением). На остальные сервисы приходится не более 20%.
В сентябре 2011 года CNewsAnalytics подвела итоги очередного ежегодного исследования рынка систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) физических и юридических лиц в банках, работающих на территории Российской Федерации. Лидеры на этом рынке - одна из удивительных констант для отечественной отрасли ИТ. При этом из года в год им удается поступательно наращивать свою долю присутствия - за счет сокращения объема собственной разработки.
В ходе исследования CNewsAnalytics были собраны данные об использовании систем ДБО в 100 крупнейших банках РФ по активам и банках со 100% участием нерезидентов, работающих на территории РФ по состоянию на 01.01.2011 г.
Первое место по доле внедренных систем ДБО юридических лиц среди банков Топ 50 принадлежит компании BSS – 62,6% установленных приложений. Напомним, что годом ранее ее показатель (также подтверждавший позицию №1 в этом секторе) составлял - 54,3%. На втором месте «Бифит» с общей долей 11,7%. Третье место занимают системы собственной разработки – 10,7%. Годом ранее собственная разработка занимала второе место с долей 15,4%.
В сегменте банков Топ 100 первое место также принадлежит компании BSS – 55,6% всех установленных приложений (годом ранее - 48,4%). Второе место занимает компания «Бифит» - 13,9%, третье - системы собственной разработки (13,4%). Аналогично, как и в сегменте Топ 50, за год доля последних сократилась - ранее она составляла 17,5%.
Система ДБО физических лиц используется в 75,8% банках Топ 100, и самым распространенным ее вариантов является интернет-банк. В данном случае в банковском секторе сохраняется приоритет собственных разработок - 32,7% (33,6% годом ранее). Среди внешних разработчиков этого типа систем лидирует компания BSS с долей 31,3%, затем Compass + (8,7%) и «Бифит» (8%).
На рынке систем дистанционного обслуживания юридических лиц в сегменте кредитных организаций со 100-процентным участием нерезидентов первое место также у BSS – 60,4% установленных приложений (по системам банк-клиент — 64,4%, интернет-клиент — 57,7%). На втором месте вновь «Бифит» с общей долей 15,3%. Третье место занимают системы собственной разработки – 7,9%. Доля остальных игроков на рынке не превышает 5% по всем системам.
Работающие на российском рынке кредитные организации со 100-процентным участием нерезидентов ориентированы, в большей степени, на корпоративный рынок. Только 30,4% из них используют системы дистанционного обслуживания физических лиц. Системы типа интернет-банк установлены во всех банках с данным видом сервиса, телефон-банк и мобильный банк - в 6,8% банков каждая, и лишь 4,6% банков используют киоски самообслуживания для физических лиц. Самая высокая доля по всем системам принадлежит компании BSS - 32,4%.
- 17. Оперативное управление предприятием
- 18. Информационные системы выработки стратегических решений
- 28. Корпоративные информационные системы.
- 29. Стандарты стратегического управления, направленные на непрерывное улучшение бизнес-процессов (bpi)
- 30.Ис маркетинга
- 31. Программные продукты ис бух.Учета
- 32. Требования предъявляемые к абс
- 33. Технические решения и программное обеспечение банковских технологий
- 34. Архитектуры абс
- 35. Информационное обеспечение автоматизированных информационных технологий в банке
- 36. Электронные банковские технологии.
- 38. Эл.Услуги дбо
- 39. Информационные системы используемые при дистанционном банковском обслуживании
- 40. Особенности дбо в России
- 41. Системы межбанковских расчетов
- 42. Автоматизация межбанковских расчетов
- 43. Электронные платежные системы в интернет
- 45. Защита информации в электронном бизнесе
- 22. Реляционная база данных и её особенности. Виды связей между реляционными таблицами.
- 23. Субд ms Access. Таблицы и их структура. Типы полей и их свойства. Контроль вводимых данных.
- 24. Запросы к базе данных и их использование. Виды запросов. Технология создания.
- 25. Формы, их виды. Структура формы. Свойства формы. Технология создания форм. Элементы управления и их использование в формах.
- 26. Отчёты, их назначение и использование. Виды отчётов. Структура отчёта. Технология создания.
- 1.Понятие информационной технологии. Этапы развития ит.
- 2. Новая информационная технология. Основные принципы компьютерной ит.
- 3. Классификация информационных технологий.
- 4. Понятие экономической информации. Свойства экономической информации.
- 5. Структура экономической информации.
- 6. Понятие ис. Этапы развития ис. Соотношение между ис и ит.
- 7. Состав и структура ис. Характеристика функциональных подсистем.
- 8.Характеристика обеспечивающих подсистем.
- 9. Жизненный цикл аис. Модели жизненного цикла.
- 1.Предпроектное обследование:
- 2. Проектирование:
- 3. Разработка ис:
- 4. Ввод ис в эксплуатацию:
- 5. Эксплуатация ис:
- 10. Информационная модель предприятия. Фазы разработки информационной модели.
- 11.Определение эффективности экономической информационной системы.
- 12.Электронная документация и ее защита.
- 13. Виды ит. Ит обработки данных.
- 14.Ит управления.
- 15. Ит поддержки принятия решений.
- 16.Ит экспертных систем.
- 37. Электронные услуги с использованием банковских карт.
- 44.Интернет-магазины.
- 19. Понятия о базах данных и системах управления ими.
- 27.Макросы и их конструирование.
- 20. Модели данных. Основные виды моделей. Сравнение моделей данных.
- 21.Функциональные зависимости и ключи.