logo
Госник / 14_EABS_kh16

11. Собственный капитал коммерческого банка, его функции и структура. Положение цб рф № 215-п от 10.02.2003 г. «о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».

Капитал коммерческого банка является важнейшей характеристикой его финансового состояния. Капитал выполняет следующие функции: 1) защитная; 2) регулирующая; 3) генерация доходов; 4) операционно-производственная; 5) имиджевая.

Защитная функция капитала характеризует способность банка выполнять взятые на себя перед кредиторами и вкладчиками обязательства, компенсировать неожиданные убытки, возникающие в силу реализации тех или иных банковских рисков. В той ситуации, когда все резервы банка будут израсходованы в силу негативной реализации банковских рисков, собственный капитал банка будет резервом «на крайний случай», т.е. возможна неблагоприятная ситуация, когда собственный капитал позволит сохранить ликвидность и финансовую устойчивость коммерческого банка.

Для того чтобы понять механизм действия регулирующей функции следует обратиться к нормативу достаточности капитала, расчет которого производится в соответствии с требованиями инструкции №110-И:

Этот норматив рассчитывается как отношение собственного капитала банка к активам, взвешенным с учетом риска (взвешивание производится с использованием коэффициентов, учитывающих реальную вероятность возврата того или иного актива). Этот коэффициент не должен быть ниже 10-11 %. Под регулирующей функцией, которую выполняет банк, понимается его способность к росту в долгосрочной перспективе, что означает необходимость соответствия темпов роста капитала и темпов роста активов банка, взвешенных с учетом риска, и определяется логикой расчета норматива достаточности собственного капитала.

Поскольку капитал коммерческого банка является неотъемлемой составляющей его пассивов (источников финансирования), постольку он принимает непосредственное участие в генерации доходов банка, выполняя таким образом функцию генерации доходов.

Операционно-производственная функция, реализуемая собственным капиталом, позволяет банку увеличивать спектр услуг, внедрять новые технологии, приобретать эффективное ПО. Действие этой функции наиболее очевидно на этапах создания банка, формирования новых отделов и расширения филиальной сети.

Имиджевая функция проявляется в том, что чем больше капитал коммерческого банка, тем проще ему привлечь ресурсы и тем дешевле они для него обходятся. Солидный капитал поддерживает доверие клиентов к банку и характеризует с положительной стороны его финансовую устойчивость.