21. Страховой рынок
редставляет из себя экономическое пространство, в котором действуют страхователи, формирующие спрос на страховые услуги, страховые компании, удовлетворяющие этот спрос, а также страховые посредники и организации страховой инфраструктуры (консалдинговые фирмы, рейтинг-бюро и т.д.).
Таким образом, объективным условием существования страхового рынка является наличие потребности (спроса) на страховые услуги и страховщиков способных удовлетворить эти потребности.
Основными законами функционирующего страхового рынка являются закон стоимости и закон спроса и предложения.
Принципы функционирования страхового рынка:
самостоятельность субъектов рыночных отношений;
равноправное партнерство по поводу купли-продажи страховых услуг;
развитую систему горизонтальных и вертикальных связей.
В структурном плане страховой рынок можно рассмотреть в двух аспектах;
организационно-правовом;
территориальном.
В первом случае страховщик рассматривается с точки зрения организационно-правовых форм (см. тему 3, вопрос 4). В рамках данных организационно-правовых форм различают: а)индивидуальные страховые компании; б)специализированные перестраховочные компании. Страховщики групп а и б создаются, как государственные; акционерные, в т.ч. КЭПТИВАМИ; хозяйственными товариществами; обществами с ограниченной ответственностью; в)обществами взаимного страхования; г)объединениями страховщиков (союзы страховщиков в том числе – Всеросийский союз страховщиков (ВСС); страховые и перестраховочные ПУЛЫ). Общества взаимного страхования и объединения страховщиков были рассмотрены нами в теме 4 вопрос 2.
Основными составляющими внутреннего страхового рынка являются:
Страховые продукты используемые страховщиками на местных рынках. Сюда относятся конкретные виды страхования. Главной задачей здесь является задача вводить ли новые виды страхования, изменить условия или работать по старым условиям действующих видов страхования.
Система организации продаж страховых полисов и оформления спроса на страховые услуги. Здесь основной задачей является задача выбора правильной тарифной политики (цены на страховые услуги; скидки и льготы представляемые страхователям);
Материальные финансовые и людские ресурсы страховщика. Сюда входит: финансовое положение страховщика; доверие к нему со стороны финансовых институтов; наличие подготовленного квалифицированного персонала; компетентность руководящего состава.
Работы страховщика по исследованию страхового рынка (маркетинг).
В территориальном – местные (региональные) - внутренние; национальные (страна) внешние; мировой (глобальные) страховой рынок.
Внешнее окружение рынка – это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на неё воздействие. Сюда относятся:
1). Управляемые переменные – на которые страховщик может воздействовать (конкуренция; ноу-хау страховых услуг; инфраструктура страховщика).
2). Неуправляемые переменные – на которые страховщик не может воздействовать (государственно-политическое окружение, например: государственное законодательство, расстановка политических сил; экономическое окружение, например: инфляционное состояние финансов, курс валют; социально-этическое окружение, например: общественное неодобрение рыночных махинаций отдельных страховщиков; коньюктура мирового страхового рынка).
Схему организации страхового рынка можно представить следующим образом:
СТРАХОВАТЕЛЬ------А-------СТРАХОВЩИК
СТРАХОВАТЕЛЬ------Б-------СТРАХОВОЙ ПОСРЕДНИК--------Б-------СТРАХОВЩИК
СТРАХОВАТЕЛЬ------В------- СТРАХОВЩИК-------В--------ПЕРЕСТРАХОВЩИК
------СТРАХОВЩИК
СТРАХОВАТЕЛЬ------Г ------СТРАХОВЩИК
------СТРАХОВЩИК
А – прямое страхование;
Б – прямое страхование, опосредованное с участием посредника;
В – перестрахование;
Г – состархование.
Посредники: страховые агенты и страховые брокеры.
Страховой агент – это физическое или юридическое лицо, действующее от имени и по поручению страховщика в соответствии с представленными ему полномочиями, например по заключению договоров страхования и приему по ним страховых платежей.
- Раздел 1:
- 1.Исторические корни возникновение потребности в страховой защите имущества и жизни.
- 2. Экономическая категория страховой защиты общественного производства.
- 3.Понятие страхового фонда.
- 4.Организационные формы страхового фонда. Цель и назначение каждой из них.
- 5.Страхование как вид деятельности.
- 6.Страхование как вид бизнеса.
- 7.Страхование как способ защиты экономических интересов субъектов.
- 8. Отраслевая классификация страхования
- 9. Классификация страхования по форме организации
- 10.Признаки, характеризующие экономическую категорию страхования
- 11. Функции экономической категории страхования
- 13.Страхование в системе гражданского обязательного права
- 14.Договор страхования как один из вариантов гражданских договорных отношений
- 15.Правовые ограничения страх защиты в имущественном страховании
- 18.Урегулирование убытков
- 19. Прекращение договора страхования.
- 20. Принципы организации страхового дела в Российской Федерации
- 21. Страховой рынок
- 22. Страховая услуга как специфический товар
- 23. Регулирование страховой деятельности
- 24.Лицензирование страховой деятельности
- 25.Маркетинг в страховании
- 26.Выдача предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности
- Раздел 2.
- 1.Структура страховой премии. Значение и роль отдельных элементов страх.Премии для осуществления финанс.Отдельных предприятий
- 2. Показатели убыточности страховой суммы,элементы убыточности
- 3.Понятие тарификационной системы
- 4 Особенности расчёта страховых натто-ставок по массовым видам страхования, а также по редким и крупным рискам
- 5 Методика расчета тариф. Ставок 1 и 2. Особенн. Из применения для расчёта тариф. Ставок по рисковым видам
- 6.Страхование имущ. Предприятия иорганизаций(осн. И оборот. Средств)
- 7.Особенности страх. С/х животный и урожай с/х культур
- 8.Комплексные виды страхования
- 9.Страхование имущества физ.Лиц
- 11.Проблемы обяз. Страх. Владельцев транспортных ср-в
- Раздел 3
- 2 Основные закономерности выплывающие из таблицы смертности
- 3.Нормы доходности в долгосроч видах страх жизни
- 6.Понятие коммунатац чисел.Методика расчета нато- ставок через комутац числа
- 7. Методика перехода от единовременных к годичным нетто-ставкам.
- 8. Методика построения нетто-ставок в связи с потерей здоровья от несчастных случаев.
- 9. Резерв взносов по страхованию жизни
- 10.Взаимосвязь личного страхов с социальным
- 11. Реформы системы соц страх
- 3)Менеджмент в страховании
- 4)Этапы управления рисками в страховании
- 5)Понятие платежеспособности в страховании
- 6)Требования предъявляемые к величине уставного капитала страховщика
- 7)Определение нормативного соотношения между активами и обязательствами
- 8)Гарантии финансовой устойчивости страховых компаний
- 9)Технические резервы страховых компаний
- 10)Особенности расчёта технических резервов по договорам страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств(?)
- 11 Особенности расчёта технических резервов по договорам, принятым и переданным в перестрахование.
- 12 Система перестрахования
- 13 Особенности ведения бух. Учёта в страховых организациях
- 14 Специфические счета для ведения б.У. В страховых компаниях
- 15 Особенности налогообложения страховых компаний
- 16 Требования, предъявляемые к инвестированию страховых резервов
- 17 Расходы на ведения дела, их состав и структура
- 18 Особенности планирования страховой деятельности
- 19.Цель и задачи анализ финансовой деятельности страховой компании
- 20. Анализ показателей характериз объемы и суммы доходов , расходов, а так же объемов страх резервов
- 21. Анализ доходности. Финн устойчивости и убыточности
- 22. Анализ финн инструментов характ деят-ть страховщика
- Раздел 5
- 1.Страхование в царской России
- 2.Монополия страх деят после Октяб революции 1917
- Процесс демонополизации страхового дела.
- 5. Проблемы современного страхового рынка в России.
- Раздел 6
- 1. Особенности развития международного страхового рынка.
- 2. Организация страхового дела в некоторых зарубежных странах.