logo
Glava_1-3

3.2.3. Проверка кредитных организаций с участием государственной собственности

Аудитору необходимо учесть, что средства бюджетов субъек­тов Российской Федерации, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов

государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, используются для формиро­вания уставного капитала кредитной организации только при на­личии специального законодательного акта соответствующего органа власти субъекта Российской Федерации. Исключение составляют средства местного бюджета и земельные участки, на­ходящиеся в муниципальной собственности. Для подтверждения соблюдения указанных требований аудитору необходимо убе­диться в наличии такого акта.

Особенности аудита коммерческих банков с иностранными инвестициями

При формировании уставного капитала за счет иностранных инвестиций аудитору необходимо проверить соблюдение уста­новленных Банком России процедур по его формированию. Прежде всего необходимо выяснить, является ли банк дочерним по отношению к банку-нерезиденту или нет. Банк признается до­черним, если головной банк имеет преобладающее участие в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность опре­делять решения, принимаемые им.

Если банк с иностранными инвестициями не является дочер­ним по отношению к головному банку, то аудитору следует про­верить наличие информационного письма Банка России, кото­рое служит разрешением на участие нерезидентов в уставном капитале коммерческого банка. Дочерний банк должен предста­вить аудитору протокол о намерениях, подписанный руковод­ством коммерческого банка-нерезидента и уполномоченным ли­цом Банка России. Данный протокол о намерениях представляет собой разрешение на участие нерезидента в уставном капитале.

Если коммерческий банк с иностранными инвестициями в уставном капитале зарегистрирован в форме открытого акцио­нерного общества, то реализация акций нерезидентам на пер­вичном рынке без указания предполагаемых акционеров-нерези­дентов возможна лишь при условии, что совокупная доля иност­ранных инвесторов по итогам выпуска не превысит 1 % уставного капитала. Соблюдение указанного положения аудитор проверяет по отчету об итогах выпуска акций, а также по заключенным до­говорам купли-продажи акций или договорам мены.

При наличии у коммерческого банка, являющегося дочер­ним по отношению к банку-нерезиденту, филиалов аудитору сле­дует проверить, имеются ли разрешения на открытие филиалов, выданные Банком России.

Таким образом, на основе анализа устава аудитор получает не­обходимую информацию, которая включается в вводную часть аудиторского заключения:

точное наименование банка;

его организационно-правовая форма;

наличие и место нахождения филиалов банка.

У коммерческих банков, созданных в форме общества с огра­ниченной ответственностью, к учредительским документам по­мимо устава относится и учредительский договор. Поэтому сле­дующим этапом аудиторской проверки у такого банка является анализ учредительского договора. Прежде всего аудитор проверя­ет правильность оформления учредительского договора, который должен быть подписан всеми учредителями коммерческого бан­ка с указанием их места нахождения (почтовый адрес) и банковс­ких реквизитов (банковский идентификационный код и номер корреспондентского счета). Подписи учредителей — юридичес­ких лиц должны быть заверены их печатями. Далее необходимо убедиться, что учредительский договор содержит всю информа­цию в соответствии с требованиями нормативных активов Цент­рального Банка РФ. При этом особое внимание следует обратить на предусмотренные в договоре условия и порядок передачи бан­ку имущества участников, участия в его деятельности, распреде­ления прибыли банка и покрытия убытков.

После ознакомления и анализа учредительских документов аудитор должен ознакомиться с лицензиями, которые имеет банк на начало проверяемого периода.

Коммерческому банку могут быть выданы следующие виды лицензий:

лицензия на осуществление банковских операций со сред­ствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

лицензия на осуществление банковских операций со сред­ствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), дает право на уста­новление корреспондентских отношений с неограниченным числом иностранных банков; лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоцен­ных металлов; может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств фи­зических лиц);

лицензия на привлечение во вклады денежных средств физи­ческих лиц в рублях;

лицензия на привлечение во вклады денежных средств физи­ческих лиц в рублях и иностранной валюте;

генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских опера­ций со средствами в рублях и иностранной валюте.

Последние три лицензии коммерческий банк может получить при условии, что с даты его регистрации прошло не менее двух лет. Кроме того, Центральный банк РФ установил, что для получения генеральной лицензии с 1 июля 1999 г. коммерческие банки долж­ны иметь собственный капитал, эквивалентный 5 млн евро.

Завершив анализ учредительных документов и проверив на­личие банковских лицензий, аудитор проводит проверку пра­вильности отражения в учете операций по формированию и из­менению величины уставного капитала.