3.2.3. Проверка кредитных организаций с участием государственной собственности
Аудитору необходимо учесть, что средства бюджетов субъектов Российской Федерации, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, используются для формирования уставного капитала кредитной организации только при наличии специального законодательного акта соответствующего органа власти субъекта Российской Федерации. Исключение составляют средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Для подтверждения соблюдения указанных требований аудитору необходимо убедиться в наличии такого акта.
Особенности аудита коммерческих банков с иностранными инвестициями
При формировании уставного капитала за счет иностранных инвестиций аудитору необходимо проверить соблюдение установленных Банком России процедур по его формированию. Прежде всего необходимо выяснить, является ли банк дочерним по отношению к банку-нерезиденту или нет. Банк признается дочерним, если головной банк имеет преобладающее участие в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые им.
Если банк с иностранными инвестициями не является дочерним по отношению к головному банку, то аудитору следует проверить наличие информационного письма Банка России, которое служит разрешением на участие нерезидентов в уставном капитале коммерческого банка. Дочерний банк должен представить аудитору протокол о намерениях, подписанный руководством коммерческого банка-нерезидента и уполномоченным лицом Банка России. Данный протокол о намерениях представляет собой разрешение на участие нерезидента в уставном капитале.
Если коммерческий банк с иностранными инвестициями в уставном капитале зарегистрирован в форме открытого акционерного общества, то реализация акций нерезидентам на первичном рынке без указания предполагаемых акционеров-нерезидентов возможна лишь при условии, что совокупная доля иностранных инвесторов по итогам выпуска не превысит 1 % уставного капитала. Соблюдение указанного положения аудитор проверяет по отчету об итогах выпуска акций, а также по заключенным договорам купли-продажи акций или договорам мены.
При наличии у коммерческого банка, являющегося дочерним по отношению к банку-нерезиденту, филиалов аудитору следует проверить, имеются ли разрешения на открытие филиалов, выданные Банком России.
Таким образом, на основе анализа устава аудитор получает необходимую информацию, которая включается в вводную часть аудиторского заключения:
точное наименование банка;
его организационно-правовая форма;
наличие и место нахождения филиалов банка.
У коммерческих банков, созданных в форме общества с ограниченной ответственностью, к учредительским документам помимо устава относится и учредительский договор. Поэтому следующим этапом аудиторской проверки у такого банка является анализ учредительского договора. Прежде всего аудитор проверяет правильность оформления учредительского договора, который должен быть подписан всеми учредителями коммерческого банка с указанием их места нахождения (почтовый адрес) и банковских реквизитов (банковский идентификационный код и номер корреспондентского счета). Подписи учредителей — юридических лиц должны быть заверены их печатями. Далее необходимо убедиться, что учредительский договор содержит всю информацию в соответствии с требованиями нормативных активов Центрального Банка РФ. При этом особое внимание следует обратить на предусмотренные в договоре условия и порядок передачи банку имущества участников, участия в его деятельности, распределения прибыли банка и покрытия убытков.
После ознакомления и анализа учредительских документов аудитор должен ознакомиться с лицензиями, которые имеет банк на начало проверяемого периода.
Коммерческому банку могут быть выданы следующие виды лицензий:
лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), дает право на установление корреспондентских отношений с неограниченным числом иностранных банков; лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.
Последние три лицензии коммерческий банк может получить при условии, что с даты его регистрации прошло не менее двух лет. Кроме того, Центральный банк РФ установил, что для получения генеральной лицензии с 1 июля 1999 г. коммерческие банки должны иметь собственный капитал, эквивалентный 5 млн евро.
Завершив анализ учредительных документов и проверив наличие банковских лицензий, аудитор проводит проверку правильности отражения в учете операций по формированию и изменению величины уставного капитала.
- Глава I аудита и его правовая база
- 1.1. Коммерческие банки как объекты аудита
- 1.2. Правовая основа банковского аудита
- Глава II
- 2.3. Основные этапы и содержание рабочих программ, проверки аналитического и синтетического учета
- 2.4. Аудиторские процедуры проверки постановки бухгалтерского учета и оценки эффективности внутрибанковского контроля
- 2.5. Типичные ошибки, выявленные в ходе аудиторских проверок постановки бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля
- Контрольные вопросы
- Глава III
- 3.2.1. Изменение величины уставного капитала банка
- 3.2.2. Проверка правильности формирования уставного капитала акционерного банка
- 3.2.3. Проверка кредитных организаций с участием государственной собственности
- 3.3. Проверка правильности отражения в учете операций по формированию и изменению величины уставного капитала
- 3.3.1. Проверка правильности увеличения уставного капитала неакционерными банками
- 3.4. Аудиторская проверка операций по выкупу собственных долей (акций) у участников банка
- 3.4.1. Выкуп акций в случаях, определенных , законодательством
- 3.5. Аудит порядка формирования и использования резервного фонда
- 3.6. Аудит формирования и использования других фондов кредитной организации