2.3. Основные этапы и содержание рабочих программ, проверки аналитического и синтетического учета
К основным этапам аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета относятся:
предварительное тестирование и оценка качества постановки бухгалтерского учета в кредитной организации;
разработка плана проведения аудиторского обследования и рабочей программы;
проведение проверки;
подготовка отчета по результатам проверки.
Предварительное тестирование на предмет качества постановки бухгалтерского учета проводится, как правило, если аудиторская организация впервые начинает свою работу с банком и до этого не была знакома с организацией учета в данном банке. В ходе предварительного тестирования могут в выборочном порядке быть проверены следующие операции, выполняемые банком:
открытие и ведение лицевых расчетных, текущих, ссудных и других счетов клиентов;
правильность оформления денежно-расчетных документов и своевременность их оплаты с лицевых счетов клиентов и корреспондентских счетов банка;
своевременность зачисления денежных средств на счета клиентов;
отражение в бухгалтерском учете начисленных и уплаченных процентов;
учет операций по покупке и продаже ценных бумаг, иностранной валюты.
Целесообразно в процессе предварительного аудиторского обследования ознакомиться с материалами проверок состояния бухгалтерского учета службой внутреннего контроля.
Результаты предварительного изучения качества постановки бухгалтерского учета используются аудиторами при планировании аудита и составлении рабочих программ.
Положительные результаты, свидетельствующие о высоком уровне организации учета в банке, могут повлиять на методы проведения аудиторской проверки и использование тех или иных аудиторских процедур. Например, аудиторская организация вместо сплошного обследования материалов аналитического учета отдельных участков работы банка (кредитной организации) может ограничиться выборочным обследованием. И наоборот, более глубокого изучения и сплошного обследования материалов аналитического и синтетического учета потребует постановка бухгалтерского учета в случае выявления существенных ошибок при предварительном тестировании.
План и программа аудита постановки бухгалтерского учета будет определяться перечнем и объемом выполняемых банком операций, которые характеризуют объем и степень сложности бухгалтерской отчетности.
План проверки должен включать оценку эффективности внутреннего контроля постановки бухгалтерского учета, оценивать внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности, уровень существенности и внутрифирменный риск контроля, а также устанавливать сроки и график проведения аудиторского обследования.
Целесообразным является согласование с главным бухгалтером отдельных положений плана и программы проведения аудита. Детальное развитие по всем направлениям бухгалтерской работы план аудита получает в рабочей программе. Рабочая программа аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета должна включать следующие направления и этапы проверки:
в части формирования регистров аналитического учета — порядок открытия и нумерации лицевых счетов, порядок ведения Книги регистрации лицевых счетов, основные показатели лицевых счетов и порядок их формирования и распечатывания; порядок и периодичность выдачи выписок лицевых счетов клиентам, проверка первичных денежно-расчетных документов (документов дня), проведенных по лицевым счетам; оформление оплаты документов, требующих дополнительного контроля, порядок оформления исправительных записей в регистрах учета,
формирование и подписание ведомости остатков по счетам и ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств,
формирование и хранение документов дня; в части формирования регистров синтетического учета — порядок формирования и подписания ежедневной оборотной ведомости и ежедневного баланса, порядок проведения и оформления сверки аналитического и синтетического учета;
в части постановки внутрибанковского контроля бухгалтерской работы -
постановка последующего контроля совершенных бухгалтерских операций, включая кассовые, порядок организации дополнительного контроля; определение круга операций, требующих дополнительного контроля,
обеспечение конфиденциальности применяемых кодов и паролей,
использование программного обеспечения, позволяющего своевременно устранять попытки доступа, организация последующих проверок руководством бухгалтерской службы.
Более глубокие и детальные программы проверки учета и оформления отдельных операций (кассовых, расчетных, ссудных, с ценными бумагами и др.) рассматриваются в соответствующих разделах.
- Глава I аудита и его правовая база
- 1.1. Коммерческие банки как объекты аудита
- 1.2. Правовая основа банковского аудита
- Глава II
- 2.3. Основные этапы и содержание рабочих программ, проверки аналитического и синтетического учета
- 2.4. Аудиторские процедуры проверки постановки бухгалтерского учета и оценки эффективности внутрибанковского контроля
- 2.5. Типичные ошибки, выявленные в ходе аудиторских проверок постановки бухгалтерского учета и внутрибанковского контроля
- Контрольные вопросы
- Глава III
- 3.2.1. Изменение величины уставного капитала банка
- 3.2.2. Проверка правильности формирования уставного капитала акционерного банка
- 3.2.3. Проверка кредитных организаций с участием государственной собственности
- 3.3. Проверка правильности отражения в учете операций по формированию и изменению величины уставного капитала
- 3.3.1. Проверка правильности увеличения уставного капитала неакционерными банками
- 3.4. Аудиторская проверка операций по выкупу собственных долей (акций) у участников банка
- 3.4.1. Выкуп акций в случаях, определенных , законодательством
- 3.5. Аудит порядка формирования и использования резервного фонда
- 3.6. Аудит формирования и использования других фондов кредитной организации