2.2 Модель ценового лидерства
Так как обычной практикой для современных экономик является законодательное запрещение и правовое
преследование картельных соглашений, то возможности реализовать кооперативное поведение в такой форме крайне затруднены. Между тем на олигополистическом рынке фирмы могут согласовывать свои действия в неявной форме. Одной из форм завуалированного кооперативного поведения является ценовое лидерство.
Ценовое лидерство имеет место в том случае, когда на отраслевом рынке действует фирма, обладающая стратегическими преимуществами перед своими конкурентами. Фирма может обладать преимуществами в издержках или показателях качества продукта. Определяющим, однако, является контроль ею значительной доли отраслевого рынка, что обеспечивает ей доминирующее положение. Доминирующее положение на рынке позволяет фирме-лидеру, с одной стороны, получать более полную информацию о рынке, а с другой - обеспечивать устойчивость цены за счет контроля над значительной долей рыночного предложения. Механизм модели ценового лидерства состоит в том, что фирма-лидер устанавливает рыночную цену на продукт с учетом сложившихся параметров рынка и преследуемых целей, в то время как остальные фирмы отрасли (последователи) в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером, принимая его цену как заданную.
В условиях ценового лидерства рыночная координация достигается посредством приспособления фирм к устанавливаемой лидером цене, которая выступает фактором, задающим условия производства всем фирмам отраслевого рынка .
При отсутствии на рынке доминирующей фирмы ценовое лидерство может быть реализовано посредством объединения нескольких фирм в группу, проводящую согласованную ценовую политику.
- 9. Виды дифференциации продукта.
- 10. Преимущества и недостатки вертикальной интеграции.
- Снижение уровня конкуренции
- Повышение эффективности производства
- Усиление конкурентной позиции компании
- Получение синергических эффектов
- Концентрация и ускорение воспроизводства капитала
- Снижение трансакционных издержек
- Рост издержек контроля и управления
- Рост власти менеджеров компании
- 11.12. Кооперативное и не кооперативное поведение фирм на олигопольном рынке
- 2.1 Модель картеля
- 2.2 Модель ценового лидерства
- 2.3 Модель блокирующего ценообразования
- 3.4 Модель ломаной кривой спроса
- 3.5 Сравнительная характеристика моделей