9. Виды дифференциации продукта.
Дифференцированная продукция, то есть такая продукция, которая различима потребителями по отличным от цены свойствам, и не является совершенно взаимозаменяемой, хотя и удовлетворяет одни и те же потребительские предпочтения. Товар каждого производителя на рынке с дифференцированной продукцией является уникальным, как правило, основным отличительным свойством товара для покупателей является торговая марка, также покупатели могут различать продукцию по упаковке, качеству, способности удовлетворять определенные потребности и т.д.
Принято выделять два типа дифференциации продукции:
- горизонтальная дифференциация заключается в различении потребителями потребительских свойств товаров, удовлетворяющих разные вкусы. Выбор потребителя в этом случае определяется приверженностью той или иной торговой марке.
- вертикальная дифференциация заключается в различении потребителями качества товаров, удовлетворяющих одинаковые вкусы. В этом случае выбор потребителя определяется его уровнем дохода.
Конкурентоспособность конкретного товара определяется, таким образом, на рынке горизонтальной дифференциации предпочтениями потенциальных покупателей, а на рынке вертикальной дифференциации ― уровнем цены и качеством.
На рынках реальных товаров действуют оба типа дифференциации, при некотором преобладании одного из них. При этом рынок горизонтально дифференцированного продукта и рынок вертикально дифференцированного продукта по-разному реагируют на изменение платежеспособного спроса.
На рынке с горизонтальной дифф-ей рост платежеспособного спроса ведет к увеличению степени дифф-ции: растет разнообразие вкусов и предпочтений потребителей, на рынок входят новые фирмы, и, соответственно, снижается степень концентрации продавцов на рынке.
На рынке вертикально дифф-ого продукта при росте платежеспособного спроса происходит вытеснение низкокачественных товаров высокок-ми и увеличивается концентрация продавцов и их монопольная власть.
- 9. Виды дифференциации продукта.
- 10. Преимущества и недостатки вертикальной интеграции.
- Снижение уровня конкуренции
- Повышение эффективности производства
- Усиление конкурентной позиции компании
- Получение синергических эффектов
- Концентрация и ускорение воспроизводства капитала
- Снижение трансакционных издержек
- Рост издержек контроля и управления
- Рост власти менеджеров компании
- 11.12. Кооперативное и не кооперативное поведение фирм на олигопольном рынке
- 2.1 Модель картеля
- 2.2 Модель ценового лидерства
- 2.3 Модель блокирующего ценообразования
- 3.4 Модель ломаной кривой спроса
- 3.5 Сравнительная характеристика моделей