logo
МВКО

16. Рыночное регулирование валютного курса. Конъюнктурные факторы, влияющие на валютный курс

На валютном рынке формируются спрос и предложение валют и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях кон­куренции на валютных рынках обеспечивает относительную эк­вивалентность обмена валют, соответствие международных фина­нсовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке эконо­мические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.Рыночное и государственное валютное регулирование дополня­ют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгода­ми и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валют­ное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валют­ных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

Различают конъюнктурные и структурные (долгосрочные) факторы, влияющие на валютный курс. Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности, политической и военно-политической обстановки, по слухам (иногда ажиотажным), догадки и прогнозами. Данные факторы могут значительно изменять величину курса национальной валюты на краткосрочных интервалах времени. Так, общеэкономические ожидания относительно перспектив разви­тия экономики, изменения бюджетного и внешнеторгового дефицитов непосредственно влияют на валютный курс. Кроме того, ожидания участников валютного рынка оказывают существенное влияние на величину валютного курса. Так, повышение курса аме­риканского доллара против иены в июле 1996 г. со 110,8 иен за 1 дол. до 111,2 иен за 1 дол. было связано с укреплением амери­канской экономики и со слухами о том, что базовые кредитные ставки в США будут увеличиваться. Распространение подобных слухов привело к тому, что доллар США начал активно скупаться на Токийском и Нью-йоркском рынках, что и обусловило его рост. В феврале же 1996 г. политическая нестабильность в Италии и неустойчивость правительства привели к падению курса ита­льянской лиры.

В начале 1996 г. Германия не спешила со вступлением в Ев­ропейский валютный союз, что привело к снижению курса не­мецкой марки на валютных рынках мира. В феврале 1996 г. Фран­ция и Германия подтвердили намерение придерживаться сроков вступления в ЕВС, и это обусловило повышение курса немецкой марки. В июле того же года глава Бундесбанка заявил, что они довольны курсом DM и не изменят ключевых ставок процента. Это, в свою очередь, повлекло изменение курса немецкой марки с 1,5270 немецкой марки за 1 дол. США до 1,5177 немецкой мар­ки за 1 дол. США.

Кроме того, к факторам курсообразования относят спекуля­цию на валютных рынках, т.е. игру на неизвестных (предполагае­мых) обменных курсах. Эта операция осуществляется участника­ми финансового рынка с целью получения прибыли на разности валютных курсов.

Наконец, существенное влияние на курс национальной валю­ты оказывают и сезонные пики и спады деловой активности в стране. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры. Так, в конце декабря 1996 г. каждый биржевой день увеличивались объемы торговли на Московской межбанковской валютной бир­же. Причиной активной покупки валюты являлся наступавший длительный перерыв в торгах на валютном рынке, связанный с новогодними праздниками.