logo
Экономический анализ

Тема 7. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

В современных условиях экономического обособления и самостоятельности хозяйствующего субъекта, успех или неуспех фирмы во многом зависит от стратегии развития. Выбор хозяйствующей стратегии зависит от множества условий: 1 форм и степени конкурентной борьбы; 2 темпов и характера инфляции; 3 экономической политики правительства 4 преимущество национальной экономики на мировом рынке по отдельным направлениям; 5 внутренних факторов, связанных с возможностями и особенностями хозяйствующего субъекта.

Основными оценочными показателями являются выручка от реализации и прибыль. Данные показатели взаимосвязаны. Оптимальным считается следующее соотношение:

Т прибыль>Т выручка от реализации>Т роста активов > 100

Увеличение прибыли более высокими темпами по сравнению с ростом объема продаж

свидетельствует об относительном снижении издержек производства.

Увеличение более высокими темпами объема продаж по сравнению с увеличением активов свидетельствует о том, что ресурсы предприятия используются эффективно.

В целом данное соотношение свидетельствует о том, что экономический потенциал возрастает по сравнению с предыдущем годом.

В том случае если осуществляются вложения в освоение новых технологий производства техническое переоснащение, могут возникнуть отклонения от «золотого правила экономики». Так значительные капитальные вложения могут окупиться и принести выгоду только в перспективе.

Объем реализации и прибыль – важнейшие факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия.

Увеличение объема реализации может происходить за счет: 1.роста выпуска продукции 2.роста цен 3.уменьшение остатков незавершенного производства

Размеры прибыли и ее увеличение зависят от: 1 объема реализации 2 структуры стоимости реализованной продукции 3 уровень налогообложения прибыли

Величина прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после отчисления налога на прибыль называется «чистой прибылью» или «отвлеченными средствами».

Чистая прибыль распределяется предприятием на выплату дивидендов, на образование фондов потребления и накопления, на образование резервных фондов, на благотворительные и другие цели, на уплату пени и других штрафных санкций, на погашение убытков.

Повышать цены выгоднее, чем увеличивать натуральный объем выпуска продукции. Если спрос на продукцию данного предприятия позволяет повышать цены на нее, можно воспользоваться этим способом для обеспечения роста прибыли. В противном случае предпочтительнее может оказаться увеличение выпуска продукции при сохранении прежних цен. В самом же неблагоприятном случае, когда продукция не пользуется большим спросом, наилучшими способами повышения прибыли является снижение постоянных затрат.

Показатели прибыли.

В аналитической практике для эффективного использования финансовых ресурсов рассчитывают следующие показатели: рентабельность продукции, рентабельность основной деятельности, рентабельность совокупного капитала, рентабельность собственного капитала.

Финансовые ресурсы формируются за счет ряда источников: 1 прибыль 2 амортизационные отчисления 3 кредиторская задолженность 4 взносы юридических и физических лиц в уставный фонд 4 кредиты и займы 5 пожертвования и благотворительные взносы

Доход – увеличение активов или уменьшение обязательств хозяйствующего субъекта, вызванный обычной хозяйственной деятельностью и ведущая к увеличению собственного капитала. Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направление использования прибыли, если иное не предусмотрено уставом.

Методика углубленного анализа.

Цель анализа подробная характеристика имущественного и финансового положения организации, результатов ее деятельности в отчетном периоде, а также возможностей коммерческой организации на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Программа углубленного анализа: 1.предварительный обзор экономического и финансового положения организации 2.оценка и анализ экономического потенциала организации а) оценка имущественного положения – построение, анализ качественных сдвигов в имущественном положении предприятий б) оценка финансового положения включает оценку ликвидности и финансовой устойчивости 3 .оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия: а) оценка деловой активности б) анализ рентабельности в) оценка рыночной активности.

Коэффициенты, рассматриваемые изолированно, малоинформативны. Только используя их в полном объеме можно достичь желаемой цели, принять обоснованные

управленческие решения.

Способы использования аналитических показателей:1.комплексная оценка финансового состояния. В этом случае аналитик отбирает n-ое количество показателей, позволяющих по его мнению дать всестороннюю характеристику финансового состояния организации. Для этого коэффициенты группируются и все показатели рассматриваются в динамике2.оценка отдельной стороны деятельности организации. Например, оценка оборотных средств, финансовой устойчивости, характеристика материально-технической базы 3.оценка практики финансирования запасов. Смысл такого анализа состоит в том, чтобы проверить, какие источники средств и в каком объеме используются для покрытия производственных запасов.