logo
Банковские кризисы на современном этапе: мировой опыт и казахстанская специфика

2.1 Банковские кризисы в разных странах мира: причины и последствия

В течение последних 25 лет более 70 стран мира испытали на себе системные банковские кризисы. Со временем государства и коммерческие банки разработали комплекс мер, целью которых является предотвращение отрицательных последствий кризиса.

Самые значительные банковские кризисы в начале ХХI века произошли в следующих странах:

Банковские кризис в Турции (2000-2001 г.г.) вызвал банкротство трех самых крупных государственных банков страны, отток капитала с финансового рынка и девальвацию национальной валюты на 40%.

Банковский кризис в Аргентине (2001-2002) привел к отставке президента и правительства, девальвации песо, оттоку капиталов заграницу и временной заморозке всех счетов в банках страны.

Банковский кризис в Бразилии вызвал резкое повышение уровня цен, обвал курса национальной валюты и ускоренный рост внешней задолженности страны.

Банковский кризис в Российской Федерации (2008-2010), который стал следствием негативного влияния на экономику России мирового финансового кризиса, вызвавшего падение ВВП страны на 10% в 2009 году.

Банковский кризис в США (2007-2009), приведший к значительному замедлению экономической активности, огромным убыткам в финансовом секторе и банкротству одного из крупнейших банков США- Lehman Brothers.

Рассмотрим каждый из этих кризисов по отдельности

Банковский кризис в Турции стал следствием ухудшения показателей внешней торговли и макроэкономических индикаторов. В период с 1999г. по 2001г. в Турции были чрезмерно высокие ставки кредита, доходившие до 35-40% годовых. Такие высокие процентные ставки привели к понижению спроса на кредитные ресурсы коммерческих банков. В условиях отсутствия внутреннего спроса на кредитные ресурсы, коммерческие банки начали заниматься спекулятивными операциями, предпочитая зарабатывать деньги на инфляции. Данная ситуация сопровождалась растущим оттоком капиталов из страны в различные оффшорные зоны.

Такая ситуация привела к значительному отчуждению финансового сектора от реальной экономики.

В условиях нарастания кризисных тенденций началось активное вмешательство государства в банковскую систему. В конце 2000г. ЦБ Турецкой Республики принял решение об ужесточении контроля над рынком национальной валюты-лиры, с целью приведения его в соответствие с долларовой массой в обороте. Далее были приняты меры по стимулированию банкротства неэффективных банков-пирамид, а также меры по созданию рыночных условий, при которых банкам стало невыгодно заниматься спекулятивными операциями.

Недостаток валюты привел к резкому росту процентных ставок на рынке межбанковских кредитов, что поставило шесть крупных банков Турции на грань банкротства.

Был создан специальный резервный фонд при “Совете по контролю над деятельностью банков” куда были переведены шесть банков, находившихся на грани банкротства, включая довольно крупный “Демирбанк”.

У некоторых банков была отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности, как например, у банка “Парк Ятырым Банкасы”. Отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности, по сути, означал фактическое банкротство банка.

Действия турецких властей по борьбе с кризисом вызвали одобрение со стороны МВФ и МБРР. С целью оказания поддержки банковской системе Турции и улучшения валютно-финансового состояния страны, МВФ и МБРР приняли решение о выделении кредита объемом в 12,4 млрд. долл.[14].

В феврале 2001г. правительством Турецкой Республики было принято решение о введение плавающего валютного курса. Это действие вызвало резкое обесценивание лиры и ее девальвации на 40%.

Банковские кризисы были распространены в странах Карибского бассейна и Латинской Америки. В таблице 2 перечислен список основных банковских кризисов, которые имело место в Латинской Америке.

Таблица 2.Эпизоды банковских кризисов в государствах Латинской

Америки

Страна

Дата начала

Аргентина

1980, 1989, 1995, 2001

Боливия

1986, 1994

Бразилия

1990, 1994

Венесуэла

1994

Гайана

1993

Гаити

1994

Доминиканская Республика

2003

Колумбия

1982, 1999

Коста-Рика

1987

Мексика

1981, 1994

Никарагуа

1990, 2000

Панама

1988

Парагвай

1995

Перу

1993

Сальвадор

1995

Уругвай

1981, 2001

Чили

1976, 1981

Эквадор

1982, 1996, 1998

Ямайка

1995

Источник: Издания МВФ; (Demirguc KuntA.,DetragiacheE)[15]

Банковские кризисы в Аргентине, Мексике, Колумбии, Уругвае, Эквадоре и Доминиканской Республике приводили к резкому росту соотношения государственного долга к ВВП этих стран в среднем на 40%. Примерно половину этого прироста составляли затраты правительства на урегулирование кризиса и на снижение его негативных последствий.

Примеры банковских кризисов в странах Латинской Америки показывают, что достижения многих лет динамичного макроэкономического развития, легко могут быть сведены на нет за довольно короткий промежуток времени.

Рисунок 3. Частота и продолжительность кризисов в Латинской Америке

Источник: Издания МВФ; база данных Всемирного банка (Demirguc-

Kunt A.,Detragiache E)[15, с.57].

Одной из самых важных причин банковских кризисов в странах Латинской Америки является общее недоверие к банковскому сектору, вызванное снижением реального обменного курса валют, отрицательным уровнем процентных ставок в предыдущие периоды, слабым уровнем бухгалтерского учета, негативными налоговыми стимулами к сбережению, а также неудачными попытками санации после многократно-повторяющихся банковских кризисов[15].

Подобное недоверие приводило к быстрому изъятию вкладчиками своих средств из коммерческих банков, в случае появления негативных новостей о положении дел этих банков. Это в свою очередь значительно сужало ресурсы коммерческих банков и приводило к резкому сокращению объемов кредитования. В итоге резко сокращались инвестиции, а предприятия лишались оборотного капитала, что еще больше усугубляло положение дел в экономике и финансовом секторе этих стран.

Рисунок 4. Анализ четырех обанкротившихся латиноамериканских банков: скрытые проблемы

Источник: Издания МВФ; база данных Всемирного банка (Demirguc-

Kunt A.,Detragiache E)[15, с.63].

Опыт Латинской Америки и других регионов мира показывает, что кризисные тенденции появляются из-за слабой макроэкономической политики правительства или из-за ненадлежащей деятельности банков.

Можно выделить основные факторы развития банковских кризисов в странах Латинской Америки:

быстрый рост потребительского и инвестиционного кредитования частного сектора (Мексика 1994 год, Колумбия 1999 год)

либерализация экономики при отсутствии эффективной системы макроэкономического регулирования (Мексика, 1994 год и Чили, 1984 год).

напряженность, вызванная влиянием проблем государственного бюджета на банковскую систему (Аргентина, 2001г)

эффект домино и вторичные эффекты, когда кризисные тенденции в одной стране оказывают влияние на экономическую ситуацию в другой стране (Уругвай, 2001г.), или когда кризис в одной стране приводит к сокращению объемов инвестиций из других стран (Аргентина, 1995г.)

шоки на валютном рынке и резкое ухудшение условий международной торговли (Эквадор, 1998г. и Венесуэла, 1994г.)

волнения, отсутствие политической стабильности, вооруженные конфликты.

Эти факторы, которые воздействовали на финансовые системы стран Латинской Америки, тесно взаимодействовали с институциональной средой, которая либо была неспособна выполнять свои обязанности и функции, либо просто усугубляла нестабильность.

Низкое качество банковской деятельности и недоразвитая институциональная основа были важнейшими причинами уязвимости этих стран перед кризисными тенденциями.

Недостатки в указанных ниже областях увеличивали уязвимость банковского сектора перед кризисом во многих государствах Латинской Америки:

неэффективность системы надзора и регулирования

неэффективность банковских санаций и интервенций

ненадлежащий состав и структура государственных финансов

низкое качество корпоративного управления, методов бухгалтерского учета и неадекватность прав собственности

крайне низкая эффективность судебной системы, выражающаяся в плохом соблюдении законов.

Одна из причин низкой эффективности органов надзора и низкого качества нормативной базы заключается в отсутствии реальной независимости данных органов, которые часто были подвержены давлению со стороны влиятельных групп особых интересов, либо не обладали ресурсами и юридическими полномочиями для претворения своих намерений в жизнь.

Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 году, оказал крайне негативное воздействие на банковский сектор Российской Федерации.

В четвертом квартале 2008 года банковская система России пережила кризис ликвидности, были значительными потери от сектора, который предоставляет услуги трейдинга на фондовых биржах, произошел большой объем оттока средств вкладчиков, снижение объемов предоставления потребительских кредитов, рост неплатежей и закрытие рынков международного капитала для российских банков.

В этих условиях в Российской Федерации задача возврата просроченных кредитов решалась путем ужесточения условий выдачи новых кредитов и продажи некачественных кредитных портфелей коллектором.

С целью предотвращения массового бегства капитала из Российской Федерации, Банк России начал повышать процентные ставки и проводить политику мягкой девальвации рубля.

В 2009 году правительство Российской Федерации оказало крупнейшим коммерческим банкам государственную помощь в размере 950 миллиардов рублей.

В этот период считалось, что массовые банкротства коммерческих банков в России могут быть возможными в ситуации массового востребования большинством вкладчиков своих средств, либо при бездействии регулирующих органов.

При этом, страхование вкладов не считалось надежным защитным механизмом ввиду нехватки наличных средств в банковской системе.

Наличие острого кризиса ликвидности в банковском секторе подтвердило значительное повышение ставки межбанковского кредитования, которая в 2009 году превысила 20% за предоставление денежных средств на сутки.

В период банковского кризиса в России, многие крупные банки , такие как Транскредитбанк, свернули свои ипотечные программы.

В 2009 году российский банковский сектор разделился на две большие группы.

Первая группа состояла из крупнейших частных банков, государственных банков и дочерних компаний крупных иностранных банков.

Эти банки не испытывали проблем с ликвидностью, так как имели доступ к кредитным ресурсам Министерства Финансов РФ, Банка России, а также друг друга.

Вторая группа была представлена средними и мелкими банками, которые испытывали острые проблемы с ликвидностью.

По мнению экспертов Всемирного Банка, кризис банковской системы в России в 2008 году начался как кризис частного сектора, который был спровоцирован излишними заимствованиями крупных компаний частного сектора в условиях одновременного глубокого шока со стороны внешней торговля, ужесточения условий заимствования на международных рынках и массового оттока капитала из страны[16].

Воздействие мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации было сильнее, чем на экономики других крупных стран ввиду трех причин:

значительное снижение мировых цен на нефть при большой зависимости России от ее экспорта

“американская финансовая катастрофа”, которая крайне негативно отразилось на рынках всех развивающихся стран

неправильные действия со стороны правительства Российской Федерации на начальном этапе кризиса.

Кризис фондового рынка в России нужно отсчитывать от 19 мая 2008 года, когда фондовые индексы начали падать.

В конце мая 2008 года снижение котировок акций крупнейших российских компаний перерос в обвал к концу июля 2008 года.

Важным фактором развития кризиса в Российской Федерации являлся большой объем внешней задолженности крупных российских банков и компаний, которые к концу 2008 года имели совокупную внешнюю задолженность в 527 миллиардов долларов, что было сравнимо с объемом золотовалютных резервов России на тот момент.

При этом, в течение 2009 года было необходимо выплатить 163 миллиарда долларов, что составляло примерно четверть всего внешнего долга Российской Федерации.

Расходы государственного бюджета на антикризисные программы в 2008 году составили 1089 миллиардов рублей, что составляло 2,6 % от ВВП России. Около 70 % от этой суммы было направлено на поддержку финансового сектора России, включая меры по рекапитализация банков, Агентства по страхованию вкладов, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, а также предоставление субординированных кредитов[16].

Процесс увеличения количества просроченных кредитов в банковском секторе России длился до середины 2010 года.

Учитывая уроки кризиса 1998 года, правительство последовательно оказывало поддержку банковской системе. Затраты государства на спасение трех крупных банков -“Союза”, “Кит-Финанса”, и Связь-Банка оценивается в десятки миллиардов рублей.

По итогам первого полугодия 2009 года, ВВП России снизился на 10%, инвестиции на 18 %, промышленное производство на 15%.

В конце декабря 2009 года премьер-министр России Владимир Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена.

В период развития кризисных тенденций экономика России испытывала рецессию.

После глубокого спада, который длился три квартала, начался процесс восстановления экономики во второй половине 2009 года.

Глобальный экономический кризис для России стал большим испытанием. Однако, большой объем накопленных валютных резервов, успешно реализованная антикризисная программа и ответственная макроэкономическая политика позволили смягчить негативные последствия снижения ВВП страны для бизнеса и граждан, и довольно быстро вернуться на траекторию экономического роста.

К началу 2010 года в Российской Федерации закончилась рецессия.

К началу 2012 года ВВП России превысил докризисный уровень.