3.1 Влияние экономического кризиса на рынок банковских услуг Республики Казахстан
Как бы долго аналитики не искали основную причину экономического и финансового кризиса, очевидно одно – крах мировой экономики происходит в результате ее несовершенства. Естественно, что причина финансового кризиса это не какой-нибудь косметический дефект, причина кризиса должна быть достаточно весомой, это серьезный изъян делающий всю экономическую систему несовершенной, подверженной кризисам.
При чем, корень этого несовершенства кроется в самом отношении к финансам, жаждой получения суперприбыли, дохода от "сверхрентабельных" проектов. В результате такого дисбаланса экономика начала трещать по швам еще с 2007 года. Постепенно наблюдалось падение доверия к ценным бумагам, долгосрочным проектам, – финансовая система начала буксовать и сбоить, порождая цепную реакцию недоверия. Таким образом, основная причина финансового кризиса - она же движущий механизм рыночных отношений, максимизация прибыли любой ценой.
Наблюдаемый период роста экономики на рубеже тысячелетий своим подъемом обязан банковской системе, работающей "на честном слове" в буквальном смысле. Причем этот принцип стали практиковать не только в США, но во всем мире. Делая мировой экономике такую мощную инъекцию, финансисты запустили негативную, но модную тенденцию жизни в долг. Сама идея кредитования не является катастрофичной, если не принимает всеобщий, глобальный, можно сказать пирамидальный характер. Однако неконтролируемая выдача кредитов практически всем желающим не могла не обернуться для финансовой системы фиаско. Причина кризиса не в самих кредитах как таковых, но в отношении к ним.
Лозунг "Бери сейчас – плати потом" похоже, оказался правдой, при чем расплачиваться придется всему человечеству, и, скорее всего не один год. Очень актуален был бы лозунг "Берешь ты, а расплатятся все" или "А ты взял кредит?!". Предоставляя кредиты любому заемщику, практически не учитывая его платежеспособность, банки превышали все допустимые риски, теряя при этом возможность управления и контроля за кредиторами.
Причины кризиса во всех стран одни и те же. Перенимая заокеанский опыт, многие финансовые учреждения Европы и Азии также оказались в подобной ситуации, тем самым, придавая финансовому кризису глобальный характер. Это еще раз доказывает порочность всей мировой экономической системы, ее беззащитность и уязвимость.
Катализатором финансового кризиса стал неконтролируемый рост денежной массы. Эмиссионные средства, поглощаясь отраслями промышленности и потребительским сектором, привели к повышению спроса на продукцию, и, как следствие к повышению цен. Ипотечный кризис в США – это лишь последствия дисбаланса, вызванного всеобщим кредитованием, идею которого охотно подхватили и другие страны. Сегодняшняя ситуация на финансовых рынках четко определяет невозможность существования мировой финансовой системы в прежнем ее виде.
Таким образом, причины финансового кризиса обусловлены самой современной экономической моделью, то есть стимулирование экономики осуществляется через кредит, через ссудный процент. Чтобы выплатить кредит, человеку, предприятию или государству нужно каждый год работать лучше чем в предыдущий, чтобы покрыть ссудные издержки. Понятно, что наращивать ВВП до бесконечности невозможно, когда нибудь рост остановится, что автоматически означает невыплату кредитов и финансовый кризис. То есть причины экономического кризиса и причины экономического роста имеют один и тот же корень - ссудный капитал, монетарная модель экономики. Хотите устранить причины кризиса - меняйте модель. Только вот на что, пока не понятно.
2006 год ознаменовался для США небывалым бумом на рынке жилья, когда цены на недвижимость росли «как на дрожжах», поскольку спрос на нее был невероятно велик. Причина повышенного спроса на жилье крылась совсем не в резком росте доходов американцев, а заключалась в доступности ипотеки практически для любого желающего:
ипотечные кредиты в США как минимум в три раза дешевле российских – средняя стоимость ипотеки за океаном – 5% годовых;
недвижимость, находящуюся в залоге, по законам США можно продавать без каких-либо ограничений;
ипотечные программы в США предусматривают очень гибкие условия возврата заемных средств, когда первые несколько лет выплаты по кредитам так малы, что практически любая семья может позволить себе такие расходы, и только спустя некоторое время размеры платежей значительно увеличиваются и становятся для некоторых непосильными.
Таким образом, создавалась некая иллюзия невероятной доступности жилья, ведь обычно люди стараются не задумываться над проблемами, которые могут возникнуть через пару-тройку лет. Поэтому ситуация в США сложилась так, что большая доля недвижимости оказалась в subprime-секторе, т.е. в собственности заемщиков, не имеющих финансовой возможности расплачиваться за нее или даже и не собиравшихся погашать кредиты полностью.
Усугубило положение дел и то, что ипотечные банки предъявляли крайне низкие требования к финансовой состоятельности потенциальных заемщиков либо же прилагали минимум усилий для того, чтобы ее проверить. Экономический кризис во многом обязан своим появлением желанием американских банков выдать как можно больше кредитов, не особо задумываясь о кредитосопособности заемщиков.
В конце 2006 – начале 2007 годов стали очевидны проблемы в секторе ипотечного кредитования, начали свое снижение цены на недвижимость. Возможно ситуация не оказалась бы столь катастрофичной, если бы не ипотечные облигации США – один из главных фондовых инструментов страны, считавшихся до недавнего времени наиболее надежным и обеспеченным активом. Примерно две трети жилищных закладных в США конвертировались в ипотечные облигации и продавались крупнейшим финансовым институтам, в результате чего банки могли быстро вернуть себе деньги (чтобы опять же выдавать ипотечные кредиты), а облигации начинали обращаться на фондовом рынке и покупаться различными компаниями и корпорациями. Но как только ипотека в США столкнулась с критической цифрой невозврата кредитов, ипотечные облигации резко упали в цене, а их держатели столкнулись с огромными убытками.
Хроника развития мирового экономического кризиса в США и Европе проходила по очень схожему сценарию, а любое событие за океаном сразу находило отклик и в европейских странах, поскольку экономики США и Запада в наибольшей степени взаимосвязаны между собой, а также велико число международных финансовых институтов.
С августом 2007 года связывают начало мирового кризиса ликвидности. Рынок межбанковского кредитования к этому времени становится обездвиженным в связи со слухами о финансовых потерях банков, поэтому мировые Центральные Банки вынуждены самостоятельно его поддерживать, и всего за несколько дней размер их вливаний составляет более 300 миллиардов евро.
К сентябрю 2007 года в США уже примерно 50 ипотечных институтов прекращают свою работу. Финансовый кризис налицо, а вместе с ним - и рост безработицы, особенно в секторе строительства. В это время в Европе происходит первый массовый наплыв в банк вкладчиков, желающих вернуть свои сбережения обратно. Этим банком оказывается британский Nothern Rock.
В начале 2008 года банки один за другим продолжают списывать потери и увеличивать их размеры в последующие месяцы. Цифры убытков достигают невероятных, невиданных за всю историю существования банков значений. Многие банки оказывают поддержку друг другу, но со временем начинает выясняться, что средств не хватает. Так, в феврале месяце KfW – немецкий государственный банк, оказавший в свое время поддержку IKB, больше не способен предоставлять необходимые второму миллиарды евро. IKB – ключевой для Германии банк, поэтому недостающие суммы финансовых средств планируется возмещать из государственного бюджета за счет налогоплательщиков. А для британского Northern Rock единственным выходом становится национализация.
Больше остальных от экономического кризиса пострадали крупнейшие мировые банки. В частности, проблемы в американском Citigroup приводят в июле 2008 года к продаже немецкого Citibank. Покупателем становится Credit Mutuel, который сразу занимает большую долю немецкого рынка банковских услуг благодаря широкой клиентской базе Citibank.
На протяжении всей первой половины 2008 года акции банков США и Европы не прекращают падать в цене, снижается стоимость акций американских агентств, работающих с ипотекой - Freddie Mac и Fannie Mae, которые решено национализировать в сентябре 2008-го. Кроме этого правительство США собирается получить право на выкуп у банков всех обесценившихся ипотечных облигаций.
Экономика Казахстана одной из первых ощутила негативное влияние экономического кризиса. Темпы экономического роста снизились с 8,5% в 2007 году до 3% в 2008. В 2009 году республику, вероятно, ожидает нулевая динамика ВВП. Для поддержания отраслей экономики и снижения негативного влияния мирового кризиса на экономику Казахстана Правительством был принят и активно реализуется План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009—2010 гг., главной целью которого является смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста
В Казахстане происходит снижении прибыли от экспортных операций, поскольку всё-таки РК ориентирован на экспорт сырья, а это ввиду снижения производства в крупных странах, вызывает снижение цен на сырье, а также его потребление. Если говорить о рейтинге развивающихся стран, то были снижены рейтинги РДЭ (рейтинги дефолта эмитента) Казахстана, Болгария, Венгрии и Румынии. Причем наиболее сильно сменились рейтинги и прогнозы этих рейтингов для Румынии и Казахстана. Кроме того, для России и Южно-Африканской Республики прогноз этого рейтинга сменился на негативный и возможно в следующий раз рейтинг этих стран тоже может упасть. Естественно снижение суверенного рейтинга Казахстана и общая ситуация на рынке не могла не отразиться на рейтинге крупных компаний РК, которые оценивает агентства.
Казахстан, являющийся частицей мировой экономики, безусловно, не мог не ощутить на себе последствия кризисных явлений. Осенью 2007 г. стали возникать проблемы в финансовом и строительном секторах. Недостаток ликвидности стал отражаться на темпах промышленного роста, который, по итогам 2007 г., снизился до 4,5%.
Правительство республики предприняло срочные меры по обеспечению стабильности экономического развития страны. На завершение долевого строительства, развитие агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса были выделены 4,6 млрд. долл. США. Все это в определенной степени сдержало негативное влияние мирового финансового кризиса.
Значительная часть дольщиков (на сегодня их число составляет 13 400 чел.) уже получили жилье. Планируется, что к концу года новоселье справят еще 11 000 граждан. В заданном коридоре удерживается инфляция, уровень которой по итогам 10 месяцев текущего года составил 8,8%.
Макроэкономическое развитие Казахстана в 2008 году стало отражением реализации накопленных в предыдущие годы рисков (Таблица 1. В.) При этом риски проявились как в финансовом секторе, так и в реальном секторе. Ситуация в 2008 году усугубилась замедлением мировой экономики, а также значительным ростом в 1 полугодии и беспрецедентным падением цен во 2 полугодии на мировых товарных рынках. И хотя экономический рост в стране, несмотря на это, сохранился, его темпы значительно снизились. Объем ВВП в текущих ценах в 2008 году достиг 15,9 трлн. тенге. Реальный рост ВВП по сравнению с 2007 годом составил 3,3% (рис.19).
Рис. 19. Динамика реального ВВП, 2000-2008гг (% к предыдущему году)*
Примечание: Годовой отчёт Национального Банка Казахстана за 2008 год
Вторая волна финансового кризиса уже вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала негативное влияние на реальный сектор. В результате наблюдается значительное замедление темпов роста мировой экономики и, как следствие, снижение глобального спроса на товары и услуги, что потребовало разработки дополнительных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики со стороны Правительства Казахстана. Антикризисная программа, упоминавшаяся выше, и призвана решить эту задачу.
В целом для реализации антикризисной программы выделяются средства республиканского бюджета на 2009–2011 гг. и пенсионных фондов, а также 10 млрд. долл. США из Национального фонда, который, как известно, аккумулирует доходы от экспортных поставок нефтегазовых ресурсов на мировые рынки. В целом антикризисная программа предусматривает вливание в экономику Казахстана порядка 2,2 трлн. тенге, что составляет около 20% ВВП республики.
В целом это свидетельствует об исключительной важности данного документа для дальнейшего устойчивого развития Казахстана. В настоящее время для нашей страны наиболее актуальна стабильность финансовой сферы, являющейся главным элементом экономики. ВВП на душу населения - ВВП в расчёте на душу населения определяет уровень экономического развития (таблица 17).
Паритет покупательной способности - под паритетом покупательной способности подразумевается фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг.
Итак проанализируем изменение показателей ВВП на душу населения за 2000-2008 год, стоит отметить особо период 2007-2008 года, который был ознаменован экономическим кризисом на территории республики.
Таблица 17 – ВВП на душу населения за 2000-2008 год*
Наименование | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
ВВП на душу населения, тыс. тнг | 174,5 | 218,7 | 254,3 | 310,2 | 392,6 | 503,5 | 671,1 | 834,6 | 1033,1 |
Изменение к предыдущему периоду, % (2000=100) | 0,0 | 25,3 | 16,3 | 22,0 | 26,6 | 28,2 | 33,3 | 24,4 | 23,8 |
ВВП на душу населения по паритету покупательской способности, тыс. тенге | 768,4 | 901,9 | 1034,3 | 1099,6 | 1088,5 | 1155,9 | 1201,5 | 1252,8 | 1590,128 |
Примечание: Национальный Аналитический Центр при Правительстве и Национальном Банке Республики Казахстан |
В графическом виде ВВП на душу населения представлен на рисунке 20. Динамика ВВП на душу населения показывает существенный спад в 2007-2008 году, что объясняется экономическим кризисом в Казахстане.
Рис. 20. ВВП на душу населения Казахстана за 2000 – 2008 год
Примечание: Годовой отчёт Национального Банка Казахстана за 2008 год
В 2008 году темпы роста инвестиций в основной капитал снизились с 13,5% в 2007 году до 4,6% (рис.21). Снижение инвестиционной активности предприятий в свою очередь оказало влияние на замедление темпов роста экономики страны.
Рис. 21. Темпы роста инвестиций в основной капитал, 2000 – 2008гг
(% к предыдущему году)
Примечание: Годовой отчёт Национального Банка Казахстана за 2008 год
На поддержку финансовой системы республики выделяется 4 млрд. долл. США, которые будут направлены на дополнительную капитализацию 4 системообразующих банков (Народного банка Казахстана, Казкоммерцбанка, Альянс банка и БТА банка). Предполагается, что в перспективе эти средства будут использованы на реализацию конкретных проектов в реальном секторе экономики страны. Государственная поддержка будет осуществляться через покупку акций.
Следует отметить, что в лице государства выступает Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», главной задачей которого является содействие развитию казахстанской экономики в условиях глобального кризиса с привлечением финансовых ресурсов национальных институтов развития. В 2008 г. на капитализацию Фонда стрессовых активов из республиканского бюджета первым траншем выделено 52 млрд. тенге. В 2009 г. уставный капитал Фонда будет доведен до 122 млрд. тенге – также за счет средств республиканского бюджета.
Вторым важным направлением антикризисной программы является решение проблем на рынке недвижимости. Вопросы развития жилищного сектора остаются актуальными. Как известно, в последние 7–8 лет этот сектор концентрировал в себе основные вложения капиталов – со стороны как банковской системы, так и физических лиц, предприятий. Сегодня в стране для защиты прав дольщиков предпринимается многое. Вместе с тем, пока не все проблемы разрешены. Программой предусматривается принятие определенных мер, направленных на активизацию строительного рынка в Астане и Алматы. В частности, предполагается, что незавершенные объекты, степень готовности которых составляет не менее 20%, будут выкупаться государством. Затем будет разработана специальная ипотечная программа, под которую банки будут выдавать кредиты по заниженной ставке – 10,5%.
Третьим направлением антикризисной программы является поддержка малого и среднего бизнеса. Для нашей страны решение этой задачи имеет исключительно важное значение. Малый и средний бизнес, выступающий в качестве мотора экономики, расширяет возможности для ее диверсификации и структурной перестройки. Для поддержки малого и среднего бизнеса из Национального фонда выделяется 1 млрд. долл. США, которые будут направлены на рефинансирование существующих кредитов малому и среднему бизнесу, и выдачу новых. При этом кредитная ставка не будет превышать докризисный уровень (не более 14%).
Численность экономически активного населения в 2008 году составила 8,4 млн. человек, что на 2,3% больше, чем в предыдущем году. Численность занятого в экономике населения в 2008 году увеличилась на 3% до 7,9 млн. человек. Количество безработных до 557,7 тыс. человек. Уровень безработицы в 2008 году сложился сократилось на 6,6% на уровне 6,6%, при этом за последние 8 лет наблюдается устойчивое ее снижение (с 12,8% в 2000 году). В 2008 году среднемесячная номинальная заработная плата по экономике составила 60 734 тенге, что выше уровня 2007 года на 14,1%. В реальном выражении заработная плата снизилась на 2,5%. Темп роста оплаты труда наемных работников в 2008 году относительно предыдущего года замедлился, а по некоторым видам экономической деятельности снизился (рис.22).
Рис. 22. Среднемесячная заработная плата по основным видам экономической деятельности в 2008 году
Примечание: Годовой отчёт Национального Банка Казахстана за 2008 год
ВВП на душу населения в республике достигнет к 2013 г $10 822 Рост реального ВВП в 2009 году по базовому сценарию прогнозируется на уровне 1%. Рост реального валового внутреннего продукта в 2009 году по базовому сценарию прогнозируется на уровне 1%. Этот показатель, по его словам, на 1,7 процентных пункта ниже по сравнению с предыдущим прогнозом. Снижение показателя роста ВВП в 2009 году связано с замедлением темпов роста промышленной продукции (по оценке, до 0,4%)
Ипотечный кризис в США спровоцировал обвал на фондовых рынках всего мира. Нельзя сказать, что он был непрогнозируемым, напротив, кризис на ипотечном рынке назревал давно и вопрос его наступления сводился только ко времени. Уровень безработных в США повысился, упали прибыли компаний и расходы потребителей. Статистика прогнозирует, что в этом году безработных в мире станет на пять миллионов больше. Предотвратить последствия мирового кризиса Правительство Казахстана должно уже сейчас.
Кризис ассоциируется с негативными тенденциями развития экономики. И при его выявлении главной становится задача дальнейшего правильного развития. Оно должно происходить быстро, потому что в противном случае экономика рискует развиваться по тенденциям и законам кризиса. Тогда инфляция может стать неуправляемой. Кризис управления экономическими процессами в стране нужно переосмысливать и решения принимать взвешенные.
Власть должна сосредоточить усилия на обеспечении доступа несырьевого малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам и мягком рассасывании «пузыря» в жилищном строительстве. Кроме того, она должна через увеличение бюджетных расходов компенсировать людям с фиксированными доходами и малоимущим понижение жизненного уровня, вызванного осенним скачком инфляции.
Необходимо улучшить инвестиционный климат, формировать адекватный человеческий капитал, создавать и развивать нормальную инфраструктуру. Как показывает мировой опыт, да и наши тенденции последних 5-6 лет, без реальных политических реформ сделать это очень трудно, если не невозможно.
Казахстану необходимы две большие вещи для переориентации экономики на экспорт не только сырья, поскольку экономика слишком маленькая, и она не может быть замкнутой, закрытой.
Первым и основным является инвестиционный климат. Самая важная часть инвестиционного климата - это отсутствие коррупции, нормальная судебная система, транспарентность принятия государственных экономических решений, их долгосрочность, равные условия для всех игроков на рынке, то есть нормальная защита конкуренции и т.д. Это так называемая «мягкая» составляющая инвестиционного климата.
Вторая или «твердая» составляющая – важно, чтобы факторы производства были достаточно развиты, это прежде всего рабочая сила (почему я и предлагаю деньги из Нацфонда тратить на образование) и инфраструктура, особенно учитывая невыгодное географическое расположение нашей страны. Налоги, в принципе, идут по значимости после этих вещей. Понятно, что налоги должны быть конкурентными, то есть не хуже в среднем, чем в других странах, поэтому я в целом за снижение налогов. Но какие и как снижать – большой вопрос, и, в принципе, исходя из специфики нашей страны, ее экономики, я считаю, что нам, например, сейчас правильнее всего вообще полностью отказаться от НДС – налога на добавленную стоимость. Он в наибольшей степени мешает средним предприятиям функционировать в равных условиях с зарубежными производителями.
Как ни парадоксально, именно кризис может стать наиболее благоприятным временем для осуществления крупных инфраструктурных проектов. И не только потому, что узкие места, препятствующие сбыту продукции национальных производителей, становятся просто бедой из-за общего падения экспорта. Казахстану к тому же приходится срочно готовить меры по борьбе с массовой безработицей. Инфраструктурные проекты создают значительное количество рабочих мест.
Развитие инфраструктуры и снятие таможенных барьеров сформирует более благоприятные условия для сотрудничества казахстанских компаний — от небольших предприятий до национальных гигантов. Меры, которые раньше казались необязательными и даже политически мотивированными: создание таможенного союза, учреждение общего банка развития, экономическое сообщество — в эпоху кризиса стали жизненно необходимыми. Именно они не только помогут выжить, но и создадут новый базис для посткризисного развития.
Под влиянием финансового кризиса замедлились темпы экономического роста в целом. Вследствие сокращения объемов внешнего заимствования и колебаний на сырьевых рынках темпы развития реального сектора экономики снизились, так как инвестиционные программы многих отраслей и предприятий были основаны на заемных ресурсах. В течение 2008 г. объемы инвестиций в основной капитал сокращались постоянно.
На потребительском рынке в течение 2008 г. наблюдался рост инфляции, произошел рост цен на продовольственные товары и услуги. Вследствие этого реально уменьшились денежные доходы, которыми располагало население, кроме того, в БВУ было сокращено и ужесточено розничное кредитование. Все это привело к снижению потребительского спроса, и сохранение данной тенденции может оказать дополнительное давление на темпы роста деловой активности в дальнейшем.
В целях сохранения уровня благосостояния населения страны, принимаются конкретные меры, направленные на сдерживание роста цен на основные товары — заключены меморандумы с поставщиками и дистрибуторами, созданы областные стабилизационные фонды по основным продуктам питания.
В секторе малого и среднего бизнеса также сохраняются негативные тенденции, связанные со снижением как численности реально действующих предприятий, так и объемов выпуска продукции. Позитивные изменения ожидаются с решением проблем кредитования МСБ, введением нового Налогового кодекса и продлением моратория на проверки.
На рынке труда при наблюдающемся сокращении уровня безработицы проявилась тенденция к увеличению доли самозанятого населения. В дальнейшем — в условиях сокращения промышленного производства и потребительского спроса — данная категория населения может пополнить ряды безработных. Кроме того, до сих пор сохраняется дефицит квалифицированных кадров в реальном секторе экономики, что оказывает влияние на конкурентоспособность казахстанских предприятий. Главной задачей правительства на 2009 г. заявлено недопущение роста безработицы и увеличение занятости, в этих целях с крупными работодателями были заключены соответствующие меморандумы.
Сейчас каждая страна мира мобилизует для преодоления кризиса имеющиеся у нее внутренние резервы, поскольку коллективные меры в рамках ЕС, «двадцатки», других международных организаций и объединений ощутимых результатов не дали. В результате реализации комплексной системы антикризисных мер, осуществляемых в Казахстане с осени 2010 г., последствия мирового кризиса в Казахстане будут преодолены с наименьшими потерями.
Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать и о негативных факторах экономического развития, таких, как экологическая проблема. А чтобы добиться наибольших результатов, необходимо использовать разработки ученых разных направлений. По прогнозам экспертов МВФ, в 2010 году будет наблюдаться снижение темпов роста мировой экономики на (-1,3%). В странах с высоким уровнем доходов рост ВВП составил 0,9% в 2008 году, а в 2010 году ВВП указанных стран сократится на (-3,8%). Вместе с тем, экономика развивающихся стран в 2008 году выросла на 6,1%, а в 2010 году рост составит 1,6%. ликвидности привел к тому, что для большинства развивающихся. Мировой кризис рынков, в том числе и для Казахстана, доступ к внешним заимствованиям оказался практически закрыт. Ситуация усугубилась во второй половине 2008 года тем, что «ценовой пузырь» на мировых товарных рынках лопнул, вызвав резкое падение цен на казахстанского продовольствие, сырьевые товары и металлы, которые являются основой экспорта.
В связи с ограничением доступа к внешним заимствованиям и удорожанием их стоимости в 2008 году казахстанские банки в целях поддержки необходимого уровня ликвидности были вынуждены, в свою очередь, повысить процентные ставки по выдаваемым кредитам и ужесточить условия по их выдаче. Это выступило основным фактором, повлекшим за собой сокращение кредитования внутренней экономики, как отдельных отраслей экономики, так и населения. В 2008 году объем кредитов экономике увеличился на 2,7%. Несмотря на сохранение панических настроений у инвесторов в условиях финансовой нестабильности, депозитная база банковской системы в целом характеризуется постоянством структуры и относительно положительной динамикой. Объем депозитов резидентов за 2008 год вырос на 39%. Однако депозитная база в качестве источника фондирования банков остаетсядостаточно слабой. Так, депозиты населения увеличились за 2008 год на 2,8%.
Сложная ситуация в реальном и банковском секторах, которая сохранится в ближайшие годы, требует принятия активных мер со стороны государственных органов. С этой целью, по поручению Президента был разработан План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы. С 1 июля 2008 года была снижена официальная ставка рефинансирования с 11,0% . С 1 января 2009 года ставка рефинансирования была снижена годовых до 10,5% годовых до 10% годовых. В 2008 году дважды снижались нормативы минимальных резервных требований для банков: в июле – с 6% до 5% по внутренним обязательствам и с 8% до 7% по иным обязательствам, в ноябре – до 2% и 3%, соответственно. В рамках увеличения суммы гарантированного возмещения по вкладам физических до 5 млн. тенге Национальный Банк увеличил уставный капитал лиц с 700 тыс. тенге Казахстанского фонда гарантирования депозитов до 100 млрд. тенге.
В целом, несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, ситуацию в банковском секторе, целевые ориентиры по инфляции на 2008 год Национальным Банком были выдержаны. Годовая инфляция в 2008 году сложилась на уровне 9,5%, что соответствует прогнозному коридору в 7,5-9,5%, определенному Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008-2009 годы.
Из-за ухудшения состояния экономики банки резко теряют прибыль. Что, в частности, обусловлено необходимостью формирования провизий по «плохим» кредитам. У трех из десяти крупнейших банков по итогам 11 месяцев прошлого года наблюдаются убытки: у АТФБанка - 27,2 млрд. тенге, у Нурбанка - 4,9 млрд. тенге, у Темiрбанка - 2,2 млрд. тенге.
2009 год, по единодушным оценкам экспертов, будет для казахстанской экономики в целом и для отечественных банков в частности еще более сложным, чем 2008-й. Смягчить дальнейшее снижение деловой активности в реальном и финансовом секторах правительство рассчитывает за счет своей антикризисной программы. До конца января, по словам председателя правления госфонда «Самрук-Казына» Кайрата Келимбетова, Казкоммерцбанку и Народному банку будет предоставлен первый транш по $1 млрд. для финансирования проектов в сфере экономики в рамках антикризисной программы. Кроме того, для обеспечения устойчивости финсектора принято решение о вливании дополнительных средств в акционерный капитал четырех системообразующих банков - Казкома, БТА, Народного и Альянса. Активы пока продолжают расти.
Вливание денег в отечественные банки на сегодняшний день - острая необходимость, так как после начала мирового финансового кризиса темпы роста банковской системы существенно снизились. В 2007 году рост активов уменьшился до 31,7% (с 8,9 трлн. до 11,7 трлн. тенге), а в 2008-м, по предварительным оценкам, рост составил лишь 1,8% (до 11,9 трлн. тенге). Тогда как в предыдущие годы наблюдалось очень быстрое развитие банковской системы: в 2005 году активы возросли на 67,9% (с 2,7 трлн. до 4,5 трлн. тенге), в 2006-м - почти вдвое (до 8,9 трлн. тенге).
Динамика активов банковского сектора тесно связана с динамикой роста экономики страны. В 2006 году рост ВВП составил 10,7%. Со второй половины 2007 года на экономику стал оказывать негативное влияние мировой финансовый кризис, рост банковского сектора замедлился, и темпы роста ВВП по итогам года также снизились - до 8,9%. В прошлом году, по предварительным данным, ВВП вырос всего на 3%. Половина из десяти крупнейших банков в прошлом году продемонстрировала отрицательные темпы роста валюты баланса. У Альянс Банка активы за 11 месяцев снизились на 14,8%, у Казкоммерцбанка - на 12,8%, у Темiрбанка - почти на 10%, у kaspi bank - на 7,4%, у АТФБанка - на 3,9%.
Снижение активов банков обусловлено необходимостью погашения ранее взятых внешних займов и тем, что выход на внешние рынки для рефинансирования невыгоден. В 2008 году казахстанские банки сконцентрировались в основном на внутренних источниках ликвидности. Однако в условиях снижения цен на сырье и ограниченного поступления денежных средств от энергетического и горнодобывающего секторов приток фондирования из внутренних источников для банков был не столь значительным. При этом ресурсы, привлеченные в Казахстане, использовались в том числе и для погашения внешних займов, что не позволяло банкам расти прежними темпами.
Учитывая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что и в 2009 году казахстанские банки не смогут выйти на рынок внешнего заимствования, ведь вероятность на выгодных условиях получить зарубежное рефинансирование для предстоящего в 2009 году погашения 11-миллиардного внешнего долга очень низкая. Значительное замедление темпов роста наблюдается также и по кредитам банков. За 11 месяцев прошлого года кредитный портфель увеличился лишь на 2,9% (с 8,9 трлн. до 9,1 трлн. тенге), тогда как в 2007 году рост составлял 48% (с 6 трлн. до 8,9 трлн. тенге). Замедление роста банковской системы, негативное влияние мирового финансового кризиса, замедление экономического роста страны и снижение деловой активности сказались на качестве кредитного портфеля казахстанских банков.
В целом по банковской системе объем просроченных кредитов за 11 месяцев прошлого года увеличился в 2,7 раза (с 411,8 млрд. до 1118,7 млрд. тенге), при этом их доля в общем кредитном портфеле банков возросла с 4,64% до 12,26%. В мировой практике считается допустимым, если величина проблемных кредитов не превышает 5% от общего кредитного портфеля.
Наибольший рост просроченных кредитов в абсолютном выражении за 11 месяцев 2008 года наблюдается: у БТА Банка (+152,4 млрд. тенге); у Народного банка (+127,6 млрд. тенге); у АТФБанка (+103,3 млрд. тенге).
Причина снижения качества активов коммерческих банков во многом кроется в кредитном буме, имевшем место в Казахстане до начала мирового финансового кризиса. В то время многие банки пошли на снижение требований к заемщикам, что было связано с необходимостью максимально быстрого вложения средств, привлеченных из-за рубежа. Тогда оценивать реальное качество кредитного портфеля было трудно, общий объем выданных банками займов рос в абсолютном выражении из месяца в месяц, только что выданные стандарт¬ные кредиты нивелировали проблемы существующих займов. Когда потенциал роста объемов кредитования стал иссякать и экономическая ситуация в стране осложнилась, банки столкнулись с реальной проблемой ухудшения качества ссудного портфеля.
Сформированные провизии напрямую влияют на размер чистого дохода банков. В целом по банковской системе прибыль за 11 месяцев прошлого года снизилась в 6,4 раза, или на 84,4% (с 216,7 млрд. до 33,8 млрд. тенге) по сравнению с прибылью, полученной банками за 2007 год. Больше всего сформированных провизий у Казкоммерцбанка: на 1 декабря 2008 года их объем составил 396,1 млрд. тенге, что в 1,8 раза превышает величину просроченных кредитов, следовательно, Казком имеет значительный запас прочности. У других же банков сформированные провизии намного ниже объема просроченных кредитов.
У Народного банка, несмотря на то, что в прошлом году он вдвое увеличил объем сформированных провизий (с 201,2 млрд. до 396,1 млрд. тенге), показатели прибыльности (рентабельность активов ROA - 0,5% и рентабельность капитала ROE - 5,9%) превышают средние по банковской системе. Высокие показатели прибыльности среди десятки крупнейших казахстанских банков также наблюдаются у kaspi bank (1,2% и 8,7% соответственно) и Народного банка (0,9% и 9,3%), но стоит отметить, что величина сформированных провизий у данных банков намного ниже величины просроченных кредитов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Алматы 2010г. Содержание
- Раздел 1 экономической содержание и сущность прибыли банка второго уровня………………………………..……..6
- Раздел 2 анализ формирования и использования прибыли банком второго уровня на примере ао «народный банк казахстана»………………………………….……..27
- Раздел 3 влияние экономического кризиса на показатели прибыли банка и рекомендации по её формированию и распределению…………………………..……..58
- Введение
- Раздел 1 экономической содержание и сущность прибыли банка второго уровня
- 1.1 Определение прибыли коммерческого банка как экономической категории
- 1.2 Теоретические аспекты формирования и распределения прибыли в бву
- Раздел 2 анализ формирования и использования прибыли банком второго уровня на примере ао «народный банк казахстана»
- 2.1 Деятельность ао «Народный Банк Казахстана» на казахстанском рынке в банковском секторе
- 2.2 Анализ экономических показателей деятельности банка за 2009 год
- 2.3 Анализ распределения прибыли полученной ао «Народный Банк Казахстана»
- Раздел 3 влияние экономического кризиса на показатели прибыли банка и рекомендации по её формированию и распределению
- 3.1 Влияние экономического кризиса на рынок банковских услуг Республики Казахстан
- 3.2 Рекомендации по изменению политики формирования и использования прибыли ао «Народный Банк Казахстана»
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение а
- Приложение в