3.1 Влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему РФ
Банковские системы почти всегда страдают от финансового кризиса больше всех. Это происходит из-за того, что банки находятся в самом центре финансовой системы рыночной экономики. Среди предпосылок банковских кризисов, как правило, выделяются:
макроэкономическая нестабильность;
финансовая либерализация;
государственное вмешательство в деятельность банковской системы;
кредитование по внеэкономическим основаниям.
Современный финансовый кризис отличается своей глубиной и обширностью: пожалуй, по своим масштабам он сопоставим с Великой депрессией. Считается, что причинами, послужившими началом действия кризисного механизма, были проблемы на рынке ипотечного кредитования США. Тем не менее, в основе кризиса лежат более фундаментальные причины, включая макроэкономические, микроэкономические и институциональные.
В предкризисный период экономика России демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Однако в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики: в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования.
В 2008 г. инфляция снова выросла вследствие мягкой денежно-кредитной политики в предыдущие годы. Правительство и Банк России не смогли сдержать избыточное денежное предложение из-за высоких цен на нефть и притока капитала. Это существенно увеличивало совокупный спрос в экономике и привело к кредитному буму.
Согласно определению кредитным бумом является избыточное предложение кредита в течение трёх и более лет, не связанное с фундаментальными факторами: ростом ВВП и развитием финансовой системы. Обычно банковскому кризису предшествует стадия резкого экономического роста, а также кредитная и депозитная экспансия.
Мировой финансовый кризис отразился на банковской системе РФ следующим образом:
возникла острая нехватка ликвидности,
для российских банков произошло закрытие рынков международного капитала: нестабильность на мировых финансовых рынках заставила многих международных инвесторов выводить свои средства с рынков других стран, акции которых также стали заметно снижаться. Это в большой степени коснулось и российского рынка.
начались потери от сектора, предоставлявшего услуги трейдинга на фондовых биржах;
произошёл значительный отток средств вкладчиков. Курс Банка России на «мягкую» девальвацию рубля и повышение процентных ставок пока сдерживает окончательный уход капитала из России и отток вкладчиков из банков.
остановился рост сегмента потребительского кредитования;
особенно остро обозначились проблемы «неплатежей» по кредитам. В течение последних лет банками практиковалась выдача кредитов физическим лицам под высокие проценты, без проверки платежеспособности клиентов. Такие кредиты позволяли получать высокие прибыли, но вместе с тем увеличивались риски неплатежей. В условиях мирового финансового кризиса, затронувшего большинство отраслей экономики, данная проблема является одной из наиболее острых.
3.1 Меры по преодолению кризиса и перспективы развития банковской
системы РФ
Правительство Российской федерации, как и власти других стран, предприняло важные шаги по смягчению последствий кризиса. Срочные антикризисные меры, принятые в целом своевременно и эффективно, стабилизировали работу банковской системы. Удалось справиться с паникой, не допустить массовых банкротств, глобального оттока вкладов населения.
Банк России |
Министерство финансов |
|
Предоставление субординированного кредита Сбербанку (500 млрд. руб.) Размещение депозита в Внешэкономбанке (ВЭБ) для выдачи кредитов организациям (50 млрд. долл.) Компенсация части убытков на рынке межбанковских кредитов, возникших из-за отзыва лицензии у банка-контрагента Расширение инструментов рефинансирования Снижение нормативов обязательных резервов (до 0,5) Выдача необеспеченных кредитов Повышение ставок по депозитам в ЦБ РФ Участие в торгах на фондовом рынке |
Размещение беззалоговых кредитов из временно свободных средств федерального бюджета Увеличение лимита депозитных кредитов негосударственным банкам Рефинансирование ипотечных вкладов Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Размещение депозита в Внешэкономбанк (ВЭБ) из Фонда национального благосостояния для выдачи субординированных кредитов (625 млрд. руб.) Поддержка реального сектора через фондовый рынок (175 млрд. руб.) Предоставление средств Агентству по страхованию вкладов для поддержки капитализации банков (200 млрд. руб.) Увеличение гарантий вкладов населения (до 700 тыс. руб.) |
Таблица. Меры по поддержке финансовой системы России, проведённые в 2008г. Ершов М.В./Мировой финансовый кризис: причины и последствия.//Вопросы экономики. - 2008. - № 12.:
В результате масштабы антикризисных мер, принимаемых в российской экономике в настоящее время, соизмеримы с реализуемыми в других странах.
Тем не менее, ряд мер имел и оборотную сторону. Например, привилегированные условия предоставления помощи государственным банкам негативно повлияли на ситуацию в начале кризиса. Однако мера о выделении средств государственной поддержки только трем банкам с государственным участием была скорректирована в первую же неделю, и к аукционам Минфина России допустили 32 банка, а через пять недель была реализована дополнительная мера - беззалоговые аукционы, и доступ к ресурсам получили уже 116 банков. Ананьев Д.Н./ Банковский сектор России: итоги и перспективы развития.// Деньги и кредит. - 2009. - № 3.
Отчасти антикризисные меры, принятые Правительством совместно с Банком России повторяли шаги развитых стран, но в некоторых существенных пунктах от них отличались.
Таблица. Антикризисные меры для банковского сектора
Россия |
Мировая практика |
|
Повышение капитализации банковской системы. |
рекапитализация банков (США, Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Португалия, Финляндия, Венгрия, Дания, Швейцария, Гонконг, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Казахстан). |
|
повышение процентных ставок в некоторых странах (Венгрия, Исландия, Белоруссия, Россия). |
снижение процентных ставок большинством стран из опасения дефляции (США, Канада, Евросоюз, Швейцария, Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания, Австралия, Япония, Китай, Индия, Вьетнам). |
|
поддержание адекватного курса рубля и обеспечение его стабильности. |
снижение курса национальной валюты (Исландия, Венгрия, Польша, Корея, Бразилия, Мексика, Украина, Белоруссия). |
|
предоставление стабилизационных кредитов (США, Евросоюз, Франция, Испания, Италия, Швеция, Норвегия, Великобритания, Венгрия, Россия). |
||
резкое расширение гарантий по вкладам физических лиц в банках. |
||
меры по реструктуризации банковской системы, включая содействие слиянию банков или их национализацию (Бельгия, Нидерланды, Португалия, Швеция, Великобритания, Ирландия и др.). Мау В./ Россия и мировой кризис.//Вопросы экономики - 2009. - № 2. |
В России требуются дальнейшие изменения, направленные на поддержку банковской системы. Необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем:
Требуется целевая политика по формированию и управлению денежными средствами в экономике. Она должна в первую очередь опираться на внутренние источники и механизмы создания ресурсов, что особенно важно в условиях мирового кризиса.
Нужно укреплять банковский сектор как основу национальной финансовой системы, способствовать росту его капитализации. Важно повысить роль механизмов рефинансирования, которые могут предоставлять и мгновенную, и системную ликвидность, а также расширить внутреннюю базу формирования денежного предложения.
Оказывая поддержку банкам, надо одновременно принимать меры по их санации и оздоровлению. Следует упростить процедуры их слияний и поглощений.
Необходимо расширение спектра государственных гарантий. Объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий.
Необходим четкий контроль за развитием активных и пассивных операций финансовых институтов.
В условиях рыночной экономической системы требуются антикризисные механизмы, способные нейтрализовать действие макроэкономических шоков. Эти меры должны, прежде всего, касаться банковского сектора, как наиболее быстро реагирующего на финансовые кризисы.
Повышение прозрачности и технологичности банковской системы. Открытость и высокая эффективность российского банковского сектора - обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. Необходимы меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора.
Банк России должен стать реальным «кредитором последней инстанции» при одновременном расширении его функций, включая поддержку экономического роста и занятости и выполнение задач ведущего антикризисного института.
В 2010 г. деятельность Банка России в соответствии с Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов будет направлена на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. В условиях предполагаемого оживления мировой экономики, постепенного улучшения макроэкономической ситуации в стране ожидается дальнейшее развитие производственной и кредитной активности банковского сектора.
- Введение
- Глава І. Банки и современная банковская система
- 1.1 Возникновение и развитие банков. Сущность банков
- 1.2 Банковская система
- 1.3 Центральный банк
- 1.4 Коммерческие банки
- Глава II. Банковская система Российской Федерации
- 2.1 Структура банковской системы РФ
- 2.2 Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
- 2.3 Коммерческие банки как элементы банковской системы РФ
- 3.1 Влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему РФ
- Заключение