2.2 Анализ услуг по рассчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц ОАО «Росгосстрах банк»
Динамика объема услуг по расчетному и кассовому обслуживанию представлена на рисунке 2.3. Из рисунка видно, что в структуре оказания услуг от обслуживания счетов клиентов преобладают услуги по открытию и ведению банковских счетов, при этом их объем более активно увеличивается, чем объем оказания услуг банка по расчетному и кассовому обслуживанию. Следует отметить, что услуги по расчетному и кассовому обслуживанию характеризуются значительными сезонными колебаниями, что может быть связано с сезонностью в ведении бизнеса потребителями банковских услуг. Также следует отметить, что открытие и ведение банковских счетов обеспечивает банку существенно меньший объем поступлений, чем расчетное и кассовое обслуживание.
Рисунок 2.3.Динамика объема услуг расчетного и кассового обслуживания в ОАО «Росгосстрах банк» за 2012-2014 гг., тыс. руб.
Данные о динамике объема услуг по выдаче банковских гарантий и поручительств представлены на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4.Динамика объема услуг ОАО «Росгосстрах банк» по выдаче банковских гарантий и поручительств в 2012-2014 гг., тыс. руб.18
Из рисунка видно, что объем услуг по выдаче гарантий и поручительств в динамике возрастает, что связано, в первую очередь, с активизацией внешнеэкономической деятельности предприятий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в структуре оказанных услуг ОАО «Росгосстрах банк» преобладают услуги по кредитованию юридических лиц (коммерческих организаций нефинансового характера), а также физических лиц. Достаточно высок уровень объема оказания услуг от операций с ценными бумагами.
Оценить структуру оказания услуг банка можно по данным, обобщенным в таблице 2.5.
Таблица 2.1.2.Структура оказанных услуг ОАО «Росгосстрах банк» в 2012-2014 гг., %
Наименование |
01.01. 2012г. |
01.01. 2013г. |
01.01. 2014г. |
01.10 2014г. |
|
По предоставленным кредитам |
36,44 |
38,04 |
28,51 |
29,82 |
|
По прочим размещенным средствам |
1,28 |
0,86 |
0,91 |
1,07 |
|
По вложениям в долговые обязательства (кроме векселей) |
3,58 |
4,60 |
7,39 |
7,92 |
|
По учтенным векселям |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Объем оказания услуг от открытия и ведения банковских счетов, расчетного и кассового обслуживания клиентов |
3,34 |
3,13 |
4,12 |
4,36 |
|
Вознаграждение за открытие и ведение банковских счетов |
0,32 |
0,41 |
0,65 |
0,68 |
|
Вознаграждение за расчетное и кассовое обслуживание |
3,01 |
2,72 |
3,47 |
3,68 |
|
Объем оказания услуг от купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах |
51,74 |
49,77 |
53,95 |
51,57 |
|
Объем оказания услуг от выдачи банковских гарантий и поручительств |
0,29 |
0,47 |
0,78 |
0,74 |
|
Объем оказания услуг от проведения других сделок |
0,16 |
0,15 |
0,22 |
0,23 |
Из таблицы видно, что в структуре преобладают услуги по операциям с валютой. Кроме того, достаточно высока доля услуг от кредитования, доля которых в динамике снижается. Из других видов деятельности можно выделить расчетно-кассовое обслуживание, а также вложения в долговые обязательства. Говоря об услугах купли-продажи иностранной валюты, следует отметить, что банк, фактически получает лишь комиссию за осуществление валютных операций, при том, что в форме 102 отражается полная сумма проведенных сделок, в связи с чем говорить о значимости данного вида оказываемых услуг достаточно сложно.
Далее оценивается динамика прибыли до налогообложения банка в разрезе основных банковских услуг, как показано на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5.Динамика прибыли до налогообложения ОАО «Росгосстрах банк» в 2012-2014 гг., тыс. руб.
Из рисунка видно, что наибольшая часть прибыли банка формируется за счет услуг по кредитованию коммерческих организаций нефинансового сектора, а также за счет кредитования физических лиц. Можно отметить, что величина прибыли до налогообложения по этим банковским услугам, несмотря на нестабильность экономики, на начало исследуемого периода не была отрицательной, хотя, по итогам первого квартала 2012 года ОАО «Росгосстрах банк» получило чистый убыток. При этом, однако, в первом квартале 2013 года банк несет убытки и по услугам кредитования коммерческих организаций нефинансового сектора, и по кредитованию физических лиц. Это объясняется пролонгированным влиянием мирового финансового кризиса и оздоровлением кредитного портфеля банка, проведенным именно в этот период.
Также существенный вклад в формирование прибыли до налогообложения банка внесли депозитные и инвестиционно-банковские услуги, при этом, следует отметить, что стабильность прибыли по этим операциям значительно выше. Данные операции не формируют столь быстрого прироста прибыли, как кредитование коммерческих организаций нефинансового сектора и физических лиц, однако, оценивая динамику прибыли до налогообложения банка, нельзя не признать, что и риски по указанным банковским продуктам меньше, при этом продукт является сравнительно новым, поэтому его следует признать и более перспективным.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что по всему спектру обслуживания клиентов ОАО «Росгосстрах банк» имеет устойчивый доход, на величину которого оказывают влияние условия на финансовых рынках. Однако внутренний менеджмент позволяет банку справляться с возникающими трудностями и преодолевать неблагоприятные для бизнеса риски внешней среды. Также относительно состояния банковских услуг для юридических лиц можно отметить достаточно существенные изменения в системе управления кредитами. Прежде всего, следует указать на изменение структуры кредитования корпоративных потребителей в зависимости от направлений деятельности, которое происходит в динамике. Также следует отметить, что оказание услуг юридическим лицам также характеризуется и существенными изменениями в доходности отдельных видов услуг, что требует выработки рекомендаций, направленных на развитие банковских услуг, предлагаемых юридическим лицам19.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ
- 1.1 Понятие и сущность банковской услуги
- 1.2 Основные виды банковских услуг юридическим лицам
- 2.1 Анализ услуг юридическим лицам в ОАО «Росгосстрах банк»
- 2.2 Анализ услуг по рассчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц ОАО «Росгосстрах банк»
- 2.3 Зарубежный опыт предоставления услуг коммерческими банками юридическим лицам
- ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ БАНКОВСКИХ УСЛУГ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
- §5. Финансовые услуги коммерческих банков
- 60. Услуги коммерческих банков
- Операции банков с юридическими лицами
- 22.Сущность и функции коммерческих банков в условиях рыночной экономики. Операции коммерческих банков по привлечению вкладов физических и юридических лиц
- Трастовые услуги физическим лицам и юридическим лицам
- 5. Функции, операции и услуги коммерческих банков
- Услуги коммерческих банков
- Операции и услуги коммерческих банков.
- 10.Коммерческие банки и их деятельность (операции и услуги).