logo
Услуги коммерческих банков юридическим лицам

1.1 Понятие и сущность банковской услуги

банковский услуга коммерческий

Понятие банковской услуги является основополагающим как в законодательстве, так и в практической банковской деятельности. Банк, являясь по своей природе коммерческой организацией, производит продукт, который существенно отличается от продуктов, выпускаемых, к примеру, промышленными предприятиями. Банковский продукт специфичен и представляет собой различного рода услуги, осуществляемые с денежными средствами в наличной и безналичной форме, а также с ценными бумагами, драгоценными камнями и металлами.

Понятие «услуги» находится на стыке двух дисциплин, а именно экономики и права, в этом и состоит сложность трактовки данного термина. До сих пор применима трактовка термина «услуга», предложенная еще Карлом Марксом. Под услугой Маркс понимал «…не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости - товара ли труда ли, воплощенных в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязаемых результатов, существующих отдельно от исполнителя этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товара» Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том 1. М.: Эксмо, 2011. С. 204..

Услуга рассматривается им в качестве разновидности человеческого труда. Результат этой деятельности, полученный в ходе процесса производства, как правило, совпадает с процессом потребления, иначе происходит перенасыщение на рынке услуг и услуга теряет свою значимость для потребителей.

С точки зрения неоклассического учения, услуга трактуется, как пучок свойств и характеристик, которые в ряде случаев тяжело поддаются измерению Загорский А.Л. Конкурентоспособность интегрированных бизнес-групп. М.: Юнити-Дана, 2010. С. 82..

В современном научном понимании, услуга - это экономическая категория, присущая разным общественно-экономическим формациям, появляющаяся через взаимоотношения складывающихся между людьми. Эта категория обладает специфическими чертами, позволяющими отличать ее от других и в определенной степени, характеризующих ее содержание, функциональную направленность, механизм действия Лифиц И. М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М, 2013. С. 47..

Действительно, под услугой следует понимать, систему экономических взаимоотношений, складывающуюся между потребителем и производителем по поводу полезного результата.

Банковская услуга, являясь, также как и любая другая услуга, подразумевает под собой отношения между производителями услуги, в лице банка и потребителями, юридическими лицами на условиях, указанных в договоре. Одни участники отношений испытывают повышенную потребность в финансовых ресурсах, другие, напротив имеют их в избытке, и банки берут на себя роль связующего звена в этих отношениях.

В научной литературе придерживаются главным образом следующих определений «банковской услуги»:

1. она трактуется как деятельность по оказанию клиенту помощи или содействию в получении прибыли Банковский маркетинг. Под редакцией В.И. Хабарова. М.: Маркет ДС, 2012. С. 47.;

2.банковская услуга рассматривается как система, удовлетворяющая определенным потребностям Ермаков С.Л., Юденков Ю.Н. Основы организации деятельности коммерческого банка. М.: КноРус, 2011. С. 189.;

3.банковская услуга подразумевает под собой квалифицированную помощь или совет для повседневного использования Ольхова Р.Г. Банковское дело. Управление в современном банке. М.: КноРус, 2011. С. 122..

Приведенные определения достаточно ограничены и не раскрывают в полном объеме экономического содержания понятия «банковская услуга».

Наиболее удачное определение банковских услуг принадлежит О.Ю. Свиридову. Он определил банковские услуги как комплекс услуг финансового сектора экономики, предоставляемый физическим и юридическим лицам (независимо от формы собственности) по обеспечению их потребностей в организации движения, использования и управления денежными и иными финансовыми средствами в процессе экономической деятельности. Однако, при всей своей емкости данное определение не отражает всей сущности понятия банковской услуги.

Может быть предложено следующее определение банковской услуги. Банковская услуга для юридического лица - это процесс и результат взаимодействия между банком и потребителем с целью удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах, либо управлении ими, который направлен максимизации прибыли всех участников сделки.

Довольно часто в научной литературе происходит отождествление понятий «банковская услуга» и «банковская операция». В строгом смысле банковская операция подразумевает совокупность взаимосвязанных действий банка с целью решения определенной задачи для достижения конкретного результата, например, перевод денежных средств получателю, путем заведения сведений об отправителе в несколько программ. Банковская услуга же есть действия финансового учреждения, способствующие максимизации выгоды и/или делающие более комфортной деятельность самого банка, а также его клиента. Кроме того, имеются особенности в последовательности оказания банковской услуги и совершении банковской операции. В большинстве случаев банковская услуга носит вторичный характер, а банковская операция - первичный, так как реализация банковской услуги осуществляется в процессе обслуживания клиента, то есть путем проведения банковских операций.

При существующих отличиях понятий «банковская услуга» и «банковская операция» есть и сходства. Проявляются они в необходимости удовлетворять потребности клиентов, а также способствовать получению прибыли.

Рассмотрим особенности банковской услуги с целью полноценного определения данного понятия:

1.производство большинства услуг неотделимо от процесса их потребления. То есть услугу нельзя потрогать, как товар и потребитель услуги сможет оценить ее полезность только после потребления. Например, подавая заявку на кредит, в голове любого заемщика проецируется желаемый предмет : шуба, машина, квартира. Но использование данного предмета и как следствие оценка полезности потребителем, произойдет только после реализации банковской услуги. Таким образом, клиент банка до потребления услуги, вынужден опираться на косвенную оценку преимуществ услуги, доверяя рекламе, либо мнению экспертов;

2.банковские услуги невозможно хранить, транспортировать и запасать впрок. В отличие от товаров, услуги невозможно хранить на складе, с целью последующей продажи клиентам;

3. для большинства банковских услуг характерен длительный процесс их предоставления, требующий неоднократного посещения банка. Например, для кредитования организации требуется предоставить первичный пакет документов, который в свою очередь направляется на поверку к уполномоченному подразделению банка. После чего принимается решение о возможности кредитования, и руководство организации приглашается на подписание кредитных договоров. Сам процесс рассмотрения заявки от момента первичной подачи документов до момента выдачи кредитных средств может занять довольно продолжительный промежуток времени.

Конечно, банки осуществляют и операции разового характера. Например, оплата штрафов, государственных пошлин и коммунальных услуг, получение или отправление денежных переводов. Однако банк стремится к поддержанию продолжительных отношений с клиентом за счет предоставления вспомогательных операций (кросс-продуктов). Среди них: СМС-информирование, дистанционное банковское обслуживание (ДБО), различные акции для участников зарплатных проектов;

4.особенностью банковской услуги является ее изменчивость во времени. То есть зависимость от того, где, когда и кем данная услуга предоставлялась, поскольку сильно зависит от квалификации людей, продающих услуги. Например, стажер будет обладать, бесспорно, меньшей квалификацией, чем сотрудник, проработавший несколько лет в банке. Следовательно, качество обслуживания клиентов сотрудниками будет отличаться.

5.для банковских услуг характерно фактическое информационное неравенство банковских институтов и клиента. Оно проявляется в том, что лица, работающие в банковской сфере, более экономически грамотны, чем обычные граждане8.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что термин «банковская услуга» в научной литературе и нормативных актах не имеет однозначной трактовки. Происходит невольное отождествление таких различных понятий как банковская услуга и банковская операция. Большинство российских экономистов по-прежнему относят к банковским операциям весь спектр предоставляемых банком услуг. Тем не менее, особенности, характерные для банковских услуг и выделенные выше, указывают на принципиальные отличия между понятиями «банковская услуга» и «банковская операция», которые им присущи, а также вторичный характер банковской услуги по отношению к банковской операции. Банковская услуга для юридического лица определена как процесс и результат взаимодействия между банком и потребителем с целью удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах, либо управлении ими,