logo
Особенности формирования миссии современного банка

1.1 Понятие и сущность миссии банка

Стратегическое планирование является сегодня одним из пяти наиболее важных направлений эффективного управления современного банка наряду с маркетингом, технологическим и финансовым контролем и развитием персонала. Практически все банки разрабатывают свою стратегию, но далеко не у каждого она принимает официальные формы, четко формулируется в миссию и доводится до всех уровней. Обзор, проведенный в Великобритании, показал, что 80% компаний и банков имеют документально оформленные миссии. Менеджеры этих банков считают, что ясно сформулированная миссия вносит свой вклад в получение прибыли.

Термин "миссия" в некоторых зарубежных источниках заменяется на "меморандум", а в программных и отчетных документах отечественных банков используются такие понятия, как "стратегия", "главная цель", "философия". В этом есть определенное сходство и отличия. Рассмотрим их.

В широком понимании "миссия" рассматривается как "констатация философии и предназначения, смысла существования организации", в узком понимании "миссия" - это утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных, т.е. данного банка от других банковских учреждений. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

· история создания данной организации, в процессе которой вырабатывалась и философия, формировались профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

· существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

· состояние среды обитания организации;

· ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

· отличительные особенности, которыми обладает организация.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является кредитная организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других, ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию ее расшифровке должны быть отражены:

* целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач нацелена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;

* сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;

* философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;

* возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.

Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация.

Предпосылками для создания миссии каждой компании являются следующие элементы:

История организации. У каждой компании, как правило, есть история её целей, политики, успехов и неудач. В общем случае организация не должна резко рвать со своим прошлым. В то же самое время, некоторые практики считают чрезмерное "увязание" в прошлом или традициях (если это не обосновано факторами конкуренции и является обычной "данью памяти") пагубным для развития и конкурентоспособности организаций.

Ключевая компетенция. Цели организации должны проистекать из того, что она может делать наилучшим образом. Компания всегда должна задавать себе вопрос: "А что мы делаем лучше всех?".

Ресурсы. Как уже было сказано, миссия организации зачастую представляет собой некий компромисс между реальными условиями и ресурсами организации.

Существующие предпочтения собственников и менеджмента. Предложение переориентировать миссию на "Оказание высококачественных учебно-консультационных услуг" вряд ли понравится владельцам пивоваренного завода…

Существующая рыночная среда. Если бы сегодня в России молодёжные организации по-прежнему определяли свою миссию как "Помощь партии в построении коммунизма в отдельно взятой стране", они вряд ли могли бы рассчитывать на массовый успех.

Основные черты бизнес-миссии

Достойное заявление о миссии компании, имеет следующие черты:

Концентрация на ограниченном количестве целей. Заявление о миссии корпорации "Мы несём счастье всем людям" скорее всего не будет воспринято менеджментом компании (да и потребителями тоже). Вряд ли менеджмент сможет использовать такую миссию как "руководство к действию" при принятии серьезных управленческих решений. Необходимо также помнить, что и конкуренты не дремлют - искусственно "завышенная" миссия может стать причиной нападок на Вашу организацию.

В миссии заявлена политика компании. Политика определяет взаимоотношения компании со всеми заинтересованными группами: сотрудниками, покупателями, поставщиками, дистрибьюторами, кредиторами и т.д. Ведь разные компании по-разному определяют приоритеты в выстраивании отношений со всеми этими группами (кстати, этот вопрос является одним из наиболее дискутируемых). Какие-то корпорации отдают приоритеты покупателям, какие-то - акционерам. Некоторые корпорации с трудом меняют поставщиков, даже при появлении более выгодных предложений, а некоторые делают это легко. Так, в концепции успешного бизнеса одной американской компании наряду с декларацией "честного ведения бизнеса с поставщиками" автор обнаружил фразу "Избегать зависимости от поставщиков". Вариантов политики общения с заинтересованными группами и контактными аудиториями может быть сколько угодно, каждая компания решает это сама, и влияет на этот процесс достаточно много субъективных и объективных факторов. С точки зрения миссии и её функции для организации важно то, что наличие подобной политики (внятной и понятной) сужает возможность принятия менеджерами самостоятельных решений и подталкивает их к коллективному поиску решений, что в ряде случаев может благотворно сказаться на деятельности организации.

В миссии заявлены ценности и / или приоритеты компании. Обычно приоритеты и ценности компании, тем более базовые, потому таковыми и называются, что не меняются даже в случаях резкого изменения миссии, переориентирования компании, изменения рода деятельности и т.д. Эти положения перекликаются с бизнес-кредо фирмы, её философией. Кредо корпорации мы обсудим более подробно ниже.