2.1.1 Различия организационных структур крупного и мелкого банков
Организационная форма банка обусловлена его функциями, ибо с точки зрения организационной структуры банки обычно построены таким образом, чтобы с максимальной эффективностью выполнять стоящие перед ними задачи. Более крупный банк, как правило, осуществляет больше функций и предлагает более широкий спектр услуг. Поэтому размеры банка также являются важным фактором, определяющим его организационную структуру. Однако размеры и функции - не единственные детерминанты организационной структуры банка и эффективности его работы. Государственное регулирование деятельности банков также имеет огромное значение для формирования потребностей и разнообразия вариантов структурного построения банков в мире.
Влияние размеров банка на его организационную структуру нагляднее всего проявляется при сопоставлении типичных организационных структур крупного и мелкого банков. Первым примером нам послужит организационная схема, представленная руководством небольшого, находящегося на Среднем Западе провинциального банка с активами около 50 млн.долл. Подобно сотням банков, обслуживающих небольшие и средние по размерам хозяйственные структуры, этот банк более всего озабочен привлечением небольших депозитов от частных лиц и занимаются преимущественно предоставлением потребительского кредита и займов мелким предприятиям. Такие банки, всецело ориентированные на операции с частными лицами, часто называют розничными банками в противовес оптовым кредитно-финансовым институтам, которые заняты преимущественно обслуживанием коммерческих предприятий и предоставлением крупных займов корпорациям.
Сервисные операции небольшого банка обычно контролируются кассиром и аудитором, работающими в бухгалтерском отделе, а также вице-президентом, отвечающим за работу кредитного, депозитного, маркетингового и трастового отделов банка. Эти работники подотчетны старшему руководству фирмы в лице председателя совета директоров, президента и старшим вице-президентам, отвечающим за долгосрочное планирование и оказание помощи руководителям различных отделов в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство, в свою очередь, периодически отчитывается перед советом директоров - комитетом, выбранным акционерами (владельцами) для разработки политики банка и наблюдения за эффективностью его работы.
Организационная схема, представленная на рис.1. проста. Зачастую имеют место тесные контакты между руководителями высшего и среднего уровней и рядовыми сотрудниками банка.
Высшее руководство (включая председателя совета директоров и президента или исполнительного директора) |
||||||||
Кредитный отдел |
Бухгалтерско-операционный отдел |
Отдел маркетинга и мобилизации средств |
Трастовый отдел |
|||||
Сотрудники, занимающиеся комм. кредитом |
Отдел аудита и бухгалтерского учета |
Кассиры |
Трасты, учрежденные в пользу частных лиц |
|||||
Сотрудники, занимающиеся потреб. кредитом |
Операции (клиринг чеков, бухг. проводка, проверка счетов, рассм.жалоб клиентов) |
Новые счета |
Трасты, учрежденные в пользу предприятий |
|||||
Реклама и планирование |
Организационная структура крупного банка, активно оперирующего на денежных рынках, гораздо сложнее, чем мелкого. На рис 2. показана организационная схема банка, находящегося на востоке США и располагающего активами стоимостью свыше 5 млрд.долл. Этот банк принадлежит и контролируется холдинговой компанией, акционеры которой выбирают совет директоров для наблюдения за работой банка и небанковских кредитно-финансовых организаций, связанных с той же самой холдинговой компанией. Некоторые члены совета директоров холдинговой компании входят и в совет директоров банка. Основная для таких организаций проблема - норма управляемости: высшее руководство обычно хорошо осведомлено о деятельности своего банка, но значительно хуже информировано о состоянии дел в филиалах. Более того, поскольку сам банк предлагает широкий перечень услуг как на национальном, так и на международном рынке, серьезные проблемы могут не всплывать на поверхность неделями и даже месяцами. В последние годы ряд крупнейших банков склонился в пользу концепции центров получения прибыли, согласно которой каждый ведущий отдел стремится максимизировать свой вклад в рентабельность банка и тщательно контролирует показатели эффективности собственной работы.
Крупнейшие банки обладают некоторыми преимуществами над мелкими и средними. Они обслуживают многочисленные и разные рынки, предлагая клиентам многообразные услуги, поэтому их деятельность более диверсифицирована как географически, так и в отношении набора предоставляемых услуг, что понижает общий уровень риска в условиях нестабильной экономики. К развитию банковской деятельности за пределами своего штата крупные банки, как правило, готовы лучше, ибо обладают более высокой способностью брать на себя риск освоения новых рынков и имеют лучший доступ к капиталу и способным менеджерам.
Административная группа: комитет высших менеджеров - председатель совета директоров, президент или исполнительный директор и старшие вице-президенты |
|||||||
Отделение мобилизации средств и управления ими |
Отделение распределения средств |
Отделение финансового обслуживания частных лиц |
|||||
Группа финансов и инвестиций |
Группа коммерческих финансовых услуг |
Отдел обслуживания частных банков |
|||||
Бюро денежных рынков и управления портфелями |
Отдел коммерческого кредита |
Трастовые услуги |
|||||
Отдел институциональной банковской деятельности |
Отдел коммерческих операций с недвижимостью |
Отдел обслуживания органов исполнительной власти и узкопрофессиональ-ных групп |
|||||
Отдел рынков капитала |
Отдел обслуживания корпораций |
Отдел кредитования жилищного строительства |
|||||
Управление активами/пассивами |
Отдел кредитных карточек |
Отдел обслуживания рядовых потребителей |
|||||
Отдел планирования |
Группа филиальных банков |
Отдел страхования депозитов |
|||||
Группа анализа кредитов |
Группа поддерживающих услуг |
||||||
Группа «плохих» кредитов |
Автомобильный банк |
||||||
Маркетинговый отдел |
|||||||
Отдел международной банковской деятельности |
Операционный отдел |
||||||
Группа кредитования многонациональных корпораций, финансирования торговли и заграничных бюро банка |
Отдел аудита и контроля региональным бюро. Отдел управления трудовыми ресурсами. Кассовый отдел. Отдел ценных бумаг. Группа наблюдения за выполнением требований органов банковского надзора. |
||||||
Рис 2. Организационная структура крупного банка.
- Введение
- Глава 1 Развитие теории и практики менеджмента
- 1.1 Условия и предпосылки возникновения менеджмента
- 1.2 Основные школы управления
- Глава 2 Организация банковской деятельности и управление обслуживанием клиентов банка
- 2.1 Организационная структура банков
- 2.1.1 Различия организационных структур крупного и мелкого банков
- 2.1.2 Современные тенденции в организационной структуре банков
- 2.1.3 Организация банковской деятельности на основе отделений
- 2.1.4 Банковская деятельность на основе корреспондентских отношений
- 2.2 Финансовые отчеты и оценка деятельности банков
- 10.2. Банковская деятельность, принципы ее организации
- Тема 20 организация управления безопасностью банковской деятельности
- 2. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью.
- Организация банковской деятельности
- 44. Задачи и принципы организации банковской деятельности
- 25. Организация банковской деятельности.
- 11. Организация банковской деятельности на основе создания банковских холдингов.
- 12.3. Банковская деятельность, принципы ее организации
- 9.1. Кредитная организация, как субъект банковской деятельности