Организация и управление банковской деятельности

дипломная работа

2.1.1 Различия организационных структур крупного и мелкого банков

Организационная форма банка обусловлена его функциями, ибо с точки зрения организационной структуры банки обычно построены таким образом, чтобы с максимальной эффективностью выполнять стоящие перед ними задачи. Более крупный банк, как правило, осуществляет больше функций и предлагает более широкий спектр услуг. Поэтому размеры банка также являются важным фактором, определяющим его организационную структуру. Однако размеры и функции - не единственные детерминанты организационной структуры банка и эффективности его работы. Государственное регулирование деятельности банков также имеет огромное значение для формирования потребностей и разнообразия вариантов структурного построения банков в мире.

Влияние размеров банка на его организационную структуру нагляднее всего проявляется при сопоставлении типичных организационных структур крупного и мелкого банков. Первым примером нам послужит организационная схема, представленная руководством небольшого, находящегося на Среднем Западе провинциального банка с активами около 50 млн.долл. Подобно сотням банков, обслуживающих небольшие и средние по размерам хозяйственные структуры, этот банк более всего озабочен привлечением небольших депозитов от частных лиц и занимаются преимущественно предоставлением потребительского кредита и займов мелким предприятиям. Такие банки, всецело ориентированные на операции с частными лицами, часто называют розничными банками в противовес оптовым кредитно-финансовым институтам, которые заняты преимущественно обслуживанием коммерческих предприятий и предоставлением крупных займов корпорациям.

Сервисные операции небольшого банка обычно контролируются кассиром и аудитором, работающими в бухгалтерском отделе, а также вице-президентом, отвечающим за работу кредитного, депозитного, маркетингового и трастового отделов банка. Эти работники подотчетны старшему руководству фирмы в лице председателя совета директоров, президента и старшим вице-президентам, отвечающим за долгосрочное планирование и оказание помощи руководителям различных отделов в решении наиболее острых проблем. Высшее руководство, в свою очередь, периодически отчитывается перед советом директоров - комитетом, выбранным акционерами (владельцами) для разработки политики банка и наблюдения за эффективностью его работы.

Организационная схема, представленная на рис.1. проста. Зачастую имеют место тесные контакты между руководителями высшего и среднего уровней и рядовыми сотрудниками банка.

Высшее руководство (включая председателя совета директоров и президента или исполнительного директора)

Кредитный отдел

Бухгалтерско-операционный отдел

Отдел маркетинга и мобилизации средств

Трастовый отдел

Сотрудники, занимающиеся комм.

кредитом

Отдел аудита и бухгалтерского учета

Кассиры

Трасты, учрежденные в пользу частных лиц

Сотрудники, занимающиеся потреб. кредитом

Операции (клиринг чеков, бухг. проводка, проверка счетов, рассм.жалоб клиентов)

Новые счета

Трасты, учрежденные в пользу предприятий

Реклама и планирование

Организационная структура крупного банка, активно оперирующего на денежных рынках, гораздо сложнее, чем мелкого. На рис 2. показана организационная схема банка, находящегося на востоке США и располагающего активами стоимостью свыше 5 млрд.долл. Этот банк принадлежит и контролируется холдинговой компанией, акционеры которой выбирают совет директоров для наблюдения за работой банка и небанковских кредитно-финансовых организаций, связанных с той же самой холдинговой компанией. Некоторые члены совета директоров холдинговой компании входят и в совет директоров банка. Основная для таких организаций проблема - норма управляемости: высшее руководство обычно хорошо осведомлено о деятельности своего банка, но значительно хуже информировано о состоянии дел в филиалах. Более того, поскольку сам банк предлагает широкий перечень услуг как на национальном, так и на международном рынке, серьезные проблемы могут не всплывать на поверхность неделями и даже месяцами. В последние годы ряд крупнейших банков склонился в пользу концепции центров получения прибыли, согласно которой каждый ведущий отдел стремится максимизировать свой вклад в рентабельность банка и тщательно контролирует показатели эффективности собственной работы.

Крупнейшие банки обладают некоторыми преимуществами над мелкими и средними. Они обслуживают многочисленные и разные рынки, предлагая клиентам многообразные услуги, поэтому их деятельность более диверсифицирована как географически, так и в отношении набора предоставляемых услуг, что понижает общий уровень риска в условиях нестабильной экономики. К развитию банковской деятельности за пределами своего штата крупные банки, как правило, готовы лучше, ибо обладают более высокой способностью брать на себя риск освоения новых рынков и имеют лучший доступ к капиталу и способным менеджерам.

Административная группа: комитет высших менеджеров - председатель совета директоров, президент или исполнительный директор и старшие вице-президенты

Отделение мобилизации средств и управления ими

Отделение распределения средств

Отделение финансового обслуживания частных лиц

Группа финансов и инвестиций

Группа коммерческих финансовых услуг

Отдел обслуживания частных банков

Бюро денежных рынков и управления портфелями

Отдел коммерческого кредита

Трастовые услуги

Отдел институциональной банковской деятельности

Отдел коммерческих операций с недвижимостью

Отдел обслуживания органов исполнительной власти и узкопрофессиональ-ных групп

Отдел рынков капитала

Отдел обслуживания корпораций

Отдел кредитования жилищного строительства

Управление активами/пассивами

Отдел кредитных карточек

Отдел обслуживания рядовых потребителей

Отдел планирования

Группа филиальных банков

Отдел страхования депозитов

Группа анализа кредитов

Группа поддерживающих услуг

Группа «плохих» кредитов

Автомобильный банк

Маркетинговый отдел

Отдел международной банковской деятельности

Операционный отдел

Группа кредитования многонациональных корпораций, финансирования торговли и заграничных бюро банка

Отдел аудита и контроля региональным бюро.

Отдел управления трудовыми ресурсами.

Кассовый отдел.

Отдел ценных бумаг.

Группа наблюдения за выполнением требований органов банковского надзора.

Рис 2. Организационная структура крупного банка.

Делись добром ;)