logo
Международный валютный фонд: направления его деятельности

3.1 Негативное воздействие финансовой помощи МВФ на социально-экономическое состояние стран-заемщиков

Кредитная деятельность МВФ служит инструментом активного влияния на социально-экономическую политику стран, получающих его финансовую помощь. Это, прежде всего, развивающиеся государства. Её условия становятся более тяжелыми, чем выше кредитная доля. Поэтому не случайно «Группа 24» в течение многих лет выступала за увеличение размера первой кредитной доли квоты.

Перед подачей заявки на финансирование страна обсуждает с персоналом Фонда программу финансовой стабилизации, включающую меры, которые должны быть приняты ею в обусловленный период в области налогообложения, денежного обращения, валютного курса, внешней торговли и платежей. При рассмотрении заявки Фонд получает детальные сведения о состоянии экономики и финансов. Фонд открывает финансирование лишь при согласии страны выполнять предписанные им рекомендации. Для усиления своих позиций в системе мирового хозяйства государства-кредиторы, в первую очередь США, ФРГ, Япония и другие члены «Группы 7» превратили МВФ в ведущее звено в сфере международного кредита [7].

Огромная внешняя задолженность развивающихся стран и ряда стран с переходной экономикой оказывает самое непосредственное влияние на их взаимоотношения с Фондом. Все страны, не имеющие широкого доступа к частным внешним ресурсам, становятся заложниками внешнего финансирования МВФ и других межгосударственных валютно-финансовых организаций. Они вынуждены идти на сотрудничество с МВФ, чтобы не усугублять состояние и развитие своих международных кредитных отношений. Зависимость от финансовой помощи МВФ вынуждает их соглашаться на выдвигаемые им условия.

Программы оздоровления экономики и структурных реформ, согласуемые с Фондом и рекомендуемые им, носят не только экономико-политический, но и ярко выраженный социальный характер. Именно высокие социальные издержки их стали главной причиной «развода» развитых стран с МВФ в 70-е годы. Так, в 1976 г. в качестве условия для предоставления лейбористскому правительству Великобритании кредита в 3,9 млрд. долл. МВФ потребовал сократить бюджетные расходы с 11,2 до 8,7 млрд. фунтов стерлингов, в результате чего были урезаны ассигнования на социальные нужды, жилищное строительство, снижено правительственное субсидирование продовольствия и т.д.

Программа «экономии», принятая в 1977 г. Италией по рекомендации МВФ в соответствии с согласием на предоставление ей кредита, была направлена в итоге на снижение реальной заработной платы и предусматривала, в частности, уменьшение пенсий, повышение тарифов на проезд в общественном транспорте и другие услуги, повышение цен на бензин, налогов на автомобили и увеличение дорожной пошлины.[38]

Среди развитых государств «Группы 7» Великобритания и Италия стали последними заемщиками Фонда в 70-е годы. Во второй половине 70-х годов Фонд перестал служить источником ресурсов для финансирования дефицитов платежных балансов развитых стран. До сих пор развитые страны, имея дефициты платежных балансов, не обращаются за кредитами в МВФ, поскольку социально-экономические издержки программ, под которые Фонд выдает кредиты, превышают переплаты за дорогие рыночные валютные ресурсы.

Особенно наглядным является воздействие МВФ на социально-экономическую политику развивающихся государств, у которых неуравновешенность платежных балансов носит хронический структурный характер, обусловленный проблемой финансирования экономического развития в условиях специфического положения многих стран в системе международного разделения труда.[31]

Рекомендации Фонда, как правило, не направлены на изменение экономической структуры этих стран, их индустриализацию и развитие многоотраслевого хозяйства.

Примером воздействия МВФ на социально-экономическую политику развивающихся государств может служить предоставление в 1979 г. кредита Боливии на сумму 150 млн. долл. фонд объявил о предоставлении кредита вслед за опубликованием боливийским правительством новой экономической программы. В программе, в частности, предусматривалась девальвация песо на 20%, резкое увеличение цен на продукты питания и предметы первой необходимости, повышение в два раза цен на бензин и тарифов на проезд в общественном транспорте. С критикой экономической программы выступила широкие круги общественности, утверждая, что она ведет к дальнейшему усилению зависимости экономики от иностранного капитала и ухудшению жизненного уровня широких слоев населения.

Деятельность МВФ по финансированию структурных преобразований в экономике развивающихся государств служит постоянным объектом критики представителей оппозиционных партий, общественных движений, академических, деловых, а в некоторых странах и правительственных кругов. «Группа 24» неоднократно требовала перемен в ней, смещения акцентов и центра тяжести кредитной политики МВФ на увеличение темпов экономического роста.

Главным средством влияния на экономику стран получателей помощи являются программы «оздоровления» экономики и структурной перестройки. Их конечной целью является сокращение государственного сектора, отмена валютных и торговых ограничений, облегчение доступа для иностранных частных капитальных вложений.

Как правило, набор рекомендаций стране обращающейся за финансовой помощью к МВФ, включает такие меры, как девальвация национальной валюты, сокращение государственных расходов и либерализация торговых и валютных режимов. Однако реализация программ «оздоровления» и структурной перестройки экономики нередко приводит к обострению социально-экономических трудностей, росту нищеты и безработицы, правительственным кризисам и репрессиям.

Благодаря системе квот США с самого начала получили возможность эффективного контроля над Фондом. Наибольшая квота обеспечивает фактически право вето при решении наиболее важных вопросов, в том числе и изменения квот других государств. В результате за всю свою историю МВФ не принял ни одного важного решения вопреки национальным интересам США.

Финансовое сотрудничество Фонда со странами предполагает обеспечение его экспертам широкого доступа к национальным экономическим данным. На деле МВФ требует гораздо большей информации от тех стран, где значительную долю в экономике занимает государственный сектор. Анализы и рекомендации экспертов МВФ, составляемые на базе детальной информации, служат основой для выработки такой экономической политики страны, которая будучи совместимой с политикой Фонда, однако, не всегда способствует ее интересам. Директорат Фонда закрывает доступ к его ресурсам для страны, если он считает, что его средства используются вразрез с целями Фонда.

Примером этой традиционной схемы регулирующего воздействия на социально-экономическую политику стран - получателей финансовой помощи может служить помощь МВФ в 70-е годы по отношению к Перу, Ямайке и Боливии, в 80-е годы и к другим странам региона - Аргентине, Бразилии, а в 90-е годы - России и другим странам с переходной экономикой, ставших постоянными его клиентами в силу большой зависимости от внешних долгов и нуждавшихся в финансировании. Встречные требования МВФ в обмен на оказание финансовой помощи вызывали резкое возмущение деловых и общественных кругов многих стран заемщиков, поскольку их выполнение ставило под угрозу проведение важных социально-экономических преобразований и было сопряжено с отменой социальных завоеваний малообеспеченных слоев населения.[23]