logo
Международный валютный фонд: направления его деятельности

2.1 Финансовые ресурсы Международного валютного фонда

МВФ является организацией, которая, оказывает влияние на международные валютные отношения, выступает одновременно кредитным учреждением. Согласно таблице 1 основным источником финансовых средств МВФ являются взносы в рамках квоты (взносы в капитал) государств-членов, которые они платят при вступлении в МВФ или после периодических пересмотров (Приложение Б) в ходе которых размер квот увеличивается. Государства платят 25% своей квоты в специальных правах заимствования (СДР) или в основных валютах, таких как доллар США или японская иена; при необходимости МВФ может востребовать остальную часть, подлежащую к уплате в собственной валюте государства-члена, на цели предоставления кредитов. Квоты определяют не только платежи государства по взносам, но и количество его голосов, сумму финансирования, которую оно может получить от МВФ, а также его долю при распределении SDR.[26]

Таблица - 1 Финансовые ресурсы МВФ (по состоянию на начало 2005 г.)

Статья баланса

Сумма, $ млрд.

Совокупный объем квот

327

Совокупный объем финансовых ресурсов, доступных для использования

176

Финансовые ресурсы, доступные для нового (неконцессионного) использования в течение года

117

Накопленный объем неконцессионных кредитов

80

Накопленный объем концессионных кредитов

10

Резервы золота, млн унций

103,4

Уставный капитал МВФ был первоначально установлен в размере 8799 млн. долл., как сумма квот стран-членов, принимавших участие в Бреттон-Вудской конференции.

Квота США первоначально в уставном капитале была установлена американским правительством в 2759 млн. долл. И не подлежала согласованию в рамках Бреттон-Вудской конференции. Практически она была продиктована США в качестве ориентира для определения квот других участников. Стремясь обеспечить господствующее положение в Фонде, США настояли, чтобы их квота не была ниже совокупной квоты Великобритании и зависимых от нее стран. В результате для Великобритании была установлена квота в 1300 млн., а для СССР - 1200 млн. долл. За ними следовали квоты Китая - 550, Франции - 450, Индии - 400, Канады - 300, Нидерландов - 275 млн. и т.д.[15]

В связи с развитием мирового товарооборота и под влиянием других факторов увеличивается потребность стран в кредитных ресурсах МВФ. Кроме того, происходит изменение доли экономики, валютно-финансового положения и роли отдельных государств в мировом хозяйстве. Поэтому в соответствии со ст. III учредительного соглашения МВФ периодически осуществляет общий пересмотр квот. (Приложение Б).

Поскольку размер квоты, в конечном итоге, определяется влияние страны на деятельность МВФ, общий пересмотр квот для ведущих стран сопровождается изменением место, обозначающего дистанцию от квоты №1, принадлежащей США. [36]

За период функционирования современной валютной системы произошло заметное перераспределение сил среди пяти ведущих стран-членов МВФ, имеющих наибольшие квоты. С каждым общим пересмотром квот происходит усиление позиций Японии и ФРГ, которые в результате IX и XI пересмотров вышли, соответственно на второе и третье место, в то время как Великобритания и Франция заняли четвертое место после США. Более подробная динамика изменения квот стран «группы 5» рассмотрена в таблице 2. Размер квоты имеет для страны большое значение. Он определяется сумму взноса в резервных активах и национальной валюте, совокупный объем кредитов, которые страна может получить у МВФ, обуславливает сумму голосов и долю получаемых СДЗ при их распределении. В силу этого США и другие развитые страны, доля которых в капитале составляет более 60% (с учетом Израиля и ЮАР), имеют практическую возможность определять политику и деятельность МВФ в тех сферах, где для принятия решений необходимо простое большинство. Это прежде всего касается выдачи кредитов.

Таблица - 2 Эволюция квот стран «Группы 5» с 1978 по 2012 гг. (в млрд. СДР)

1978 - 1979

1980 - 1982

1983 - 1991

1992 - 1998

1999-2011

2011-…

США

8,410

12,610

17,920

26,53

37,149

42,122

Великобритания

2,925

4,388

6,194

7,415

10,738

10,738

ФРГ

2,156

3,234

5,404

8,242

13,008

14,565

Франция

1,919

2,879

4,483

7,415

10,738

10,738

Япония

1,659

2,489

4,223

8,242

13,312

15,628

Для пополнения своих ресурсов МВФ наделен правом заимствования. В этих целях ещё в январе 1962г. Фонд заключил со странами «Группы 10» на 4 года Генеральное соглашение о займах (далее ГСЗ). ГСЗ были заключены в связи с проблемой недостаточности официальных источников международных ликвидных средств для устранения негативных последствий международного движения капиталов. Развитые страны обязались предоставить МВФ ресурсы в национальных валютах на общую сумму 6 млрд. долл., в том числе США - 2 млрд., Великобритания и ФРГ - по 1 млрд., Франция и Италия - по 550 млн., Канада и Нидерланды - по 200 млн. каждая, Япония - 250, Бельгия - 150 и Швеция - 100 млн. долл.[3,c. 15] Впоследствии к соглашению присоединилась и Швейцария.

ГСЗ представляет собой кредитные линии, открываемые МВФ промышленно развитым странам или их центральными банками. Фонд использует эти средства для предотвращения или устранения нарушений в мировой валютной системе.

Генеральное соглашение о займах периодически продлевалось. 18 января 1983г. на очередном заседании «Группы 10», которая возникла в 1962г. в ней представлены управляющие МВФ от восьми стран и управляющие центральных банков трех стран, в Париже было принято решение об увеличении кредитных обязательств правительств и ЦБ в рамках ГСЗ с 6,4 до 17 млрд. СДР и об изменении доли стран в нем с тем, чтобы эта доля лучше отражала размер стран и их роль в мировой экономике, а также их способности выделения ресурсов.

Таблица - 3 Участники Генеральных соглашений о займах МВФ (по состоянию на 30 марта 2012 г.)

Участник

Сумма, млн SDR

Соединенные Штаты

4250,0

Немецкий Бундесбанк

2380,0

Япония

2125,0

Франция

1700,0

Великобритания

1700,0

Италия

1105,0

Швейцарский национальный банк

1020,0

Канада

892,5

Нидерланды

850,0

Бельгия

595,0

Шведский Риксбанк

382,5

Итого

17000,0

Ассоциированное кредитное соглашение с Саудовской Аравией

1500,0

Займы в рамках ГСЗ выдаются Фондом по рыночным ставкам для финансирования любых валютных операций участников ГСЗ с МВФ, которые необходимы для предотвращения или исправления нарушений в работе международной валютной системы. Для стран, не участвующих в ГСЗ, приняты более строгие критерии. Они состоят в том, что заимствования должны производиться только в связи с поддерживаемыми МВФ программами стабилизации в рамках договоренностей о кредите стэнд-бай или расширенном кредитовании.

В июле 1998г участники ГСЗ согласились предоставить Фонду в рамках этого источника ресурсов заем на сумму 6,3 млрд. СДР для дополнительной поддержки усилий России по реализации программы стабилизации.

Проблема серьезной нехватки капитала для осуществления «системной» функции Фонда в условиях возрастания масштабов отдельных валют нашла свое подтверждение в создании нового дополнительного кредитного источника ресурсов.[14]

В июне 1995г. вследствие мексиканского финансового кризиса и растущего понимания того, что для преодоления финансовых кризисов, возможных в будущем, потребуются большие ресурсы, «Группа 7» на встрече в Галифаксе (Канада) призвала «Группу 10» и другие страны заключить финансовые соглашения, чтобы удвоить в возможно короткий срок объем валютных ресурсов, доступных по линии ГСЗ.

27 января 1997г. Директорат МВФ принял решение о Новых соглашения о займе (далее НСЗ). Оно следовало за соглашениями 25 участников НСЗ о сроках и условиях выделения займов Фонду на общую сумму 34 млрд. СДР, в случае потребности в дополнительных ресурсах, когда это будет необходимо. Особенность НСЗ заключается в том, что этот механизм должен быть первым и основным средством в случае необходимости обеспечить дополнительные ресурсы Фонду, если не считать того обстоятельств, что участники НСЗ могут обращаться к любому из этих механизмов. К 2012 году количество участников НСЗ увеличилось до 40, а сумма выделенных займов до 370 млрд. СДР. Более подробная информация об участниках НЗС МВФ по состоянию на 30 марта 2012 года представлена в приложении В.

Более широкий круг участников НСЗ по сравнению с ГСЗ отражает меняющийся характер мировой экономики более широкую готовность разделять ответственность за управление мировой валютной системой.

В 2007 году было утверждено продление ГСЗ и НСЗ еще на пять лет, начиная с 2008 года. В апреле 2009 года руководители стран Группы 20-ти и Международный валютно-финансовый комитет достигли договоренности об увеличении на 250 млрд долларов ресурсов, имеющихся у МВФ в форме незамедлительно доступного финансирования со стороны стран-членов, и о последующем расширении ресурсов НСЗ на сумму до 500 млрд. . долларов и повышении гибкости этого механизма.

С 2009 года МВФ заключил ряд двусторонних соглашений о займах. В настоящее время у Фонда имеется четырнадцать двусторонних соглашений о займах на сумму примерно 188 млрд. долларов. Первого июля 2009 года Исполнительный совет МВФ утвердил принципы выпуска облигаций для официального сектора. Выпуск таких 3 облигаций позволит странам-членам вкладывать средства в безопасный инструмент и поможет сохранить возможности для предоставления своевременной и эффективной помощи Фонда странам-членам на цели урегулирования платежного баланса. На настоящее время МВФ подписал три двусторонних соглашения о покупке облигаций на сумму примерно 69 млрд. долларов США.

В апреле 2010 года Исполнительный совет утвердил предложение о расширении и повышении гибкости НСЗ, в результате чего объем НСЗ будет расширен до 367,5 млрд. СДР (примерно 588,6 млрд. долларов), при увеличении числа участников этого механизма на 13 стран, включая ряд стран с формирующимся рынком, внесших значительный вклад в это крупное расширение объема НСЗ. Расширенные НСЗ вступят в действие после утверждения соглашений внутри участвующих стран. Как только расширенные НСЗ вступят в действие, истечет срок действия двусторонних соглашений о займах и покупках облигаций.[18]