2.1 Финансовые ресурсы Международного валютного фонда
МВФ является организацией, которая, оказывает влияние на международные валютные отношения, выступает одновременно кредитным учреждением. Согласно таблице 1 основным источником финансовых средств МВФ являются взносы в рамках квоты (взносы в капитал) государств-членов, которые они платят при вступлении в МВФ или после периодических пересмотров (Приложение Б) в ходе которых размер квот увеличивается. Государства платят 25% своей квоты в специальных правах заимствования (СДР) или в основных валютах, таких как доллар США или японская иена; при необходимости МВФ может востребовать остальную часть, подлежащую к уплате в собственной валюте государства-члена, на цели предоставления кредитов. Квоты определяют не только платежи государства по взносам, но и количество его голосов, сумму финансирования, которую оно может получить от МВФ, а также его долю при распределении SDR.[26]
Таблица - 1 Финансовые ресурсы МВФ (по состоянию на начало 2005 г.)
Статья баланса |
Сумма, $ млрд. |
|
Совокупный объем квот |
327 |
|
Совокупный объем финансовых ресурсов, доступных для использования |
176 |
|
Финансовые ресурсы, доступные для нового (неконцессионного) использования в течение года |
117 |
|
Накопленный объем неконцессионных кредитов |
80 |
|
Накопленный объем концессионных кредитов |
10 |
|
Резервы золота, млн унций |
103,4 |
Уставный капитал МВФ был первоначально установлен в размере 8799 млн. долл., как сумма квот стран-членов, принимавших участие в Бреттон-Вудской конференции.
Квота США первоначально в уставном капитале была установлена американским правительством в 2759 млн. долл. И не подлежала согласованию в рамках Бреттон-Вудской конференции. Практически она была продиктована США в качестве ориентира для определения квот других участников. Стремясь обеспечить господствующее положение в Фонде, США настояли, чтобы их квота не была ниже совокупной квоты Великобритании и зависимых от нее стран. В результате для Великобритании была установлена квота в 1300 млн., а для СССР - 1200 млн. долл. За ними следовали квоты Китая - 550, Франции - 450, Индии - 400, Канады - 300, Нидерландов - 275 млн. и т.д.[15]
В связи с развитием мирового товарооборота и под влиянием других факторов увеличивается потребность стран в кредитных ресурсах МВФ. Кроме того, происходит изменение доли экономики, валютно-финансового положения и роли отдельных государств в мировом хозяйстве. Поэтому в соответствии со ст. III учредительного соглашения МВФ периодически осуществляет общий пересмотр квот. (Приложение Б).
Поскольку размер квоты, в конечном итоге, определяется влияние страны на деятельность МВФ, общий пересмотр квот для ведущих стран сопровождается изменением место, обозначающего дистанцию от квоты №1, принадлежащей США. [36]
За период функционирования современной валютной системы произошло заметное перераспределение сил среди пяти ведущих стран-членов МВФ, имеющих наибольшие квоты. С каждым общим пересмотром квот происходит усиление позиций Японии и ФРГ, которые в результате IX и XI пересмотров вышли, соответственно на второе и третье место, в то время как Великобритания и Франция заняли четвертое место после США. Более подробная динамика изменения квот стран «группы 5» рассмотрена в таблице 2. Размер квоты имеет для страны большое значение. Он определяется сумму взноса в резервных активах и национальной валюте, совокупный объем кредитов, которые страна может получить у МВФ, обуславливает сумму голосов и долю получаемых СДЗ при их распределении. В силу этого США и другие развитые страны, доля которых в капитале составляет более 60% (с учетом Израиля и ЮАР), имеют практическую возможность определять политику и деятельность МВФ в тех сферах, где для принятия решений необходимо простое большинство. Это прежде всего касается выдачи кредитов.
Таблица - 2 Эволюция квот стран «Группы 5» с 1978 по 2012 гг. (в млрд. СДР)
1978 - 1979 |
1980 - 1982 |
1983 - 1991 |
1992 - 1998 |
1999-2011 |
2011-… |
||
США |
8,410 |
12,610 |
17,920 |
26,53 |
37,149 |
42,122 |
|
Великобритания |
2,925 |
4,388 |
6,194 |
7,415 |
10,738 |
10,738 |
|
ФРГ |
2,156 |
3,234 |
5,404 |
8,242 |
13,008 |
14,565 |
|
Франция |
1,919 |
2,879 |
4,483 |
7,415 |
10,738 |
10,738 |
|
Япония |
1,659 |
2,489 |
4,223 |
8,242 |
13,312 |
15,628 |
Для пополнения своих ресурсов МВФ наделен правом заимствования. В этих целях ещё в январе 1962г. Фонд заключил со странами «Группы 10» на 4 года Генеральное соглашение о займах (далее ГСЗ). ГСЗ были заключены в связи с проблемой недостаточности официальных источников международных ликвидных средств для устранения негативных последствий международного движения капиталов. Развитые страны обязались предоставить МВФ ресурсы в национальных валютах на общую сумму 6 млрд. долл., в том числе США - 2 млрд., Великобритания и ФРГ - по 1 млрд., Франция и Италия - по 550 млн., Канада и Нидерланды - по 200 млн. каждая, Япония - 250, Бельгия - 150 и Швеция - 100 млн. долл.[3,c. 15] Впоследствии к соглашению присоединилась и Швейцария.
ГСЗ представляет собой кредитные линии, открываемые МВФ промышленно развитым странам или их центральными банками. Фонд использует эти средства для предотвращения или устранения нарушений в мировой валютной системе.
Генеральное соглашение о займах периодически продлевалось. 18 января 1983г. на очередном заседании «Группы 10», которая возникла в 1962г. в ней представлены управляющие МВФ от восьми стран и управляющие центральных банков трех стран, в Париже было принято решение об увеличении кредитных обязательств правительств и ЦБ в рамках ГСЗ с 6,4 до 17 млрд. СДР и об изменении доли стран в нем с тем, чтобы эта доля лучше отражала размер стран и их роль в мировой экономике, а также их способности выделения ресурсов.
Таблица - 3 Участники Генеральных соглашений о займах МВФ (по состоянию на 30 марта 2012 г.)
Участник |
Сумма, млн SDR |
|
Соединенные Штаты |
4250,0 |
|
Немецкий Бундесбанк |
2380,0 |
|
Япония |
2125,0 |
|
Франция |
1700,0 |
|
Великобритания |
1700,0 |
|
Италия |
1105,0 |
|
Швейцарский национальный банк |
1020,0 |
|
Канада |
892,5 |
|
Нидерланды |
850,0 |
|
Бельгия |
595,0 |
|
Шведский Риксбанк |
382,5 |
|
Итого |
17000,0 |
|
Ассоциированное кредитное соглашение с Саудовской Аравией |
1500,0 |
Займы в рамках ГСЗ выдаются Фондом по рыночным ставкам для финансирования любых валютных операций участников ГСЗ с МВФ, которые необходимы для предотвращения или исправления нарушений в работе международной валютной системы. Для стран, не участвующих в ГСЗ, приняты более строгие критерии. Они состоят в том, что заимствования должны производиться только в связи с поддерживаемыми МВФ программами стабилизации в рамках договоренностей о кредите стэнд-бай или расширенном кредитовании.
В июле 1998г участники ГСЗ согласились предоставить Фонду в рамках этого источника ресурсов заем на сумму 6,3 млрд. СДР для дополнительной поддержки усилий России по реализации программы стабилизации.
Проблема серьезной нехватки капитала для осуществления «системной» функции Фонда в условиях возрастания масштабов отдельных валют нашла свое подтверждение в создании нового дополнительного кредитного источника ресурсов.[14]
В июне 1995г. вследствие мексиканского финансового кризиса и растущего понимания того, что для преодоления финансовых кризисов, возможных в будущем, потребуются большие ресурсы, «Группа 7» на встрече в Галифаксе (Канада) призвала «Группу 10» и другие страны заключить финансовые соглашения, чтобы удвоить в возможно короткий срок объем валютных ресурсов, доступных по линии ГСЗ.
27 января 1997г. Директорат МВФ принял решение о Новых соглашения о займе (далее НСЗ). Оно следовало за соглашениями 25 участников НСЗ о сроках и условиях выделения займов Фонду на общую сумму 34 млрд. СДР, в случае потребности в дополнительных ресурсах, когда это будет необходимо. Особенность НСЗ заключается в том, что этот механизм должен быть первым и основным средством в случае необходимости обеспечить дополнительные ресурсы Фонду, если не считать того обстоятельств, что участники НСЗ могут обращаться к любому из этих механизмов. К 2012 году количество участников НСЗ увеличилось до 40, а сумма выделенных займов до 370 млрд. СДР. Более подробная информация об участниках НЗС МВФ по состоянию на 30 марта 2012 года представлена в приложении В.
Более широкий круг участников НСЗ по сравнению с ГСЗ отражает меняющийся характер мировой экономики более широкую готовность разделять ответственность за управление мировой валютной системой.
В 2007 году было утверждено продление ГСЗ и НСЗ еще на пять лет, начиная с 2008 года. В апреле 2009 года руководители стран Группы 20-ти и Международный валютно-финансовый комитет достигли договоренности об увеличении на 250 млрд долларов ресурсов, имеющихся у МВФ в форме незамедлительно доступного финансирования со стороны стран-членов, и о последующем расширении ресурсов НСЗ на сумму до 500 млрд. . долларов и повышении гибкости этого механизма.
С 2009 года МВФ заключил ряд двусторонних соглашений о займах. В настоящее время у Фонда имеется четырнадцать двусторонних соглашений о займах на сумму примерно 188 млрд. долларов. Первого июля 2009 года Исполнительный совет МВФ утвердил принципы выпуска облигаций для официального сектора. Выпуск таких 3 облигаций позволит странам-членам вкладывать средства в безопасный инструмент и поможет сохранить возможности для предоставления своевременной и эффективной помощи Фонда странам-членам на цели урегулирования платежного баланса. На настоящее время МВФ подписал три двусторонних соглашения о покупке облигаций на сумму примерно 69 млрд. долларов США.
В апреле 2010 года Исполнительный совет утвердил предложение о расширении и повышении гибкости НСЗ, в результате чего объем НСЗ будет расширен до 367,5 млрд. СДР (примерно 588,6 млрд. долларов), при увеличении числа участников этого механизма на 13 стран, включая ряд стран с формирующимся рынком, внесших значительный вклад в это крупное расширение объема НСЗ. Расширенные НСЗ вступят в действие после утверждения соглашений внутри участвующих стран. Как только расширенные НСЗ вступят в действие, истечет срок действия двусторонних соглашений о займах и покупках облигаций.[18]
- Введение
- 1. Возникновение и цели Международного валютного фонда
- 1.1 История создания МВФ
- 1.2 Цели, роль и функции МВФ
- 1.3 Виды и условия кредитования МВФ
- 2. Финансовая деятельность Фонда
- 2.1 Финансовые ресурсы Международного валютного фонда
- 2.2 Кредитная деятельность фонда
- 2.3 Техническая помощь МВФ
- 3. Проблемы МВФ и пути их решения
- 3.1 Негативное воздействие финансовой помощи МВФ на социально-экономическое состояние стран-заемщиков
- 3.2 Пути решения проблем МВФ
- Заключение
- 11 Международный Валютный Фонд. Основные функции и направления деятельности
- 8.2. Международный валютный фонд
- 2)Международный валютный фонд, мвф
- Международный валютный фонд
- 14.1. Международный валютный фонд
- 19. Международный Валютный Фонд. Основные функции и направления деятельности
- 8.2. Международный валютный фонд
- Международный валютный фонд, особенности деятельности.
- Международный валютный фонд
- Международный валютный фонд и его деятельность в Украине