logo
Международный валютный фонд: направления его деятельности

2.2 Кредитная деятельность фонда

В настоящее время заемщиками МВФ являются развивающиеся страны, страны, переходящие от централизованного планирования к рыночной экономике, а также страны с формирующимся рынком, преодолевающие последствия финансовых кризисов. Многие из этих стран имеют лишь ограниченный доступ к международным рынкам капитала, отчасти из-за переживаемых ими экономических трудностей. Лидирующее место среди всех кредитов, выдаваемых МВФ занимают кредиты стенд-бай, более подробно в таблице 4.

Таблица - 4 Кредиты, предоставленные в МВФ странам-членам в 2001-2004 гг.( млн. СДР)

Вид кредита

Январь-июнь 2001

Январь-июнь 2002

Январь-май 2003

Сентябрь 2004

Стенд-бай

9261,53

16 818,41

5 558,91

19 331,77

Дополнительные резервные кредиты (SRF)

4 007,28

6762, 62

1520,91

-

Расширенные кредиты

111,12

936,61

929,46

373,73

Структурной адаптации

302,89

811,38

275,16

2014,17

В 2010 финансовом году Исполнительный совет Фонда одобрил 14 договоренностей на общую сумму в 72,2 млрд. СДР. Большая часть этих обязательств (52,2 млрд. СДР) была связана с предоставлением гибких кредитных линий Мексике, Польше и Колумбии. Две договоренности были заключены на условиях механизма расширенного кредитования (Сейшельские Острова и Молдова), две договоренности предусматривали предоставление кредита «стэнд-бай» с исключительным уровнем доступа (Румыния и Шри-Ланка), и одна договоренность представляла собой превентивную договоренность с обычным лимитом доступа (Сальвадор). Увеличение сумм по ранее утвержденным договоренностям привело к повышению общего размера обязательств о выделении ресурсов в 2010 финансовом году до 77,6 млрд. СДР. Подробнее в приложении Г.

Спрос на ресурсы Фонда остался высоким и в 2011 финансовом году, и выделенные им ресурсы продолжали увеличиваться быстрыми темпами. В течении года Исполнительный совет утвердил 13 договоренностей о нельготном финансировании на общую сумма 142,2 млрд. СДР. Более подробная информация представлена в приложении Д.

В мае 2010 года Исполнительный совет одобрит трехлетнюю договоренности о кредите «стэнд-бай» с Грецией на сумму 26,4 млрд. СДР (примерно 30 млрд. евро) для оказания поддержки многолетней программе экономической стабилизации и преобразований официальных органов страны.

Ухудшение состояния государственного дефицита и долга посте того, как банковскому сектору страны была оказана чрезвычайная официальная поддержка, подвергло Ирландию в 2010 году сильному экономическому и финансовому давлению. В декабре 2010 года совет утвердил трехлетнюю договоренность со страной на сумму 19,5 млн. СДР (около 22,5 млрд. евро).

Более половины валовых нельготных обязательств Фонда по представлению финансирования на 2011 финансовый год (82,5 млрд. СДР) были приняты в рамках договоренностей об использовании ГКЛ.

Среди утвержденных в 2011 финансовом году договоренностей о нельготном финансировании две договоренности были заключены на условиях механизма расширенного кредитования, шесть договоренностей представляли собой договоренности о использовании кредита «стэнд-бай», три договоренности предусматривали исключительный доступ к ресурсам и две договоренности являлись превентивными договоренностями. В приложении Д приводятся подробные сведения о договоренностях о нельготном финансировании, утвержденные в течении года. На рисунке 2 отражены данные о непогашенных нельготных кредитах МВФ за последние 10 лет. [30]

В начале глобального экономического кризиса МВФ начал реформу порядка кредитования стран, ощущающих нехватку ликвидности в иностранной валюте, с целью создать различные виды кредитов для удовлетворения весьма различающихся потребностей своих 187 государств-членов. Введенная в 2009 финансовом году гибкая кредитная линия (далее ГКЛ) была предназначена для удовлетворения растущих потребностей в финансировании на цели предотвращения и уменьшения последствий кризисов в странах с прочной основой политики и устойчивыми положительными результатами реализации экономических программ.

Рисунок 2 - Обычные непогашенные кредиты 2002-2011 финансовые годы.

ГКЛ обеспечивает странам, отвечающим определенным критериям, немедленный доступ к крупным суммам ресурсов МВФ без каких-либо жестких лимитов и ретроспективно предъявляемых условий. Страны, заключившие договоренность о ГКЛ, могут по своему усмотрению рассматривать кредитную линию в качестве превентивной или в любой момент времени в течение действия договоренности использовать средства кредитной линии. Отвечающие определенным критериям страны могут также просить о заключении преемственных договоренностей в рамках механизма ГКЛ. Если страна решает использовать средства кредитной линии, обратные покупки средств осуществляются в течение периода от 3ј года до 5 лет. Стоимость заимствования в рамках ГКЛ является такой же, как и в случае традиционных договоренностей о кредите «стэнд-бай», и зависит от размера и срока кредитования. [30]

Мексика была первой страной, с которой в конце 2009 финансового года была утверждена договоренность о ГКЛ; проведенный в октябре 2009 года обзор за шесть месяцев подтвердил, что страна отвечает критериям для пользования кредитной линией, и в марте 2010 года Исполнительным советом была одобрена просьба о заключении однолетней преемственной договоренности. В начале 2010 финансового года были также утверждены просьбы Польши и Колумбии о заключении договоренностей о ГКЛ; проведенные осенью 2009 года обзоры за шесть месяцев подтвердили в случае обеих стран, что они также отвечают критериями для пользования кредитными линиями. За первые несколько месяцев 2011 финансового года Совет одобрил просьбы Колумбии и Польши о заключении однолетних преемственных договоренностей о ГКЛ. Ни одна из стран, утвержденных для заключения договоренностей о ГКЛ, до сих пор не использовала ресурсы ГКЛ, и официальные органы всех этих стран выразили свое намерение рассматривать кредитные линии в качестве превентивных. На рисунке 3 представлены данные о договоренностях о нельготном финансировании, утвержденных в течение года. [29]

Рисунок 3 - Договоренности, утвержденные в течение финансовых годов, закончившихся 30 апреля, 2002-2011 финансовые годы. (млрд. СДР)

В 2011 финансовом году Фонд принял обязательства о предоставлении кредитов государствам-членам с низкими доходами в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому роста (ПРГТ) на сумму 1,1 млрд. СДР. На 30 апреля 2011 года общая сумма непогашенных льготных кредитов 64 государствами членами составляла 4,9 млрд. СДР. Подробная информация о новых договоренностях и увеличении доступа в рамках льготных механизмов Фонда приводится в приложении Е.

Совместный комплексный подход МВФ и Всемирного банка к сокращению задолженности призван обеспечить, чтобы ни одна страна с низкими доходами не имела долгового бремени, с которым она не может справиться; он включает в себя две инициативы -- Инициативу в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК) и Инициативу по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе (МДРИ), -- призванные снизить до экономически приемлемого уровня бремя внешней задолженности стран с низкими доходами, имеющими наиболее высокий уровень долга. Исполнительные советы двух организаций постоянно информируются о ходе реализации этих двух инициатив посредством регулярно выпускаемых совместных докладов Банка и Фонда о статусе их выполнения. [30]

В рамках инициативы в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК) и Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе (МДРИ). В 2011 финансовом году Коморские Острова достигли стадии принятия решения в рамках Инициативы ХИПК, а четыре государства (Демократическая Республика Конго, Гвинея-Бисау, Либерия и Того) достигли стадии завершения. По состоянию на 30 апреля 2011 года 36 стран достигли стадии принятия решения в рамках Инициативы ХИПК; из них 32 страны достигли стадии завершения. В общей сложности МВФ провел облегчение бремени задолженности на сумму 2,5 млрд СДР и в рамках Инициативы ХИПК и 2,3 млрд СДР в рамках МДРИ. Поскольку подавляющее большинство отвечающих соответствующим критериям стран достигло стадии завершения и получило помощь в форме облегчения бремени задолженности, на которую они имели право, Исполнительный совет провел в феврале неформальное совещание для обсуждения будущего Инициативы ХИПК; ожидается, что обсуждение этого вопроса продолжится в 2012 финансовом году. В июле 2010 года Гаити стала первой страной-получателем помощи на цели облегчения бремени задолженности, финансируемой в рамках вновь созданного Трастового фонда ПКДР, когда Исполнительный совет принял решение сократить бремя задолженности страны путем предоставления гранта на сумму 178 млн. СДР (приблизительно 268 млн. дол. США) для погашения всей текущей задолженности станы перед МВФ

Широкие реформы механизмов льготного финансирования Фонда совпали с резким увеличением обязательств по выделению кредитов до 2,2 млрд. СДР в 2010 финансовом году. Общая сумма непогашенных льготных кредитов 63 государствам-членам с низкими доходами на 30 апреля 2010 года составляла 5,1 млрд СДР.

На рисунке 4 показаны непогашенные суммы льготных кредитов, предоставленных за последнее десятилетие.

Рисунок 4 - Льготные непогашенные кредиты, 2001-2010 финансовые годы (млрд. СДР)