logo
Макроэкономические факторы, способствующие развитию долгосрочного кредитования в России

2.1 Общая характеристика кредитной организации

ОАО "Сбербанк" был основан в 1841 году и на протяжении долгого времени оставался и остается главным банком в России. Будь то Российская Империя, Советский Союз или Российская Федерация. Сбербанк является одним из важнейших системообразующих институтов российской экономики.

Полное наименование Сбербанка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество).

ОАО "Сбербанк" самый крупный банк России и стран СНГ. На сегодняшний день занимает 3 место в рейтинге крупнейших банков мира по размеру основного капитала. По последним оценками, 25% банковского рынка России принадлежит Сбербанку. Половина банковских вкладов населения и треть кредитов принадлежит Сбербанку.

Филиальная сеть Сбербанка это уникальная система, опутывающая всю страну от крупных городов до небольших населенных пунктов. В филиальную сеть Сбербанка входит 17 территориальных банков. Каждый территориальный банк обладает своими особенностями. В совокупности, в филиальную сеть в России входит более 20 000 подразделений. Кроме России Сбербанк имеет филиальную сеть в Казахстане и Украине.

Ценные бумаги Сбербанка котируются на Российских биржах ММВБ и РТС. Сбербанк России является акционерным обществом. Главным собственником и Учредителем является ЦБ России, которому принадлежит 60% акций Сбербанка. 28% акций банка принадлежат иностранным инвесторам.

В последнее время, в связи с приходом Германа Грефа, Сбербанк получил новый импульс для своего развития, принял новую стратегию до 2014 года, которая направлена на совершенствование имеющихся и развитие новых конкурентных преимуществ Сбербанка как основного игрока на российском банковском рынке. Изменения уже заметили клиенты банка, которые получили приятный сервис, удобную оплату счетов через электронные терминалы, отсутствие очередей, быстрые денежные переводы, широкую сеть банкоматов и многие другие услуги, которые предоставляет Сбербанк своим клиентам.

Операционные офисы в Казани, Уфе (Республика Башкортостан), Вятских Полянах (Кировская область), в Пскове, в Ставрополе, в Тольятти. Открыто девять операционных касс, четыре в Ижевске, две в Йошкар-Оле, по одной в Кирове, Чебоксарах и Санкт-Петербурге.

В данной курсовой работе анализ проводится на базе Елабужского филиале ОАО "Сбербанк". Количество специализированных отделов и групп в основном здании филиала - 22. Списочная численность сотрудников по состоянию на 01 января 2013 года - 459 человек.

Внутренние структурные подразделения филиала:

- дополнительные офисы - 14, в том числе 3 - иногородние,

- операционные кассы - 36, в том числе 1 - в городе Агрыз.

Клиентская база Елабужского филиала представлена такими крупнейшими не только в республике, но и в России предприятиями, как ОАО "КАМАЗ", ОАО "СОЛЛЕРС-Елабуга", предприятиями корпорации "РАССТАЛ", ОАО "ЗЯБ", ООО "ДСК", ЗАО "Челны-Хлеб", ОАО Трест "Камдорстрой" и другими. Клиентами филиала являются Елабужский межрайонный Почтамт, филиал ОАО "Таттелеком" и другие. Кроме наиболее значимых клиентов для города в филиале сконцентрированы предприятия малого и среднего бизнеса.

Филиал стремится к высшим стандартам обслуживания клиентов, защищая при этом интересы каждого из них. Индивидуальный подход, создание максимально удобных и выгодных условий обслуживания, открытие дополнительных офисов и операционных касс, исходя из месторасположения наших клиентов, с достоинством оценены клиентами и партнерами.

По данным органов статистики на 01 января 2013 года количество налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в городе, составило 12 445, предпринимателей без образования юридического лица зарегистрировано 21 870. Каждое восьмое предприятие, состоящее на учете в городе на 01 января 2013 года, является клиентом филиала "СБЕРБАНК" Банка. Организационная структура Елабужского филиала ОАО "Сбербанк" линейно-функциональная.

Доля ОАО "Сбербанк" на рынке банковских услуг Республики Татарстан представлена в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1

Доля ОАО "Сбербанк" на рынке банковских услуг РТ на 01.07.2013 г., % [14]

Средства

Доля

Сумма активов

42,06

Собственные средства

49,8

Привлеченные средства

46,98

Выданные кредиты

39,09

Основные показатели финансово-экономической деятельности Елабужского филиала ОАО "Сбербанк" приведены в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2.

Основные показатели деятельности филиала [14]

Показатели

2010 год

2011 год

Отклонение

2012

год

Отклонение

Абсо-лютное

в %

Абсо-лютное

в %

Ставка по активам по месяцам отчетного периода, % годовых

15,4

16,0

0,6

3,90

18,2

2,2

13,8

Ставка по пассивам, % годовых

13,1

13,8

0,7

5,34

14,9

1,1

8,0

Доходная маржа, % годовых

2,1

2,2

0,1

4,76

3,3

1,1

50,0

Сумма активов (тыс. руб.)

6845789

7539555

693766

10,13

9671151

2131596

28,3

Прибыль по балансу (тыс. руб.)

473459

631922

158463

33,47

970540

338618

53,6

Количество ссудных счетов на отчетную дату

5871

6628

757

12,89

7499

871

13,1

Среднемесячная сумма выданных кредитов

6012033

7103836

1091803

18,16

9074578

1970742

27,7

Количество работающих счетов клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 1 января 2013 года составило 4 297 против 3 607 на 1 января 2012 года, рост 19,1% или 690 клиентов.

По данным органов статистики на 1 января 2013 года количество налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в городе, составило 12 445, предпринимателей без образования юридического лица зарегистрировано 21 870. Каждое восьмое предприятие, состоящее на учете в городе на 1 января 2013 года, является клиентом филиала ОАО "Сбербанк". В числе клиентов филиала особую значимость имеют клиенты, банковские счета которых активно работают, и остатки на счетах составляют значительные суммы. Однако, по итогам работы предприятий за 1 полугодие 2012 года наблюдается значительное снижение суммы остатков средств на счетах крупных предприятий.

ОАО "Сбербанк" позиционирует себя как универсальный банк, развивающий корпоративный, розничный и инвестиционный бизнес в рамках решения стратегических задач дальнейшего продвижения Банка на новые рынки.