logo search
Деньги

8.2.1. Причины и формы проявления инфляции в условиях планово-распределительной системы

В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику, связан­ную с совокупностью причин и факторов, его вызывающих.

Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфичности планово-распределительной системы хозяйствования. без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. В связи с этим необходимо выделить причины инфля­ционных процессов в дореформенных условиях и причины, усугубив­шие инфляцию при переходе к рыночным отношениям и вызвавшие ги­перинфляцию.

Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала планово-распределительная система хозяйствования. Она способство­вала затратному механизму хозяйствования и нарушению материаль­ной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что вызывалось диспропорциями во всех сферах экономики, но прежде всего в:

• распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведении активной инвестицион­ной политики;

• производстве средств производства и товаров народного потреб­ления;

• системе государственного ценообразования;

•доходах и расходах государственного бюджета (дефицит);

• кредитных и финансовых ресурсах.

Зарождавшиеся инфляционные процессы в нашей стране были обус­ловлены диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства, в которой предпочтение отдавалось производству средств производ­ства и вооружений при крайне недостаточном уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сель­ского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях в него.

Условия для разбалансированности народнохозяйственных пропор­ций создавала на протяжении последних десятилетий повышенная ин­вестиционная активность. Народное хозяйство не в состоянии было ос­ваивать наращиваемые объемы капитальных вложений, поскольку не учитывались ресурсные возможности страны, что оборачивалось удорожанием стоимости строительства, растягиванием сроков и ростом незавершенного строительства, достигавшим 2/3 суммы инвестиций.

Планово-распределительная система создавала затратный механизм хозяйствования и разбалансирования товарно-денежных отношений.

Использование отдельных рыночных элементов1 в управлении эко­номическими процессами в нашей стране было предусмотрено еще хо­зяйственной реформой 1964 г. Однако в результате сохранения жест­кой централизации планирования управления, детальной регламен­тации деятельности всех хозяйственных звеньев реформа, разладив ста­рый механизм хозяйствования, не создала новый и привела к обостре­нию противоречий в экономике, способствовала углублению товарно-денежной несбалансированности в народном хозяйстве.

Провозглашенная самостоятельность предприятий, введение пол­ного хозрасчета не сочетались с административной системой управле­ния производством - диктатом министерств и ведомств. Приоритет ве­домственных интересов над общественными, жесткий план и фонди­рование основной массы материальных ресурсов, невозможность рас­поряжаться изготовленной продукцией и заработанными средствами сдерживали инициативу предприятий и объединений, снижали стиму­лы эффективного хозяйствования.

В основу хозяйствования был поставлен план, по выполнению ко­торого оценивалась работа предприятий, объединений, министерств и ведомств. Несмотря на фондирование материальных ценностей, пла­новые задания не всегда подкреплялись соответствующим обеспечени­ем материальных и трудовых ресурсов, а в строительстве - и строитель­ными механизмами. Это позволяло направлять усилия многих коллек­тивов предприятий не столько на выполнение плана, сколько на его корректирование. У большинства предприятий планы производства в течение года неоднократно пересматривались и, как правило, в сторо­ну снижения. При этом фонды оплаты труда либо оставались неизмен­ными, либо увеличивались.

С учетом уровня выполнения плана, который не всегда отражал ре­альный вклад коллектива предприятия или организации в экономику, формировались фонды экономического стимулирования. Несовершен­ство механизма формирования фондов экономического стимулиро­вания приводило к тому, что они росли быстрее фондообразующих по­казателей: прибыли, реализации, производительности труда. Заниженность плановых заданий, нередко их подгонка под фактически выпол­ненный уровень давали возможность значительно завышать вознаграж­дения и выплачивать незаработанные средства.

Стремление выполнить план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к снижению эффективности общественного производства, расточительному использованию трудовых, материальных и финансо­вых ресурсов, разбалансированности материальных и стоимостных про­порций. При этом не сыграли должной роли повышение значимости таких показателей, как прибыль и реализация, заинтересованности в них как фондообразующих показателях и на базе этого снижение себе­стоимости выпускаемой продукции. Рост затрат компенсировался во многих случаях ростом оптовых цен.

Широко распространились многопрофильные, неспециализированные производства, продукция которых не отличалась высоким качеством, но требовала огромных затрат. Не учитывалась экономическая целесообраз­ность создания собственных строительных организаций, производства инструментов, оснастки, создания агроцехов, цехов ширпотреба и т.д.

В строительстве капитальные вложения распыляются по многочис­ленным стройкам и объектам, не обеспечивается сопряженность в обес­печении строек трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и в результате повсеместно не соблюдаются сроки строительства, а его сметная стоимость возрастает в несколько раз. Огромные капитальные вложения в «проекты века» затрудняли балансирование государствен­ного бюджета (который стал дефицитным), нарушали пропорции де­нежного оборота. Нарастает дефицитность экономики.

В стране все годы существовал острейший дефицит сырья, материалов, оборудования, производственных мощностей, хотя страна произво­дила больше всех в мире металла, топлива, электроэнергии, хлопка и т.д.

Материально-финансовая несбалансированность приводила к тому, что в стране был создан огромный парк бездействующих мощностей, производимые и закупаемые за рубежом станки и оборудование не уста­навливаются в цехах по десять-пятнадцать лет из-за несоблюдения сро­ков строительства, в результате отсутствия материалов, механизмов, рабочих рук. Однако строительство и ввод новых мощностей продол­жались, при этом не учитывалась их сопряженность со смежными отраслями. В результате металлургия отставала от машиностроения, сельское хозяйство - от перерабатывающих отраслей, дорожного строи­тельства, хранилищ, животноводство - от кормовой базы и т.д.

Все это приводило к огромным материальным и денежным поте­рям, разбалансированности экономики, к росту дефицита одних товаров при перепроизводстве других, к разбалансированности денежной и товарной массы. Таким образом, создавался затратный механизм хо­зяйствования, усугубляемый системой плановых заданий, которые вы­полнялись в ряде случаев независимо от значительных затрат.

В стране создавался избыточный платежеспособный спрос как у на­селения, так и у государственных предприятий. Предприятия, создав за счет прибыли различные фонды экономического стимулирования, не могли зачастую их использовать из-за отсутствия материалов, обору­дования, новых технологических линий и т. д.

Неудовлетворенный платежеспособный спрос населения и хозяй­ственных организаций, с одной стороны, отрицательно влиял на денеж­ный оборот и денежное обращение; с другой - создавал значительные ресурсы для роста кредитных вложений и финансирования государствен­ного бюджета, что, в свою очередь, способствовало расширению мас­штабов затратного механизма хозяйствования.

Большую роль в развитии инфляции играет расширение масштабов кредитования сверх реальных потребностей экономики, что ведет к рос­ту эмиссии кредитных средств и наращиванию платежеспособного спро­са. Его развитие зависит от масштабов участия кредита в покрытии не­производительных расходов государства, структуры банковских опе­раций, использования кредитов в финансовых операциях хозяйства, когда теряются принципы краткосрочного кредитования и кредит на­чинает терять свою основу, превращаясь в безвозмездное финансиро­вание. В СССР в 80-е гг. кредит становится основным источником фор­мирования оборотных средств, резко сокращая долю собственных ресурсов. Он перестает регулировать денежный оборот, перенасыще­ние его денежными и платежными средствами.

Кредит содействовал деформации пропорций между доходами и расходами государства, постепенному наращиванию бюджетного де­фицита, который полностью покрывался ресурсами банка (табл. 8.1).

По мере увеличения бюджетного дефицита кредиты Госбанка Ми­нистерству финансов все увеличивались и в 1990 и 1991 гг. они превы­сили кредиты народному хозяйству.

Негативное воздействие на денежный оборот оказало неоправдан­ное развитие сферы платежных кредитов, задачей которого было по­крытие разрыва в платежном обороте хозяйств и сокращение неплате­жей в народном хозяйстве. Упрощенный порядок предоставления и оформления этого кредита, неограниченность лимитами позволили неоправданно насыщать денежный оборот платежными средствами за счет перекредитования хозяйственных органов (одни и те же ценности кредитовались по два-три раза) и втягивать эти ссуды в покрытие фи­нансовых прорывов.

Таблица 8.1 Кредитные вложения банков на 1 января(млрд. руб.)

Показатель

1986 г.

1987 г.

1988 г.

1989 г.

1990 г.

1991 г.

Кредиты народному хозяйству и населению

521,4

452,6

430,4

404,6

391,2

364,4

Кредиты Госбанка Министерству финансов

106,7

125,7

180,2

267,7

350,5

511,2

Задолженность бюджета по возмещению разниц в ценах на сельскохозяйственную и другую продукцию

11,3

14,9

20,5

30,3

39,6

61,6

Отрицательную роль сыграл кредит в создании товарно-денежных диспропорций, в обострении товарного дефицита, создавая платежные средства, необходимые для накопления запасов товарно-материальных ценностей в размерах, превышающих действительную потребность в них.

В условиях несбалансированного плана и недостатков материаль­но-технического снабжения хозяйственные организации стремились накапливать материальные ценности, не считаясь с имеющимися денеж­ными ресурсами, что усугубляло материально-стоимостные диспропор­ции, приводящие к обострению товарного дефицита, нарастанию де­нежных накоплений, не подкрепленных товарными ресурсами. В результате в 1971-1985 гг. не был обеспечен товарами каждый второй рубль, выпущенный в обращение. За 1971-1985 гг. количество налич­ных денег в обращении возросло в 3,1 раза, вклады в сберкассы - в 5,2 раза, производство товаров народного потребления - только в 2 раза.

Процесс разбалансированности народного хозяйства усугублялся широким вовлечением кредита в покрытие финансовых прорывов на всех уровнях народного хозяйства, что приводило к увеличению денеж­ной массы в обращении.

Важным фактором инфляционных тенденций в стране выступала государственная система ценообразования. Поддержание многих цен на искусственно стабильном, или низком, уровне в отрыве от происходив­ших изменений в производстве, спросе и предложении приводило к их деформации, неравновесному уровню по соотношению стоимости от­дельных товаров и услуг. Кроме того, директивное установление цен не позволяло избыточной денежной массе в активной форме воздей­ствовать на динамику цен. В условиях дефицитности товаров государ­ственное регулирование цен не способствовало устранению структур­ных диспропорций в производстве, потреблении и еще больше усиливало избыточный платежеспособный спрос.

Инфляционные процессы в 70-80-х гг. набирали силу как в сфере денежного обращения, так и в сфере безналичного платежного оборо­та. Это проявлялось в стремлении завышать оптовые и розничные цены либо в постепенном исчезновении товаров, цены на которые остава­лись стабильными. Уже в этот период наблюдаются крупные диспро­порции между оптовыми, розничными и закупочными ценами, кото­рые не отражали общественно необходимые затраты труда и качество изделий, их потребительские свойства, не учитывали соотношения спро­са и предложения и значительно отличались от мирового уровня.

Регулярно пересматривая оптовые, закупочные цены, государство оставляло неизменными низкие розничные цены. Это требовало широ­кого использования дотаций государственного бюджета и порождало ситуацию, когда увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции, добычи сырьевых ресурсов увеличивало убытки государства. При этом надбавки к закупочным ценам распределялись по отдельным регионам страны не с учетом эффективности производства той или иной сельско­хозяйственной продукции, а с учетом затрат. Чем выше себестоимость выпускаемой продукции, тем в большем размере компенсировались зат­раты государства. Такая практика порождала иждивенческие настрое­ния и незаинтересованность в эффективном хозяйствовании.

Недостаточно обоснованная дифференциация цен способствовала возникновению дефицитности одних товаров и оседанию других в тор­говле и промышленности. Все это приводило к спекуляции, развитию натурального обмена либо затовариванию. У производителей продук­ции не было стимулов повышать ее качество, снижать себестоимость. В эти годы осуществлялись огромная ежегодная уценка и списание това­ров в торговле (составляющие 1,5-2 млрд. руб.).

Большую роль в разбалансированности хозяйства сыграло проведе­ние либерализации хозяйственных отношений во всех отраслях эконо­мики, включая банковскую и финансовую сферы, внешнеэкономичес­кую деятельность, валютные отношения, без создания надлежащих правовых основ и без учета большой внутренней и внешней задолженно­сти государства.

Расширение самостоятельности предприятий, переход на практику договорных цен и изменение порядка расходования прибыли, которая в значительной своей доле оставалась в распоряжении хозяйств, затем принятие закона о кооперации (которая быстро освоила технику обна­личивания безналичных средств) привели к резкому увеличению в 1990 г. налично-денежной массы, значительно превышающей товарное пред­ложение.

В дальнейшем, когда предприятиям была предоставлена свобода в выборе ассортимента выпускаемой продукции, порядка ее сбыта, а поз­же в выходе на внешний рынок, товарный дефицит стал тотальным.

Особое место в развитии инфляции занимает дефицит государствен­ного бюджета. Радикальная экономическая реформа, начатая в 1985 г., предусматривала ускоренное развитие производства на базе масштаб­ных увеличений капитальных вложений в машиностроение, за счет ко­торого предполагалось обновить основные фонды и повысить эффек­тивность хозяйствования. Для этих целей активно использовался бюджет, дефицит которого из года в год нарастал: с 47,8 млрд руб. в 1986 г. до 150,0 млрд руб. в 1991 г.

Дефицитность экономики в определенной степени балансировалась огромными импортными поставками, которые стали возможны за счет интенсивной добычи и экспорта нефти, резкого увеличения цен на нее на мировом рынке. В то же время отсталая структура экспорта сделала внешнюю торговлю уязвимой для колебаний цен на нефть. Их падение повлекло за собой огромные потери для государственного бюджета.

Сокращение доходов государства было связано не только со сниже­нием поступлений от экспорта энергоносителей, сокращением импор­та товаров народного потребления, с проведением антиалкогольной по­литики. В то же время резко увеличивались непредвиденные расходы по ведению афганской войны, затраты, связанные с ликвидацией по­следствий аварий в Чернобыле, Спитаке. Одновременно государство расширяло круг социальных льгот, включая повышение заработной платы, максимальных размеров пенсий и т.д.

Нарастание дефицита бюджета требовало применения рестриктивной финансовой политики, которая не была осуществлена. В то же вре­мя с 1 января 1991 г. более чем на 50 % повышаются оптовые цены промышленности при сохранении фиксированных розничных цен, что означало увеличение дотации из государственного бюджета, повыше­ние его дефицитности и увеличение денежной массы в обращении.

Повышение в апреле розничных цен в среднем на 55 % снизило на 1/3 «денежный навес».

Отрицательную роль в стабилизационных мероприятиях союзного правительства сыграл ЦБ РФ, проводивший политику денежно-кредит­ной экспансии, увеличивший почти в 2 раза выдачу наличных денег, бюджетных кредитов российскому правительству. В результате в 2 раза увеличиваются денежная масса и количество наличных денег. С этого момента государство фактически потеряло контроль за денежным обо­ротом и эмиссией денег.