logo
Деньги

18.3. Особенности построения банковской системы России

В XVIII - начале XX вв., вплоть до проведения кредитной реформы 1930-1932 гг., Россия имела развитую, разветвленную банковскую систему. (Исключение составлял лишь период военного коммунизма, когда товарно-денежные отношения и банковская деятельность были по сути дела прекращены.)

Результатом проведения кредитной реформы 1930-1932 гг. явилось построение кредитной системы распределительного типа. Роль коммерческих банков в системе начала снижаться, и впоследствии в нашей стране сложилась монобанковская система, состоящая из государственных банков.

До проведения банковской реформы 1997-90-х гг., в бывшем СССР, как и в некоторых других странах Восточной Европы, утвердилась в основном следующая структура банковской системы: центральный государственный банк с широкими функциями - эмиссионный центр, главный государственный кредитный, расчетный и кассовый институт страны; государственный банк, обслуживающий сферу капитального строительства; банк для внешней торговли.

Отличительными чертами банковских систем социалистических стран были: концентрация банковского дела в немногих кредитных уч­реждениях, централизация управления банками на основе планомерной организации кредита, расчетов, государственной валютной монополии. Центральные государственные банки выступали в качестве универсаль­ных кредитных институтов, которые выполняли большинство функций, присущих в экономически развитых странах различным звеньям бан­ковской системы (исключая страховое дело).

Важным фактором, определяющим структуру банков, их числен­ность, выступает общая направленность хозяйственного механизма. Курс на жесткую централизацию, концентрацию власти порождает монобанковскую систему, основанную на функционировании только одного банка (нескольких соподчиненных банков). Концепция же раз­рушения монополизма, децентрализации управления экономикой ло­гически обусловливает схему, основанную на деятельности нескольких самостоятельных банков. Именно по этому пути пошли такие экс-социалистические страны, как Венгрия, Китай, Югославия. Такая схема принята и в мировой западной практике, где наряду с центральным банком действует множество частных и государственных кредитных институтов (коммерческих, кооперативных, специальных, с особыми задачами, со специальным уставом и др.).

Разделение банков на эмиссионный и деловые (коммерческие) не про­тиворечит созданию нового экономического механизма в России. Бан­ковская система, состоящая из центрального банка, организующего де­нежное обращение и не обслуживающего клиентов (за исключением банков), а также банков, кредитующих предприятия, организации и на­селение, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой.

Разделение банковских функций дает возможность Центральному банку Российской Федерации сосредоточить свое внимание на эмисси­онной деятельности, поддержании стабильности банковской системы, денежно-кредитном регулировании экономики, осуществлении законо­творческой функции и функции «кредитора в последней инстанции».

Коммерческие банки ближе к интересам клиента, полнее координи­руют с ним свою деятельность, позволяют более оперативно решать задачи, которые возникают перед ними на современном этапе, и могут составить конкуренцию прочим кредитным организациям.

Рассмотренные положения послужили теоретическим обосновани­ем проведения банковской реформы в период перестройки экономики России (табл. 18.1).

На первом этапе реформы банковской системы наряду с Госбанком СССР начали функционировать государственные специализированные банки: Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР, созданные для обслуживания определенных народнохозяйственных комплексов и населения. Перестройка банковской системы должна была явиться орга­нической частью глубоких преобразований в управлении экономикой. Однако банковская реформа на первом этапе не дала тех результатов, которые от нее ожидались.

«Наиболее существенным недостатком преобразований, которые были совершены в банковской сфере, явилось то, что они были направ­лены главным образом на банкотворчество без радикального изменения содержания, стиля и методов банковской работы, усиления эконо­мических методов влияния на экономику»1.

Эксперты сходились по мнении, что банки значительно ухудшили свою работу, что реорганизация банковской системы не принесла из­менений, которые бы соответствовали новой экономической модели, а настоящей реформы не получилось.

Главная причина неудачи на первом этапе банковской реформы со­стояла в том, что она проводилась сверху, методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали необходимые предпосылки ее проведения. Коренная перестройка управления эконо­микой была начата лишь в 1987 г. К началу банковской реформы в стра­не еще не сложилось понимание роли банка в экономической реформе в целом. Проблемы экономического роста привели к ослаблению финансового положения субъектов экономики и государства. Дефицит государственного бюджета, использование кредита для покрытия бюд­жетных потребностей, опережающие темпы роста денежной массы по сравнению с темпами роста товарооборота и услуг, предоставляемых населению, усиливали инфляционные тенденции в экономике.

В середине 90-х гг. в условиях развития товарно-денежных отноше­ний, экономических методов хозяйствования роль банков в экономике существенно повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осу­ществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни одно звено управления эконо­микой. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произош­ло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самосто­ятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. Для сопоставления: США, чтобы со­здать 1000 банков, потребовалось около 80 лет - с 1781 по 1860 г.

Динамика развития современной банковской системы России в ко­личественном аспекте имеет следующий вид.