1. Цели и задачи изучения дисциплины
1.1. Цели изучения дисциплины
Дисциплина «Банковский менеджмент и маркетинг» является ключевой дисциплиной подготовки студентов, обучающихся на специализации «Банковское дело». Ее изучение предусматривает проведение лекционных и лабораторных занятий, а также осуществление самостоятельной работы студентами.
Цель данной дисциплины заключается в формировании у студентов теоретических и практических знаний в области банковского менеджмента и маркетинга, менеджмента мировой банковской практики, а также деятельности российских коммерческих банков. Кроме того, целью изучения настоящей дисциплины выступает раскрытие роли банковского менеджмента и маркетинга в современном банковском бизнесе, выявлении принципов осуществления и формирования банковского менеджмента и маркетинга, механизма их функционирования, места в банковской стратегии и политике.
Рабочим учебным планом дисциплины «Банковский менеджмент и маркетинг» предусмотрено изучение десяти основных тем, в которых рассматриваются понятие и сущность банковского менеджмента и маркетинга, их составные части и элементы, стратегическое и текущее планирование деятельности банка, управление банковской деятельностью и персоналом, маркетинговая политика банков, управление ликвидностью, активными и пассивными операциями, инновациями и безопасностью коммерческих банков и ряд других вопросов, являющихся ключевыми для современного банковского менеджмента и маркетинга.
Основной задачей изучения дисциплины «Банковский менеджмент и маркетинг» является реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования к подготовке специалистов в области банковского дела, приобретение компетенций в области разработки банковской политики, подготовки и реализации управленческих решений, организации системы управления банком, его отдельными подсистемами и ресурсами, разработки и применения на практике подходов и методов банковского маркетинга.
Освоение дисциплины должно базироваться на следующих принципах:
Изучение теоретических вопросов с усвоением различных подходов, истории развития, современной ситуации.
Обязательное изучение нормативных актов (Закона о банках и банковской деятельности, инструкций и положений Банка России, других нормативных актов, в том числе документов, разработанных ассоциациями российских банков) с учетом изменений и дополнений.
Владение и использование статистической информации и фактических данных (на лекциях, практических занятиях или в самостоятельной работе студентов) для характеристики современной ситуации в банковской системе, развития отдельных направлений банковского менеджмента.
Развитие навыков самостоятельной работы с периодическим научными изданиями, ресурсами сети Интернет, консультационными системами («Консультант», «Гарант» и др.).
1.2. Задачи изучения дисциплины
В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:
- показать роль банковского менеджмента и маркетинга в разработке и реализации политики коммерческого банка;
- проанализировать основные методы, применяемые в банковском менеджменте и маркетинге;
- выявить сущность, направления, виды, направления и методы стратегического и тактического планирования в кредитной организации;
- усвоить содержание, роль и методические основы банковского маркетинга в системе банковского менеджмента;
- изучить особенности и структуру управления персоналом банка;
- раскрыть основные направления управления банковской деятельностью (ликвидностью, прибылью, пассивами и активами, кредитом и кредитными рисками, валютными и процентными рисками);
- освоить методы и способы оценки и управления эффективностью в деятельности банка;
- изучить содержание и роль аналитической работы в деятельности банка;
- доказать необходимость внедрения инноваций в текущую деятельность коммерческого банка.
1.3. Знания и умения, приобретенные
при изучении дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
а) приобрести устойчивые профессиональные научные теоретические и практические знания по следующим направлениям:
понятие и сущность банковского менеджмента и маркетинга;
методы разработки целей, стратегии и выполнения их в рамках управления банком;
система организации и обеспечения банковского менеджмента и ее основные элементы;
методы и этапы разработки, принятия и реализации решений при управлении банкскими ресурсами, включая и человеческие ресурсы;
содержание и элементы банковского маркетинга как инструмента управления банковским рынком;
основные методы реализации банковского маркетинга для юридических и физических лиц;
б) выработать профессиональные умения и навыки по следующим направлениям:
особенности и специфика банковского менеджмента и банковского маркетинга;
основные элементы банковского менеджмента и маркетинга;
цели, задачи, стратегии в управлении коммерческим банком;
механизмы разработки и применения управленческих решений в рамках банковского менеджмента;
методы банковского маркетинга, сегментация рынка, банковская реклама; навыки применения маркетингового инструментария в системе банковского менеджмента; формирование маркетинговой стратегии коммерческого банка;
механизмы разработки политики коммерческого банка по совокупности функций банковского менеджмента и видам политики (кадровая, кредитная, депозитная и др.);
в) иметь системное представление о:
механизмах управления коммерческим банком;
подходах в управлении человеческими ресурсами банка;
методах банковского маркетинга как подсистеме менеджмента, обеспечивающей конкурентоспособность банковских продуктов и услуг;
1.4. Перечень дисциплин, усвоение которых
необходимо для изучения данной дисциплины
Экономическая теория;
Управление персоналом;
Деньги, кредит, банки;
Финансы;
Финансы организаций (предприятий);
Рынок ценных бумаг;
Экономический анализ;
Бухгалтерский учет;
Налоги и налогообложение;
Мировая экономика;
Организация деятельности центрального банка.
1.5. Перечень дисциплин, взаимосвязанных
с дисциплиной «Банковский менеджмент и маркетинг»
Учет и операционная деятельность в банках;
Организация деятельности коммерческого банка.
Банковские риски;
Финансовый анализ банковской деятельности;
Основы денежно-кредитной статистики;
Международные валютно-кредитные отношения.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Банковский менеджмент и маркетинг
- Содержание
- 1. Цели и задачи изучения дисциплины
- 2. Содержание и объем работы студентов по видам (9й семестр)
- Тема 1. Необходимость и особенности банковского менеджмента
- Тема 2. Стратегическое и текущее планирование деятельности банка
- Тема 3. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью
- Тема 4. Оценка деятельности коммерческого банка
- Тема 5. Управление ликвидностью и рисками в банковской деятельности
- Тема 6. Управление финансовыми результатами деятельности банка
- Тема 7. Управление активами и пассивами банка
- Тема 8. Управление человеческими ресурсами в коммерческом банке
- Тема 9. Управление банковскими инновациями
- Тема 10. Управление безопасностью коммерческого банка
- 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4. Актуальные направления для реферирования статей и подготовки докладов